«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Внедрение коммуникативного проекта в средней школе как неотъемлемая часть создания среды общения на английском языке

Пятница 19 июля 2019

Автор статьи: Модина Вероника Петровна

При возможности создания проекта, подразумевающего общение сверстников из разных стран, учителя и ученики получат мощное составляющее в процессе обучения английскому языку. Например, при планировании организованных занятий по скайпу для обсуждения решения задач по имеюшейся программы по темам, дети получат возможность выражать свои идеи и совместно решать поставленные задачи на английском языке. Этот проект может быть интересен тем, кто изучает русский, как иностранный. В настоящее время существует достаточно школ в Великобритании и Америке, в который дети учат современные иностранные языке, русский в том числе. При правильной организации процесса и удобном распределении времени занятий, данный вид деятельности может быть интересен как одной школе, так и другой. Для создания данной среды думаю, что общение со сверстником должно быть организовано минимум 2 раза в неделю, помимо основных уроков английского языка.

В настоящее время говоря об изучении иностранного языка можно отметить существование разных подходов к обучению. Среди них отдельное место занимают коммуникативный подход, значимость активизации учащихся на уроке. Важным является создание искусственных ситуаций общения, своего рода среды, чтобы дети не только учили слова, но умели построить предложения, сказать, попросить, узнать, помочь иностранцам, в случае необходимости.

       Однако к сожалению, многие дети не чувствуют, что это реально существующий мир, который интересен своими традициями, особенностями, настоящим общением. Для большинства все эти дети Бен, Jane, Clare и другие живут на страницах учебника. Вне всякого сомнения, уроки могут быть отлично построены, задана база, но… Чего-то явно не хватает. И так считают многие ученики. И воодушевляет эта идея. Они действительно хотят общаться со своими сверстниками на английском языке, желают иметь возможность практиковать свои языковые навыки, использовать их, чтобы по-настоящему помочь, узнать, спросить, ответить. Некоторые дети одарены воображением. Кто-то склонен к точным наукам. Но так или иначе любой заговорит по-английски, когда процесс обучения нравится и интересен.

     Было бы просто замечательно, если бы мы говорили об изучении английского, как второго языка, а не как иностранного, обеспечив детям в школе возможность иметь практику с детьми-носителями. Думаю, результаты не заставили бы себя ждать. На языке принято говорить прежде всего. Английский язык отличается от других предметов прежде всего своей коммуникативной направленностью, что придает важность практике полученных знаний. Сам вопрос звучит: «Do you speak English?»

     Каким образом можно говорить о взаимодействии детей из разных стран?

     При возможности создания проекта, подразумевающего общение сверстников из разных стран, учителя и ученики получат мощное составляющее в процессе обучения английскому языку. Например, при планировании организованных занятий по скайпу для обсуждения решения задач по имеющейся программы по темам, дети получат возможность выражать свои идеи и совместно решать поставленные задачи на английском языке. Этот проект может быть интересен тем, кто изучает русский, как иностранный. В настоящее время существует достаточно школ в Великобритании и Америке, в которых дети учат современные иностранные языке, русский в том числе. При правильной организации процесса и удобном распределении времени занятий, данный вид деятельности может быть интересен как одной школе, так и другой. Для создания данной среды думаю, что общение со сверстником должно быть организовано минимум 2 раза в неделю, помимо основных уроков английского языка.

     Каковы же причины прибегнуть к проекту по привлечению иностранной школы к сотрудничеству?

     Во-первых, интерес ребенка узнать, поделиться, самому сказать и быть понятым иностранным сверстником. Имея «базу» — программу/ план ситуаций, ученик не только отрабатывает на практике изученные лексические единицы, фразы, предложения, но и приобретает новое — выражения, практику уточнить, удостовериться, правильно ли собеседники поняли друг друга, не говоря уже об опыте взаимодействия, в процессе которого «потолок» не определен. Конечно же, в ходе самого урока ученики составляют массу диалогов, работают в группах. Однако на практике мост «живого общения» с представителями другой культуры далеко не то же самое. Дети оживляются, становятся совершенно другими. Им интересно узнать о Бене, Кейт, Томе. А значит их память сработает намного лучше, не сразу конечно, так как вначале они могут немного волноваться, что вполне понятно.

     Во-вторых, в результате бесспорно увеличится количество разговаривающих непринужденно на английском языке, что повысит англо-грамотность у российского населения. Ведь важность создания среды общения и практики языка сложно переоценить. Помимо отработки усвоенных лексически единиц в речи, получения новых интересных выражений, тренировки понимания на слух в процессе разговора и осознания, что тебя понимают иностранные сверстники, в ходе решения общих задач, дети приобретают бесценный опыт сотрудничества. Именно в разговоре рождаются совместные идеи, принимаются решения, ученики учатся отстаивать свою точку зрения, слушать, понимать, работать и общаться. К сожалению, на данный момент английский язык в школах России изучается, как иностранный, не как второй язык в основном из-за отсутствия языковой среды. Однако даже создав говорение на английском в ходе уроков, будет не хватать важного элемента общения — «живого» языка сверстников, представителей разных культур, но без всякого сомнения, имеющих много схожих интересов.

     Итак, в-третьих, важное составляющее данного коммуникативного проекта заключается в воспитании культурной нравственности и осознанности учащихся. Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет формирование у учащихся ценностного отношения к иноязычной культуре и знание как минимум одного иностранного языка.

     Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

     Ситуации к занятиям хорошо подбирать на темы, важные для обсуждения и формирования у ученика отношение к проблемам. До общения, в процессе, после него должно появиться желание сопереживать, совместно решить проблему. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные вопросы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы войны, нищеты и борьбы с ней.

     Возможность развития потенциала каждого ребенка сложно переоценить. Я сталкивалась с тем, что при обсуждении или групповой работе детям было нечего сказать даже на русском языке. «Не знаю», «надо подумать». Конечно, всегда есть те, кто ответит. Но мы же заинтересованы в совершенствовании навыков речи каждого ребенка. Поэтому я считаю очень важным развивать наличие своего мнения, умение выразить, отстоять или согласиться с собеседником. Особенно если речь идет о культуре нашей родной страны. Желание и умение с теплотой, любовью рассказать на английском об особенностях страны основываются на правильном понимании и структурировании основных моментов каждым учеником. Но если ребенок не отвечает даже по-русски на вопросы о нашей культуре или же его ответы довольно сжаты и вряд ли впечатлят собеседника? В этом случае необходимо как можно больше практики на самих уроках не только в лексических структурах, построении предложений, грамматике, аудировании, но и в создании учителем возможности рассмотреть тему под разным углом с помощью ситуаций общения, «Что если…» тем самым развивая понимание вопроса, работу мышления иметь и отстаивать свою точку зрения, одновременно прислушиваясь к собеседнику.

     Общение безусловно должно строиться на взаимном уважении, на желании узнать иностранную культуру, поделиться частью своей. Естественно представителям разных обществ следует продумывать заранее, что они хотели бы узнать, какие вопросы задать, лучше даже ознакомиться заранее с культурой собеседника, чтобы избежать того, что какой-то вопрос может задеть или ранить ровесника. Все это важно, так как залогом длительного плодотворного сотрудничества может быть только взаимное уважение, чувство такта, вежливость. 

     Таким образом, роль учителя английского языка неоспоримо важна и является связующей взаимодействия учитель — ученик — собеседник, которое нельзя назвать иначе, чем сотрудничество, плодотворное только в том случае, если основой является осознание главной идеи, цели, результатов, а также взаимное доверие и уважение, желание узнать и поделиться опытом.

     Имея время занятий-общения ограниченным, нужно понимать значимость подготовки как самих учеников перед занятиями (структурирование изложения идей, вопросов, фраз и т.д.), так и обсуждения цели, задач, результатов учителя со своими студентами. Каждый участник проекта должен понимать важность того, что является не просто сверстником, товарищем или другом иностранному студенту, а представителем школы, культуры, страны в целом. Это обязательно нужно донести до каждого ученика.

     Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.

     Помимо всего прочего, чтобы проследить реализованы ли цели программы, считаю нужным учителям выполнять анализ занятий-общения учеников.

     В целом, возможность прибегнуть к внедрению коммуникативного проекта по взаимодействию представителей разных культур имеет массу преимуществ для изучения английского языка в школе, являясь «живой» средой общения для учащихся, несет много нового, полезного и интересного. Это возможность практики говорения, понимания иностранной речи на слух, умение переспросить и убедиться в правильности понятого, которые так необходимы каждому ученику средней школы, изучающему английский язык. Не знание отдельных слов, фраз, а умение говорить на языке, узнать, разобраться, понять, помочь важно. Потому если бы была возможность реализовать этот проект, было бы здорово!

Оставить комментарий

Комментарий

..