«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Национально-региональный компонент на уроках английского языка

Вторник 23 июля 2019

Тезисы к докладу «Использование краеведческого материала как национально-региональный компонент на занятиях «Школы гида»»

В современном мире знание английского языка и его совершенствование является одним из актуальных проблем нового поколения.

Актуальность данной темы заключается в том, что использование краеведческого материала является способом улучшения процесса обучения. Что касается иностранного языка, то данный подход способствует более продуктивному восприятию и пониманию данного предмета. Поэтому мы решили разработать набор открыток «Famous people of Amga», используя материалы школьного краеведческого музея им.Л.В.Киренского и музея «История школы». Знание истории родного края и способность рассказать о нём на английском языке способствует формированию коммуникативной компетенции, а также формированию личности школьника. Использование пособия по английскому языку с материалами краеведения создаст положительную мотивацию для изучения английского языка и краеведения.

  • связи с вышесказанным гипотезой исследования является предположение, что использование на занятиях английского языка набора открыток «Famous people of Amga», разработанной на основе межпредметной интеграции краеведения Амги и иностранного языка, будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции.

Цель – создание набора открыток «Famous people of Amga», для  учащихся c 5- 8 классы

Задачи:

  1. Изучить биографии известных людей Амгинского улуса.
  2. Составить тексты о персоналиях и перевести их на английский язык
  3. Создать набор открыток, используя компьютерную программу Corel Draw

Практическая ценностьработы состоит в том,что созданный набор открыток может быть использован на занятиях, в рамках кружка по английскому языку «Школа гида»

Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний и необходимость использования знаний и умений на английском языке.

Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию.

           В результате работы над созданием набора открыток «Famous people of  Amga» с использованием материалов школьного краеведческого музея имени Л.В.Киренского и музея «История школы» мы расширили свои представления о малой Родине — о знаменитых людях нашего улуса, у нас возник интерес к истории села, мы смогли проявить свои творческие способности.

Мы получили огромный опыт, мы научились распределять обязанности в группе, обрабатывать собранный материал, представлять собранный материал в виде открыток, компьютерных презентаций, документа в программе Corel Draw, фотоотчетов.

Мы научились рассказывать о знаменитых людях Амгинского улуса на английском языке. Расширили словарный запас по английскому языку.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что гипотеза подтвердилась. Использование набора открыток «Famous people of Amga» на основе интегративного подхода по английскому языку способствует совершенствованию и развитию коммуникативных навыков учащихся.

Список т литературы:

1  Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия // Учитель. 2001.

№1

2.  Карташова В.Н. Краеведение на уроках английского языка // Иностранные

языки в школе. 2011. №1. С.46-49.

3.  Клычникова З.И. Особенности обучения чтению на иностранном языке -2-е

издание, исправленное. – М.: Просвещение, 2009.

4.  Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.:

Издательский центр «Академия», 2010.

5.  Погорелая Г.В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников

иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. №1. С. 62-65.

6.  Погорелая Г.В. Школьное краеведение как компонент иноязычного

образования // Иностранные языки в школе. 2012. №6. С.60- 65.

7. В.Г.Григорьева.  сказитель У.Нохсоров.  Якутск, 2012

8. Культура Амги: наследие и современность.  Якутск, Бичик, 2008

9. Летопись Амги-Слободы, 1962-2016. Якутск, 2017

10. Амгинский район- вехи столетия.  Якутск, Бичик, 2011

11. Амгинский улус. История, культура, фольклор.  Якутск, Бичик, 2001

12. Материалы школьного краеведческого музея им.  Л.В.Киренского

МБОУ Амгинская СОШ №1 имени В.Г.Короленко

Республика Саха ( Якутия)

Амгинский район село Амга

МБОУ Амгинская СОШ №1 имени В.Г.Короленко

с углубленным изучением отдельных предметов

Использование краеведческого материала как национально-региональный компонент на занятиях «Школы гида»

2019 г., с.Амга

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….

 Глава I. Актуальность использования краеведческого материала как национально-региональный компонент на занятиях английского языка……………………………………………………………..

Глава II. Изготовление набора открыток «Famous people of Amga» с использованием  материалов школьного краеведческого музея им.Л.В.Киренского и музея «История школы»………………….

Выводы ……………………………………………………………………………………………………

Список  литературы………………………………………………………………………………

Приложение ………………………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире знание английского языка и его совершенствование является одним из актуальных проблем нового поколения.

Важнейшей задачей является развитие патриотизма, основанное на знании и умении представить свою родную культуру на международной арене. Погружение учащихся в мир родной и иноязычной культуры способствует развитию мышления средствами языка, учащиеся учатся понимать менталитет не только народа изучаемого иностранного языка, но и родного языка, осознавать свое место и предназначение в ней. Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развития учащихся происходит при расширении кругозора о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона.

Ряд лингводидактов утверждают, что интересный партнер по межкультурной коммуникации только тот, который знает и понимает свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит говорящий, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.

            Вопрос использования краеведческого материала актуален, так как учебные пособия, интегрирующие два предмета «иностранный язык» и «краеведение», в частности «краеведение Амги», отсутствуют по объективным причинам (содержание предмета «краеведение» уникально в каждом регионе).  В связи с этим возникает потребность в разработке учебного пособия по предмету.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что использование краеведческого материала является способом улучшения процесса обучения. Что касается иностранного языка, то данный подход способствует более продуктивному восприятию и пониманию данного предмета. Поэтому мы решили разработать набор открыток «Famous people of Amga», используя материалы школьного краеведческого музея им.Л.В.Киренского и музея «История школы». Знание истории родного края и способность рассказать о нём на английском языке способствует формированию коммуникативной компетенции, а также формированию личности школьника. Использование пособия по английскому языку с материалами краеведения создаст положительную мотивацию для изучения английского языка и краеведения.

  • связи с вышесказанным гипотезой исследования является предположение, что использование на занятиях английского языка набора открыток «Famous people of Amga», разработанной на основе межпредметной интеграции краеведения Амги и иностранного языка, будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции.

Цель – создание набора открыток «Famous people of Amga», для  учащихся c 5- 8 классы

Задачи:

1) Изучить биографии известных людей Амгинского улуса.

2) Составить тексты о персоналиях и перевести их на английский язык

3) Создать набор открыток , используя компьютерную программу Corel Draw

Методы исследования:

  1. Изучение краеведческой литературы.
    1. Разработка набора открыток «Famous people of Amga», используя материалы школьного краеведческого музея им.Л.В.Киренского и музея «История школы».

Практическая ценность работы состоит в том,что созданный набор открыток может быть использован на занятиях, в рамках кружка по английскому языку «Школа гида»

  1. Актуальность использования краеведческого материала как национально-региональный компонент на занятиях английского языка

Страноведение нашей страны в учебниках английского языка представлено недостаточно. Краеведческий материал о различных регионах отсутствует полностью, так как невозможно включить материал обо всех субъектах Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысяч сел и деревень. Недостаточное знание и неумение рассказывать о Малой Родине может привести к тому, что учащиеся окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению на иностранном языке. Необходимо научить школьников говорить о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства.

 Учащиеся должны уметь представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Учащиеся должны уметь оказать помощь зарубежным друзьям, приехавшим в Россию и Республику Саха (Якутия): встретить, познакомить с родным городом, пригласить в гости в свою школу, семью, обсудить с ними различные проблемы на английском языке. Современный этап развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения. Знание истории своей Малой Родины — это любовь к своему родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Учащиеся лучше и глубже осознают свою культуру, анализируя и сравнивая. Это вызывает осознание причастности к событиям, происходящим в мире, уважительное и терпимое отношение к различиям между людьми, культурами. Местные материалы увязывают жизнь и быт любого населённого пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины и существенно дополняют содержательную сторону иноязычной речи.

В результате изучения краеведческого материала учащиеся узнают:

  • основные этапы развития и события истории родного края;
  • личности знаменитых земляков;
  • достижения культуры;
  •  памятники природы;
  • связь региональной культуры с культурой России и мира;
  • географические особенности родного края;
  • наиболее значимые памятники литературы, фольклора края.

Учащиеся будут уметь:

  • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках на английском языке;
  • давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры на английском языке;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории родного края, культурным достижениям;
  • проводить очные и заочные экскурсии на английском языке по родному краю.

Возможности использования краеведческого материала в переводе на английском языке учащимися:

1.  Исследовательская деятельность по изучению краеведческого материала.

2.  Организация экскурсий для изучения памятных мест, памятников культуры, музеев, достопримечательностей.

3.  Работа над проектами.

4.  Заочные путешествия  для учащихся.

Выводы по I главе

Местный материал должен стать обязательной частью при изучении иностранного языка.

Необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой по изучению иностранного языка, в частности английского языка, так как краеведение многогранно по своему содержанию: в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор и др.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.

Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности.

Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни.

Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний и необходимость использования знаний и умений на английском языке.

Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию.

II. Изготовление набора открыток «Famous people of Amga»

с использованием  материалов школьного краеведческого музея им.Л.В.Киренского и музея «История школы».

Краеведение – интересный и познавательный раздел в истории, который не только знакомит с историей родного края, малой Родины, но и позволяет увидеть то, что человек не замечает в обычной жизни, считает для себя естественным и обычным. Краеведение на иностранном языке позволяет увидеть особенности каждого народа, уникальность места проживания, воспитывает патриотическое отношение к своей истории, народу, а также позволяет более системно просматривать события одной эпохи в разных странах. Как показывает практика, учащиеся знают достаточно информации о стране изучаемого языка, но совершенно не могут познакомить «иностранца» со своей малой Родиной. Для них вызывает трудность подбор интересной информации о родном городе. Вот почему мы решили создать набор открыток с самыми известными людьми нашей родной Амги.

Цель: создание набора открыток на английском языке для иностранных туристов, желающими ознакомиться с известными людьми Амги.

Целевая аудитория: учащиеся школ, иностранные школьники и студенты, а также другие туристы.

Задачи:

  1. Выбрать наиболее интересных известных людей Амгинского улуса.
  2. Изучить их биографию и другие интересные факты.
  3. Составить краткое описание  на русском языке.
  4. Перевести составленный текст на английский язык.
  5. Подобрать фотографии  выбранных известных людей.
  6. Создать набора открыток «Famous people of Amga» с использованием материалов школьного краеведческого музея имени Л.В.Киренского и музея «История школы».
  7. Оформить открытки в программе Corel Draw.
  8. Распечатать открытки.

 Методы и приемы: Изучение литературы по теме исследования, сбор материала.

Сроки: сентябрь – январь 2017-2018 учебного года.

Продукт: набор открыток «Famous people of Amga» на русском и английском языках.

Необходимое оборудование:

  1. цифровой фотоаппарат
  2. компьютер
  3. принтер
  4. рабочие файлы
  5. проектор
  6. текстовый и графический редакторы
  7. типографские услуги

Этапы работы

Этапы работы Задачи Содержание работы
1.Подготовительный этап:   1.1. погружение в проект     Ознакомиться с понятиями «проект и проектная деятельность». Выбор темы проекта и уточнение названия. Постановка проблемы, цели и задач проекта Изучение темы проекта, подбор материала для уточнения названия проекта. Выделение вопросов, рассмотрение которых позволило бы достаточно полно раскрыть исследуемую проблему, решить задачи для достижения поставленной цели.
1.2. планирование деятельности Составление и обсуждение с учителем плана работы над проектом Консультации с учителем по составлению плана работы над проектом и по отдельным этапам работы над ним, уточнение способов работы, сроков и имеющихся ресурсов.
2.Основной этап    2.1. осуществление деятельности Составление списка литературы, подлежащей изучению. Поиск литературы для работы над проектом.
Обработка материала. Изучение литературы, сбор и обработка фактического материала.
Выполнение исследования Обобщение и систематизация собранного материала.
Обобщение, выводы Обсуждение с учителем всей проделанной работы и выработка шагов по созданию проектного продукта.
  2.2. Оформление результатов Оформление работы. Оформление письменной части проекта, консультации с учителем по поиску стиля проекта.
  2.3. Презентация результатов Создание электронного документа. Повторение сведений по работе в программе Corel Draw. Создание электронного документа в Corel Draw. Консультации с учителем, редактирование в компьютерной программе и ее доработка с учетом замечаний учителя.
Подготовка к защите проекта Посещение репетиционных и консультативных занятий с учителем по предзащите проекта. Генеральная репетиция публичной защиты проекта.
3. Заключительный этап. Защита проекта Публичная защита проекта (школьная научно-практическая конференция).
3.1. Оценка результатов Подведение итогов. Анализ выполненных работ: качество выполнения продукта и проектной деятельности, качество выполнения проекта, качество защиты и др. Оценка и самооценка проекта.
Составление отчета о проделанной работе. Доработка проекта и письменной части отчета с учетом замечаний и предложений.

В процессе работы над проектом – созданием открыток с использованием краеведческого материала мы погрузились в историю Родного края.

Данная работа  позволила нам проявить себя индивидуально и в группе, применить свои знания на практике и показать публично достигнутый результат. В ходе реализации проекта мы расширили свой лексический запас на двух иностранных языках, увеличили объём знаний о родном крае в лицах.

В процессе данной деятельности у нас сформировались навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Мы научились проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

Данная деятельность способствовала формированию у нас следующих компетентностей:

  • Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
  •  Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
  • Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

Практический выход этого проекта — использование его в качестве наглядного пособия в рамках занятий «Школа гида» по английскому языку.

Из всего вышеизложенного следует, что изучение иностранного языка – это прекрасное средство для развития всех учебных умений и навыков учащихся.

Описание процесса исполнения

19.09. 2017. Первое заседание.

Ученики, желающие работать над проектом и  учителя- наставники собрались на первое заседание. Чтобы помочь разобраться, что такое проектная деятельность и как нужно работать над проектом, наши учителя-наставники представили нам презентации. Просмотрев ее, мы уяснили для себя важные моменты, которые нужно учитывать при работе над проектом.

Для начала, учитель нам предложил выбрать тему. Мы решили остановить свой выбор на знаменитых людях нашего улуса.

Наши учителя с нами согласились. Затем мы определили проблемы, цели и задачи предстоящей работы, выделили вопросы, рассмотрение которых позволило бы достаточно полно раскрыть исследуемую проблему. После выбора темы мы уточнили название проекта: Создание набора открыток «Famous people of Amga» с использованием материалов школьного краеведческого музея имени Л.В.Киренского и музея «История школы».

26.09.2017. Второе заседание

Совместно с учителями  мы составили  и обсудили план работы. Мы получили консультации по составлению плана работы, уточнили  способы работы, сроки и направления работы.

10.10.2017. Третье заседание

Совместно с учителем мы изучали необходимую литературу, отбирали необходимый материал и нужную информацию. Затем приступили к сбору и обработке фотоматериала.

24.10.2017. Четвертое заседание

На протяжении двух недель мы изучали литературув том числе материалы музеев. Собирали и обрабатывали фотоматериал.

14.11.2017.   Пятое заседание

Систематизировали собранный материал и  представили промежуточные результаты.

К следующему заседанию мы получили задание перевести информацию на английский.

28.11.2017г.

 Мы обсудили с учителями всю проделанную работу, проверили правильность переводов и выработали шаги по созданию продукта.

05.12.2017г.

Тема заседания: Оформление результатов.

Мы занимались оформлением письменной части проекта,  а также проконсультировались с учителем по поиску стиля оформления.

12.12.2017г. Тема заседания: Презентация результатов.

Мы повторили  с учителем сведения по работе в программе Corel Draw и начали работу по созданию электронного варианта.

26.12.2017г.  Тема заседания: Подготовка проекта  к защите.

Мы проконсультировались с учителем, отредактировали компьютерную версию и доработали ее с учетом замечаний учителя. Обсудили с учителями все вопросы по предзащите проекта. Провели генеральную репетицию публичной защиты проекта.

12.01.2018г. Защита проекта.

Публичная защита проекта (школьная научно-практическая конференция).

16.01.2018г. Подведение итогов.

После публичной защиты проекта на школьной научно-практической конференции, мы вместе с учителями обсудили качество выполнения продукта, качество защиты и др. Также мы попытались дать оценку нашей работе.

23.01.2018г. Составление отчета о проделанной работе.

Мы доработали проект и письменную часть отчета с учетом замечаний и предложений учителей.

Выводы

           В результате работы над созданием набора открыток «Famous people of  Amga» с использованием материалов школьного краеведческого музея имени Л.В.Киренского и музея «История школы» мы расширили свои представления о малой Родине — о знаменитых людях нашего улуса, у нас возник интерес к истории села, мы смогли проявить свои творческие способности.

Мы получили огромный опыт, мы научились распределять обязанности в группе, обрабатывать собранный материал, представлять собранный материал в виде открыток, компьютерных презентаций, документа в программе Corel Draw, фотоотчетов.

Мы научились рассказывать о знаменитых людях Амгинского улуса на английском языке. Расширили словарный запас по английскому языку.

Подведя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что мы эффективно использовали отведенное время и выполнили работу в срок. Хотя, нужно отметить, что если бы этот проект мы выполнили бы  снова, то  внесли бы некоторые изменения в свою работу: например, увеличили бы количество открыток, или даже изготовили бы тематические открытки.

У нашего набора открыток есть сильные стороны: он красочно иллюстрирован, содержит лаконичную и точную информацию на двух языках, создан с любовью к своему родному краю.

Нам очень понравилась работать по программе Corel Draw и хотели бы продолжить заниматься исследовательской деятельностью и созданием открыток или буклета на русском и английском языках в дальнейшем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • результате изучения иностранного языка у обучающихся формируются представления о его роли и значимости в жизни современного человека. И каким будет опыт использования иностранного языка, как средства межкультурного общения, зависит от учителя, от его желания и возможностей сделать учебный процесс интересным и увлекательным.

Для развития устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету педагогу необходимо использовать разнообразные учебно-методические пособия. Учебный материал, построенный на национальных ценностях, закладывает основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свою Родину и народ. Работа с открытками на основе интегративного подхода повышает активность обучения, мотивирует учащихся к дальнейшему совершенствованию в области иностранного языка, позволяет работать учащимся в индивидуальном темпе, помогая усвоить весь необходимый объем знаний. В процессе выполнения разнообразных заданий

у учащихся формируется коммуникативная компетенция. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретают умения адекватно воспринимать и передавать информацию, учитывать мнение собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с одноклассниками и учителем. Продуктивно      формируются            элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) с учетом речевых возможностей и потребностей.

  • В            процессе данной работы были реализованы поставленные

задачи:

  1. На основе изученной методической и педагогической литературы дана характеристика интеграции краеведческого материала и английского языка.
  • Изучены теоретические основы формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
  • Создан  набор открыток «Famous people of Amga» на основе интегративного подхода по английскому языку.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что гипотеза подтвердилась. Использование набора открыток «Famous people of Amga» на основе интегративного подхода по английскому языку способствует совершенствованию и развитию коммуникативных навыков учащихся.

Использованная литература:

1  Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия // Учитель. 2001.

№1

2.  Карташова В.Н. Краеведение на уроках английского языка // Иностранные

языки в школе. 2011. №1. С.46-49.

3.  Клычникова З.И. Особенности обучения чтению на иностранном языке -2-е

издание, исправленное. – М.: Просвещение, 2009.

4.  Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.:

Издательский центр «Академия», 2010.

5.  Погорелая Г.В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников

иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. №1. С. 62-65.

6.  Погорелая Г.В. Школьное краеведение как компонент иноязычного

образования // Иностранные языки в школе. 2012. №6. С.60- 65.

7. В.Г.Григорьева.  сказитель У.Нохсоров.  Якутск, 2012

8. Культура Амги: наследие и современность.  Якутск, Бичик, 2008

9. Летопись Амги-Слободы, 1962-2016. Якутск, 2017

10. Амгинский район- вехи столетия.  Якутск, Бичик, 2011

11. Амгинский улус. История, культура, фольклор.  Якутск, Бичик, 2001

12. Материалы школьного краеведческого музея им.  Л.В.Киренского

Приложение

Персоналии краеведческого музея имени Л.В.Киренского

Lobanov Philip Egorovich

Lobanov Philip Egorovich (1952-1972) is a serviceman, in 1970 he was called in ranks of the Soviet Army and served in Sakhalin.

On the 2nd of June in 1972 the fuel`s store was burned. The greatest danger was the pyramid of barrels with the fuel, which was in the territory of the store. The military servants began to take away them and to pour water. But the last barrel swept and got stuck under the container with gasoline. People began to recede. Philip Lobanov rushed forward, he ran up and, having hooked on a barrel, dragged it from the tank. The barrel blew up, the flame captured the brave soldier. His friends managed to bring down a flame from him, and he was sent to the nearest hospital. Doctors made everything to save the soldier, but the soldier died.

Philip Lobanov was only 20 years old. During service he left about himself a kind memory. For the shown courage and dedication at rescue of socialist property during the fire he is forever enlisted in lists of military unit and awarded posthumously the order of  the Red Star.

Л.В. Киренский

                На этой фотографии видите Героя Социалистического Труда академика Л.В. Киренского, Который родился 7 апреля 1909 года В селе Амга, В семье русского крестьянина, бабушка была местной якуткой. Отец Василий Васильевич малообразованный, не имел юридического образования, он вёл судебные дела односельчан – русских и якутов . Хорошо владел русским и якутским языками и понимал быт и нравы местных. Односельчане его с благодарностью называли “ своим крестьянским адвокатом”. Мать Екатерина Васильевна с образованием фельдшера – акушера работала в Амгинской больнице акушеркой . у Киренских были дети Галя, 1905 года рождения, Леня младше 4 года сестры.

               Леня начальное образование получил в Амгинской церковно-приходской школе. Ныне кухня школы №2. /Показывает/. Вот четырехлетний Леня с сестренкой Галей. После окончания средней школы в г. Якутске, Олекминске. В 1931 г. Поступил в Московский государственный университет  имени Петровского. В 1950 году защитил докторскую диссертацию. В 1954 г. В Красноярске стал директором Института физики Академии наук СССР. Известный ученый-физик-академик, талантливый  организатор науки, активный общественный деятель, депутат верховного совета СССР 3-х созывов, Герой Социалистического  труда .

             В 1968 г. На 100-летний юбилей нашей школы не мог приехать. Только отправил телепрограмму с таким содержанием  /читайте/. Леонид Васильевич умер в 61-м году жизни, В свете творческого труда.

               В фотографиях /показывает/ школьные годы, среди учителей, одноклассник Немчинов-Амгинский, копия диплома. Где только3 –хорошо, остальные – все отлично, с женой и дочкой, открытие памятника из трех глыб около института. В открытии памятника побывал учитель нашей школы Михаил Александрович Расторгуев.

Наш школьный музей носит имя академика Л.В. Киренского.          

Leonid Vasilyevich Kirensky

         On this picture you can see the Hero of Socialist work Leonid Vasilyevich Kirensky, an academician, who was born on the 7th of April in Amga in a peasant’ family. His granny was a native yakut woman. His father, Vasiliy Vasilyevich, was not an educated man. He held judicial cases of native Yakut and  Russian people. He spoke Russian and Yakut very well. His mother, Yekaterina Vasilyevna, was a medical woman. He had a sister Galya who was born in 1905.

Leonid got a primary education in Amginsky Church school. Now it is a canteen of school #2 (показывает). This is four – year –old Lenya with his sister Galya.

        After graduating the secondary school in Yakutsk, in Olekminsk he entered Moscow State University after Petrovsky in 1931. In 1950 he had defended doctoral dissertation. In 1954 he became the head of Physic’s  Institute of Science Academy of USSR in Krasnoyarsk.

        Leonid Vasilyevich Kirensky is a famous scientist, physicist, an academician, a talented organizer of science, public figure, deputy of supreme soviet, the Hero of Socialist work.

        He couldn’t come to the 100th anniversary of our school in 1968. He sent a telegram (читает). Leonid Vasilyevich died in 1970.

        In this photo you see his school years, among the teachers, Nemchinov – Amginsky, his classmate, copy of his diploma, where you can see only three good marks and excellent marks, with his wife and daughter, an opening of monument near the Institute. Our teacher Mikhail Alexandrovich Rastorguyev was in an opening of this monument.

        Our school museum is after an academician Leonid Vasilyevich Kirensky.

Mikhail Mikhaylovich Nosov (1887 – 1970)

M.M.Nosov, the painter, was born  in the family of  priest  in 1887 in Meginsky ulus of Yakutia. His childhood was in Sulgacha of Amgisky ulus.

He entered toVolnaya working high school in St. Petersburgh and finished it in 1910. During this time Nosov regularly visited the famous academician V.V. Radlov and an ethnograf V.N.Vasilyev. He was self – educated and studied the History, ethnographia and archeology. Also he studied an art. In 1920 years Mikhail Mikhaylovich worked as a painter and a regional worker. He was in many places of Yakutia, In 1934 Nosov entered to Yakut museum.  Most of all he was interested in old yakut clothes.

Художник М.М.Носов родился в семье священника в 1887 году  Мегинского улуса Якутии. Детство его прошло в Сулгаче Амгинского улуса. Он поступил в Вольную рабочую высшую школу в Санкт – Петербурге в 1910 году. В это время Носов регулярно посещал известного  академика В.В. Радлова и этнографа В.Н.Васильева. Он был самоучкой и изучал историю, этнографию и археологию. Также он изучал искусство В 20 годах Михаил Михайлович работал как художник и краеведческий работник.  Он был во многих местах Якутии, рисуя старинные предметы В 1934 году Носов поступил в Якутский музей. Больше всего он интересовался старинной якутской одеждой

Korolenko V.G.

Vladimir Galaktionovich Korolenko (27 July 1853 – 25 December 1921) was a Russian and Ukrainian short story writer, journalist, human rights activist and humanitarian. His best-known work include the short novel The Blind Musician (1886), as well as numerous short stories based upon his experience of exile in Siberia. Korolenko was a strong critic of the Tsarist regime and in his final years of the Bolsheviks.

Korolenko’s debut short story, the semi-autobiographical «Episodes from the Life of a Searcher» telling the story of a young Narodnik desperately looking for his social and spiritual identity,was published in the July 1879 issue of Saint Petersburg’s Slovo magazine. Another early story, «Chudnaya» (Чудная, Weird Girl), written in prison cell, spread across Russia in its hand-written form and was first published in London in 1893.

«Makar’s Dream» (Сон Макара) established his reputation as a writer when it was published in 1885. The story, based on a dying peasant’s dream of heaven, was translated and published in English in 1892. 

In August 1881, while in Perm, Korolenko refused to swear allegiance to the new Russian Tsar Alexander III (the act that some political prisoners and exiles were demanded to perform, after the assassination of Alexander II) and was exiled again, this time much farther, to Yakutia. He spent the next three years in Amga, a small settlement 275 km from Yakutsk, where he did manual work, but also studied local customs and history.

In the autumn of 1905 he started working upon the extensive autobiography The History of my Contemporary (История моего современника), fashioned to some extent after Alexander Hertzen’s My Past and Thoughts. Part one of it was published in 1910, the rest (Part 4 unfinished) came out posthumously, in 1922. In 1914 the Complete Works by V.G. Korolenko came out.

U. G. Nokhsorov

U. G. Nokhsorov was born on May 27, 1907 in the Abaginsky village of Amginsky district. Since the early childhood he grew, listening to the well-known Amga olonkhosut  T. V. Zakharov – Cheebiy and G. Z. Artemyev whose olonkho  executed with pleasure. Since young years he became famous in native and the neighboring districts as the talented singer and olonkhosut with surprisingly strong, beautiful voice. P. A. Oyunsky, having listened to U. G. Nokhsorov, advised him to participate at a republican competition of olonkhosut as a result of which the manuscript olonkho song «Dyyray Bergen» was handed over in scientific archive in 1939. This manuscript came out in the Sakha Booturdara series. Record of songs, toyuk songs and olonkho of U. G. Nokhsorov was made in 1946 by means of a diskograf and a phonograph in an office of folk music of the Moscow conservatory. These records were restored in 1976 and released as a phonograph record.

During lifetime of U. G. Nokhsorov prepared for printing and published the collection of songs in 1947. U. G. Nokhsorov in May, 1946 when anniversary of the end of war was celebrated, acted in a gala concert on behalf of the Yakut people. He amazed the audience with an inspired toyuk «Day of a great Victory». In 1948 participated at the All-Union folklore festival of the people of the USSR where he became the winner. After the festival the singer of the Yakut people was depicted on a cloth by the national artist of the USSR N. Rozhdestvensky. A picture of  the artist was called «Yakut-olonkhosut». The reproduction of a picture is printed in an album «Artists of Siberia».

In 1938 in November he was excluded from ranks of members of the All-Union Communist Party (bolsheviks), further followed arrest with criminal prosecution and release from custody a fault absence of proof. It was completely reabilitated only in 1992. In 1951 U. G. Nokhsorov died.

САХААЧЧА

 Николай Семенович Захаров – до5отторо ааттыылларынан «Сахаачча», биьиги оскуолабыт тустууга чемпионуттан са5алаан улуус, республика, Союз уонна норуоттар икки ардыларынаа5ы курэхтэ4иилэр «Урун кемус» призердарыгар тиийэ ууммут улахан спортсмен.

8-с кылааска дылы биьиги оскуолабытыгар уерэммитэ. Начальнай кылаастарга кинини Саха АССР утуелээх учуутала Марфа Васильевна Онуфриева уерэппитэ.  Коля кылааьыгар пионер баьаатай,  горнист этэ, утуекэн табаарыс буолара. Номо5он сэбэрэтигэр дьуорэлии ки4илии сэмэй майгылаа5а.

7 о5олоох колхозтаах дьиэ кэргэнигэр Коля уьус о5онон тереебутэ. Спорду олус себулуурэ, урдугу ойууга 172см. ылара, ууга харбааьынна , уу иьигэр тустууга, волейболга, баскетболга  – киниэхэ тэннээх суо5а.

Кинини спорка уьуйбут тренердэринэн Самсон Федорович Устинов, Николай Михайлович Давыдов буолаллар. 9-с кылаастан Чурапчыга тустуу оскуолатыгар ССРС утуелээх тренеригэр Дмитрий Петрович Коркинна эрчиллэ барбыта.  Онно тиийэн чахчы бэриниилээхтик дьарыктаммыта, урдук ситиьиилэри ылбыта. 1967, 1968, 1969 сылларга субуруччу, 62 киилэ5э норуоттар икки ардыларынаа5ы тустуу курэхтэригэр «Урун кемус» медаллары ылары ситиспитэ.

Саха тустуутугар  «Сахааччалааьын» диэн  билигин киэнник туттуллар албаьы уескэппитэ.

Коля а5ата сааьын тухары «Амма» совхоз сылгыьыта этэ. Бу кини а5ата туттубут  тэрилэ — ат  кырыаччыта. Захаровтар   дьиэ кэргэн музейга бэлэхтэрэ.

Николай Захаров «Сахаачча» суолунан элбэх Амма о5олоро, биллэр тустууктар тахсыбыттара: Артур, Василий Константиновтар; Василий Уваров; Ефрем Ефремов; Никита Никифоров; Ньургун Иванов уо.д.а.

Кини Аммалар эрэ буолбакка  саха норуотун буттуунун улахан эрэлэ этэ.  21 саастаа5ар оьолго тубэьэн хаарыаннаах оло5о быстыбыта, норуот эрэлэ кудэннэ коппутэ.

Билигин Сахаачча аатынан араас турнирдар буола тураллар. Улуус киинигэр спортивнай оскуола  кини аатын  чиэстээхтик сугэр.   

Nickolay Semenovich Zakharov – Sakhaacha

          Nickolay Semenovich Zakharov – Sakhaacha is a famous sportsman in our region.  He was a repeated winner of Republic, Soviet Union and international competitions.

          He studied in our school till 8th grade. In primary school he was a pioneer guide and the best friend.

          He was born in a farmer’s family. They were 7 children in the family. He was fond of sport very much. He was the best in swimming, running, jumping, wrestling in water, volleyball and basketball.

          His first trainers were Samson Fedorovich Ustinov and Nickolay Mikhaylovich Davydov. When he was in the 9th grade he went to Churapcha wrestling school where Dmitriy Petrovich Korkin was his trainer. He got much there. In 1967, 1968, 1969 he became a Silver prizewinner in international competitions.

         His father was a groom all his life in “Amma” kolkhoz. This is his thing – ат  кырыаччыта – given by Zakharovs family to the museum.

         There were many good wrestlers as  Sakhaacha: Arthur and Vasiliy Konstantinovs, Vasiliy Uvarov, Yefrem Yefremov, Nikita Nikiforov, Nyurgun Ivanov etc.

         He was a hope of not only Amga people but the whole Sakha nation.

         Sport school in Amga  is after his name — Nickolay Semenovich Zakharov – Sakhaacha. There are different tournaments in honour of Sakhaacha.

Оставить комментарий

Комментарий

..