«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении иностранному языку

Пятница 30 августа 2019

Аннотация: Под рукой каждого учителя должна быть таблица методов и приемов для развития критического мышления и, исходя из содержания урока, учитель сам выбирает на каком этапе какой метод использовать. Можно сравнить такой набор  с коробкой цветных карандашей который постоянно используется для создания урока. В статье дан теоретический обзор таких методов, а затем их практическое применение в 7-8 классах при обучению по учебнику Spotlight.

Автор: Вахненко Елена Николаевна, Руководитель ШМО, учитель английского (9МБОУ Гимназия № 1 г Краснознаменск МО).

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который  является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром»  действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и  который способен к адекватной самооценке.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих  обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления.

Обзор технологии развития критического мышления

Что же такое «критическое мышление»? Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

  • Что я знаю?
  • Что я узнал нового?
  • Как изменились мои знания?
  • Где я смогу применить полученные знания?

Цель применения: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).

Технология КМ  — целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это  совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает навыки исследования, анализа и самоанализа, ставит в ситуацию, когда нужно практически использовать иностранный язык.

Технология развития критического мышления – стадии

Технологические этапы урока (стадии) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
III. Рефлексия (reflection):

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

  • информативный материал, способствующий развитию КМ (то есть интересный, вызывающий желание делать открытия)
  • метод (отдельный прием занятия) для каждого этапа урока.

Под рукой каждого учителя должна быть таблица методов и приемов и, исходя из содержания текста, учитель сам выбирает на каком этапе какой метод использовать. Можно сравнить такой набор методов и приемов с коробкой цветных карандашей, которая должна быть у каждого учителя, и он выбирает тот карандаш\карандаши, который подходит к данной картине (материалу урока) и делает его более красочным и интересным.

В интернете масса списков и таблиц таких методов и приемов при использовании критического мышления, здесь указаны те, которые использую сама и они дают хорошие результаты. Не сочтите это за плагиат, это та самая «коробка цветных карандащей», похожая на другие коробки.

Методы и приёмы работы на уроке при использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Название метода Описание метода Этапы урока (стадии)
«Инвентаризация» — составление списка известной информации Учащиеся записывают (обычно на стадии вызов, а индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им верную информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее. «Что мы знаем, что мы узнали». Вызов

Рефлексия

Мозговой штурм

Brainstorm

Цель использования:

1. выяснение того, что знают дети по теме

2. набрасывание предположений, идей по теме (ЛИБО  при отсутствии информации, идей – вопросы, чтобы хотели выяснить)

3. активизация полученных знаний

Вызов

Рефлексия

Корзина идей Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется рисунок\ значок корзины,  в которую условно собирается то, что ученики знают по данной теме.

Алгоритм работы:

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все,что знает по теме (индивидуальная работа 1-2 минуты).
  2. Обмен информацией в парах или группах.
  3. Далее каждая группа вписывает какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  4. Все сведения кратко записываются в «корзину идей», даже если они ошибочны.
  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
  6. Корзина дополняется той информацией из текста, которой там вообще не было.
Вызов

Осмысление

Рефлексия

Верные и неверные утверждения В начале урока учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. Они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а момент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к утверждениям, чтобы выяснить, какие же из них были действительно верными. Вызов

Рефлексия

Лови ошибку Учитель заранее подготавливает небольшой текст на заданную тему, содержащий ошибочную информация, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Затем они изучают новый материал (текст 2\таблицы\графики\карту), после чего возвращаются к тексту 1 и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

KWL Chart

KNOW

WONDER

LEARNT

Учитель объявляет тему или название произведения, предлагает учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю).

Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

По мере освоения новой информации заполняется 3 колонка (ответы на поставленные вопросы, новая информация по  теме) .

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах, всем классом.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Ключевые слова Учитель  произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста, диалога  и т.д.) Вызов
«Тонкие» и «толстые» вопросы Работа парами или группами после получения (чтения) новой информации. Одни ученики формулируют вопросы, другие отвечают

Тонкие вопросы: общие — Is he  …? Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? tag questions  (…….,  isn’t he?

Толстые вопросы: Объясните, почему…?    Почему Вы думаете …?    В чем различие …?     Предположите, что будет, если… ?

Рефлексия
Чтение с остановками Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части. К каждой из них сформулированы вопросы (простые – факты, вопспроизведение информации, уточняющие, объясняющие (почему), творческие) Осмысление
Прием «ИНСЕРТ»  I — interactive       самоактивизирующая

N — noting            системная

S — system            система\разметка

E — effective         для эффективного

R — reading and   чтения

T – thinking        и размышления

Это маркировка  текста значками по мере его чтения

 « V » — уже знал

 « + » — новое

 « — » — думал  иначе до чтения текста

« ? » —  есть вопросы, хотел бы узнать поподробнее

Осмысление
Перепутанные логические цепи Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку. Осмысление

Рефлексия

Р А Ф Т Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст по освоенной теме не от своего лица.  Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.

  • Р – роль, от чьего лица составляется текст
  • А- аудитория кому адресован текст
  • Ф- форма
  • Т – тема
Рефлексия
Ролевая игра Активизация изученного материала Рефлексия
Ролевая игра Заранее готовится инсценировка по новому материалу.

Цель: заинтересовать учащихся, удивить,  эффект неожиданности, постановка проблемы, которую нужно решить при освоении нового материала.

Вызов
Синквейн Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия, осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

  • 2 прилагательных, описывающих тему
  • 3 глагола, характеризующих дейcndbt
  • Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
  • синоним к теме

В синквейне не должно быть однокоренных слов

Рефлексия
Fish bone – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки.

На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они делают на стадии вызова  до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта).

Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Возможно добавление и верхних, и нижних косточек, расширение представленных сведений.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Кластер («грозди»)                                        Кластер («грозди») – графический прием систематизации материала          

1 этап – мозгоовой штурм (идеи)

2 этап – систематизация, оформление в кластер,

3 этап – дополнение кластера после освоения материала

4. нахождение взаимосвязей между ветвями

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Кластер («грозди») Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди Осмысление

Рефлексия

(возможно домашнее задание)

Прогнозирование с помощью открытых вопросов (ромашка Блума) Чтение текста по частям и постановка вопросов.

Виды вопросов:

Простые (о фактах)

Объясняющие (Почему?)

Творческие («Что будет с героями дальше?»  В вопросе может юыть частица  БЫ, элементы условности, предположения, прогноза)

Оценочные (выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Чем это отличается от того»?)

Практические (вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как вы бы поступили на месте героя?» «Где в обычной жизни?»

Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать при работе в группах, при проведении опроса.

Осмысление

Предлагаю  следующий вариант использования «карандашей»  при работе по учебнику Spotlight 7 класс.

Текст “Mexicо city” , стр 13 Стадия Вызов, метод Инвентариизация

Текст “Bookworms” стр 16 Стадия Вызов Осмысление Рефлексия, метод KWL Chart

Текст “American Teens with drive”  стр 27 Стадия Осмысление , метод Тонкие и толстые вопросы

Текст “The Yeoman Warders”  стр 31 Стадии Вызов, Осмысление, Рефлексия, метод KWL Chart

Текст “Children in Victorian times”  стр 33 Стадия Рефлексия , метод Верные и неверные утверждения

Текст “British Teenage Magazines”  стр 41 Стадии Вызов, Осмысление, Рефлексия, метод Лови ошибку

Текст “Legoland California”  стр 61 Стадия  Осмысление, метод Чтение с остановками

Текст “The National Sport of England”  стр 71 Стадия Вызов, метод Ключевые слова

Часть текста’”Daniel Defoe” (биография)  стр 103 Стадии Вызов, Осмысление, Рефлексия, метод KWL Chart

 

и  при работе по учебнику Spotlight 8 класс.

Текст’ Breaking the Ice” , стр 10,  Первая часть текста Стадия Вызов, метод Ключевые слова, Стадия Рефлексия, метод Верные и неверные утверждения

Вторая часть текста с советами, Стадия Вызов – мозговой штурм, стадия Осмысление — прием «Инсерт»

Текст ‘”Obento — a tasty tradition”, стр 26, Стадия  Рефлексия, метод Тонкие и толстые вопросы

Текст “Charity begins at home” , стр 47 Стадия Вызов, Рефлексия, метод Инвентариизация, Рефлексия — Синквеин

(на стадии Вызов при записи известной информации о благотворительности учитывается и то, что они знают о благотворительности в России  и в англоязычных странах, на стадии Рефлексии дополняем информацией —  это мы узнали — совпадает с Россией, это мы узнали – новая информация  о других странах, потом сравниваем есть в России такое есть или нет?

Текст “Paper VS plastic”  стр 38 Стадии Вызов, Осмысление, Рефлексия, метод KWL Chart

Текст “Animals in the air”, стр 42, Стадия  Рефлексия, метод Тонкие и толстые вопросы

Текст “Marie Curie” , стр 48 Стадия Вызов, Рефлексия, метод Мозговой штурм (плюс поставить вопросы)

Текст “The Master Thief of the Unknown World” , стр 54 Стадия Вызов — метод Мозговой штурм , стадия Рефлексия, методы Перепутанные логические цепи, Лови ошибку

Текст ‘”The World is your Oyster”, стр 90, Стадия  Рефлексия, метод Тонкие и толстые вопросы

Текст “The Thames”  стр 101 Стадии Вызов, Осмысление, Рефлексия, метод Корзина идей

Текст “World monuments in danger”  стр 102 Стадии Вызов, Осмысление, Рефлексия, метод Fish bone

Текст “Out of the ordinary”  стр 122 Стадии  Осмысление , метод Чтение с остановками

 

Таким образом технология критического мышления дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному обучению;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

Список литературы:

  1. Загашев И.О. Заир-Бек С.И. «Критическое мышление: технология развития» Пособие для учителя. СПб, Альянс «Дельта» 2003
  2. Бутенко А.В. Ходос Е.А. «Критическое мышление: метод, теория, практика» Учебно=методическое пособие М, Мирос, 2009
  3. Videouroki.net Максимова Л.В. «Технология критического мышления на уроках английского языка»
  4. Панина Т.С. Вавилова Л.Н. «Современные спосбобы активации обучения» М: Академия, 2006
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.