«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Перспективы использования УМК «Сферы» для 10-11 классов на уроках английского языка в рамках проекта «Базовые школы РАН»

Среда 25 сентября 2019

Автор: Гунина Наталия Александровна

Кандидат филологических наук, доцент

Зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», кафедра «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

С начала нового учебного года, а именно с 1 сентября 2019 года, будет дан старт новому образовательному проекту, разработанному Российской академией наук и Министерством просвещения Российской Федерации. Проект получил название «Базовые школы РАН» и нацелен на выявление талантливой молодежи и создание благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала страны. В рамках проекта были отобраны школы, на базе которых и будут решаться задачи по обучению и подготовке подрастающего поколения для дальнейшей карьеры в сфере науки и высоких технологий.

По итогам конкурсного отбора с учетом рейтинга общеобразовательных учебных заведений в регионах были выделены школы для реализации данного проекта. Итоговый список из 110 школ был опубликован в Российской газете 3 июня 2019 года. В него вошли 4 общеобразовательных учебных заведения города Тамбова — Лицей № 14, Лицей № 6, Лицей № 29 и Гимназия № 12, а куратором проекта по Тамбовской области назначен ректор Тамбовского государственного технического университета М.Н. Краснянский.

Итак, что же такое базовая школа РАН, и каким критериям она должна удовлетворять? Обязательным условием для участия в конкурсе было наличие в регионе крупных университетов и научных центров. Также учитывались достижения учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах, уровень профессиональной подготовки кадров, использование ресурсов РАН и других научных центров в образовательной деятельности, наличие опыта профильного обучения в школе, муниципальный статус учебного заведения.

Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и будет реализовываться по нескольким моделям:

  • профильная школа (обучение на продвинутом уровне по одному или нескольким профилям);
  • школа с углубленным изучением отдельных предметов;
  • школа-лаборатория (организация научно-исследовательской деятельности с использованием современной лабораторной базы, с привлечением ведущих региональных университетов);
  • школа при университете;
  • школа-ресурсный центр (организация лабораторных и факультативных занятий для учащихся других школ, имеющих склонность к научно-исследовательской деятельности);
  • смешанная модель [1].

Перед школами-участниками проекта стоят серьезные задачи по реализации основных направлений работы и достижению поставленных целей. В частности, а школах с углубленным изучением отдельных предметов, было бы целесообразным интегрировать новые учебно-методические комплексы, включенные в федеральный перечень и рекомендованные для обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

Университеты, курирующие данный проект, ставят своей целью оказание поддержки по воспитанию нового поколения российских ученых в базовых школах РАН как центрах дополнительного образования и внешкольной работы. Основными направлениями работы ТГТУ и кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация» являются:

(1) популяризация науки и научно-исследовательской деятельности среди школьников;

(2) организация проектной научно-исследовательской деятельности;

(3) организация мероприятий по представлению результатов проектной и научно-исследовательской деятельности.

Рассмотрим возможности УМК «Сферы» с точки зрения его содержательного потенциала и возможностей интеграции в образовательный процесс и решения задач проекта.

Авторы УМК отмечают коммуникативную направленность курса и выделяют следующие   отличительные характеристики [2]:

  • Современные аутентичные тексты, соответствующие возрасту учащихся и их интересам (после специально проведенного социологического исследования среди подростков);
  • Привычные учителям и учащимся задания и упражнения, написанные с учётом современных подходов к изучению английского языка;
  • Большое количество заданий и упражнений на закрепление лексико-грамматического материала учебника;
  • Четкая структура тематических циклов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Разделы, рубрики, упражнения и проектные работы, реализующие личностные, метапредметные и предметные результаты согласно требованиям ФГОС, в том числе и ИКТ-ориентированные;
  • Возможность работы с учащимися разного уровня знаний на одном уроке (дифференцированный подход в пределах одного класса) благодаря специальному разделу;
  • Целенаправленная подготовка к сдаче ЕГЭ через задания, предлагаемые как в основных уроках, так и в специальном разделе «Focus on exams»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Раздел «Учись учиться», в котором учащиеся найдут информацию о том, как правильно и быстро сделать презентацию, узнают основные правила ведения круглых столов и обсуждений, как писать различного рода письма и эссе и т.п.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Раздел самопроверки и секция для самостоятельной оценки полученных знаний;
  • Отдельно выделенный словарь с активной лексикой после каждого тематического цикла.

Как представляется, отмеченные преимущества учебно-методического комплекса «Сферы» позволяют использовать его в качестве базового учебника, так и источника вспомогательного материала, а также для организации проектной работы на уроке английского языка в рамках изучаемых тем. Так, например, в ходе работы над темой «Learn to live, live to learn» — УМК «Сферы» 11 класс — учащиеся знакомятся с системой домашнего обучения в Великобритании и США (задание на аудирование Homeschooling), обсуждают возможности использовании цифровых технологии в обучении (чтение текста о «молодых компьютерных гениях» Young experts, написание эссе на тему Computers and modern life), рассуждают о роли книг в обучении и формировании личности (задание на аудирование Teenagers talk about what they read),  узнают о системе образования и типах школ в Австралии и Великобритании (задание на чтение Two very different schools), а также обусждают проблемы сельских школ и дистанционного образовании в России (задания на понимание прочитанного и отработку вокабуляра Village schools and distance learning). Как следует из перечисленных тем, материал, несомненно, представляет интерес для старшеклассников в силу его актуальности, новизны и познавательного характера.

В качестве примера рассмотрим возможности организации работы на уроке английского языка по теме «Homeschooling». На этапе, предшествующем аудированию, преподаватель предлагает учащимся закончить предложения и предугадать ответы, руководствуясь имеющимися знаниями и применяя навыки критического мышления. После прослушивания аудиозаписи, учащиеся в парах обсуждают ответы и сопоставляют их со своими вариантами. Затем преподаватель организует фронтальную проверку и переходит к следующему этапу – обсуждению плюсов и минусов домашнего обучения. На данном этапе представляется целесообразным провести мозговой штурм, разделив класс на две группы – «сторонников» и «противников» домашнего обучения, и дать каждой из них возможность продумать свои аргументы. Затем каждая из групп представляет свою точку зрения, при этом работу можно организовать в формате дискуссии. В классах с более низким уровнем языковой подготовки, можно предложить учащимся выполнить упражнение из учебника (Задание 3 «How would you feel?»). Сначала учащиеся читают аргументы и в парах соотносят их с соответствующей колонкой в таблице – For homeschooling / Against homeschooling. Затем учащиеся формулируют собственное мнение по проблеме, используя предложенные аргументы в качестве языковой опоры.  Для закрепления и отработки лексики по теме можно предложить учащимся описать и сравнить две картинки по теме «Homeschooling».

Разноплановое представление темы «Learn to live, live to learn», с привлечением нового, актуального для ребят этого возраста материала может послужить основой для применения новых педагогических технологий в школе, а именно организация работы учащихся над проектом, как индивидуально, так и в группах. Поскольку на изучение темы отводится достаточное количество времени, работа над проектом может быть организована поэтапно.

Учитывая возрастные особенности и интересы учащихся старшей школы, может быть предложена следующая тематика проектов в рамках изучения юнита «Learn to live, live to learn»:

  • Lifelong learning – a must or a luxury?
  • Homeschooling as part of inclusive education
  • Books that are worth reading for a teenager
  • Useful learning resources for high school learners

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, отчет, стендовый доклад, альбом, коллаж и другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, дискуссия, круглый стол. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.

Как известно, проектная деятельность способствует активному развитию критического мышления, осознанному отбору материала, его творческому осмыслению и презентации. Работа над групповым проектом формирует у учащихся навыки командной работы, умения брать индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение каждого задания по разработке проекта. Все эти навыки и умения востребованы в современных условиях и позволяют учащимся применять на практике знания, полученные в школе, а также самостоятельно осваивать новый материал, используя современные технологии.

Таким образом, УМК «Сферы» может быть интегрирован в учебный процесс и использован для решения задач проекта «Базовые школы РАН», а именно, формирования у учащихся навыков проектной деятельности и представления ее результатов в различных формах.

Список источников

1 Российская газета. Утвержден список базовых школ РАН //  https://rg.ru/2019/06/03/utverzhden-spisok-bazovyh-shkol-ran.html

2 УМК «Сферы» //  https://prosv.ru/umk/about/english-spheres.html

Оставить комментарий

Комментарий

..