«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

К 70-летию российско-китайских дипломатических отношений: линия «Время учить китайский!» (5-11 классы) и ее особенности как средства обучения межкультурному диалогу

Вторник 1 октября 2019

В 2019 году отмечаются 70-летний юбилей Китайской Народной Республики – стратегического партнера Российской Федерации и 70-летие установления российско-китайских дипломатических отношений. На протяжении всего года проходят многочисленные мероприятия, посвященные этим годовщинам и подчеркивающие значимость дружбы между двумя великими соседями.

Одним из важнейших факторов углубления международного и межкультурного взаимопонимания является широкое изучение партнерами языков и культур друг друга, и на этом пути в XXI столетии Россией и Китаем достигнуты значительные успехи. В частности, в России, кроме активизации включения китайского языка (прежде всего, как второго иностранного) в учебные планы образовательных организаций разных уровней, обогащается база учебной, в том числе школьной, литературы по китайскому языку. Разработка издательством «Просвещение» совместно с издательством “人民教育出版社”(«Народное образование», КНР) предметной линии «Время учить китайский!» для 5-11 классов стала успешным примером сотрудничества профессионалов России и Китая и беспрецедентно масштабным двусторонним проектом по созданию УМК для российской школы. В 2018 году линия для 5-9 классов уже была включена в Федеральный перечень учебников Министерства просвещения РФ.

Автор: Сизова Александра Александровна

Кандидат исторических наук, учитель высшей категории

Доцент, руководитель Научно-образовательной секции исследований Китая; учитель китайского языка; руководитель авторского коллектива линии УМК «Время учить китайский!» (5-11 классы)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Школа востоковедения; ГАОУ Школа №548 «Царицыно» (г. Москва)

К юбилею отношений России с «новым» Китаем приурочен выпуск линии учебников и учебных пособий для старшей школы – 10 и 11 классов. Таким образом, впервые российские учителя и школьники стали располагать завершенным и актуальным комплексом учебных изданий по китайскому как второму иностранному языку с 5 по 11 классы. Создание отвечающей духу времени профессиональной серии, обеспечивающей содержательную и методическую преемственность в основной и старшей школе, формирование и развитие иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенций, было положительно встречено педагогической общественностью и изучающими китайский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной работе выделяются некоторые концептуальные, содержательные и организационно-методические особенности предметной линии «Время учить китайский!» для 5-11 классов в контексте обучения российских школьников современному китайскому языку, культуре Китая и диалогу культур.

Среди наиболее значимых черт линии стоит подчеркнуть следующие:

  • является первой полной русскоязычной серией УМК по китайскому языку как второму иностранному для средней школы (5-11 классы), отвечающей современным нормативным и методическим требованиям;
  • соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) ООО и СОО и Международной программе обучения китайскому языку;
  • создана международным мультидисциплинарным коллективом, в который вошли специалисты не только в области китайского языка и педагогики, но и востоковеды, эксперты по истории и культуре Китая, межкультурной коммуникации и международным отношениям, а также учителя-практики с многолетним опытом работы в российской школе;
  • направлена на обучение коммуникации в широком межкультурном и международном контекстах, решению практических задач с использованием китайского языка, а также на ознакомление школьников с основами цивилизационного развития и реалий традиционного и современного Китая;
  • методически сбалансирована, имеет профессиональную востоковедческую основу, исходит из плюрализма методических подходов в обучении иностранным языкам (прежде всего, межкультурного коммуникативного), учитывает новейшие достижения китаеведения, методики преподавания языков и педагогической психологии, предполагает реализацию обучения в рамках системно-деятельностной парадигмы;
  • отражает преемственность в обучении языку и культуре Китая на ступенях основного и полного среднего образования, соотносится с примерным ожидаемым уровнем продолжающих групп в высших учебных заведениях РФ;
  • позволяет осуществлять успешную подготовку к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ), международным экзаменам (汉语水平考试(HSK), YCT), предметным олимпиадам и конкурсам по китайскому языку;
  • отличается актуальностью лексики, внушительным объемом предлагаемых лексических и иероглифических единиц (более 3000 единиц основной и дополнительной лексики, более 1100 иероглифических знаков), аутентичностью учебных текстов;
  • предлагает широкий спектр заданий разных типов, направленных на формирование и развитие всех видов языковых навыков и коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (чтении, аудировании, говорении и письме);
  • содержит обширный страноведческий материал о Китае и России на китайском и русском языках;

  • включает дополнительные компоненты, направленные на закрепление отдельных навыков и умений, аспектное преподавание иностранного языка и культуры;
  • имеет эстетичное и рациональное оформление, привлекательное для подрастающего поколения и находящееся в строгом соответствии с СанПиН, многочисленные иллюстрации по изучаемой тематике, в том числе являющиеся частью заданий;
  • уделяет значительное внимание развитию «мягких навыков», проектно-исследовательской и творческой деятельности, учебной автономии, способности адаптации к изменениям среды;
  • создана с учетом вариативности дизайна современного урока и предоставляет свободу педагогического творчества, в том числе применения технологий «перевернутого» класса, «смешанного обучения», подхода «город как школа», геймификации и других;
  • предполагает возможности индивидуализации обучения, использования уровневого подхода, выстраивания индивидуальных траекторий для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • ориентирована на компаративный подход в изучении культурных, социальных и исторических феноменов;
  • предусматривает широкое использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств, позволяет подросткам интегрироваться в китаеязычную информационную среду в сообразных возрасту формах и объемах.

Рассматриваемая серия отражает оригинальную методическую концепцию, сочетает высокое качество учебного материала с доступной подачей, исходящими из результатов исследований тенденций и акцентов школы XXI века, психовозрастных особенностей подростков, многолетней работы с подростками и понимания важности развития межкультурной коммуникативной компетенции у современного человека, его интегрированности в полиязычный, поликультурный мир. Философия курса предполагает, что успешность обучения иностранному языку определяется не только результатами проверки уровня владения им в форматах итоговой аттестации, международных экзаменов, но и реальной способностью ученика решать на иностранном языке коммуникативные и метапредметные задачи в самых разных ситуациях общения и разных формах.

Компоненты серии (учебники и их электронные формы, примерные рабочие программы, рабочие тетради, пособия по иероглифике (прописи), книги для учителя, аудиокурсы, сборники контрольных заданий) в настоящее время применяются не только школьниками, но и другими желающими изучить китайский язык на основе актуальных методик. Они становятся надежными образовательными инструментами для тех, кто мечтает освоить путунхуа, совершать туристические и деловые поездки по странам его распространения, вести бизнес и другую практическую деятельность с помощью китайского языка, интересуется историей, традициями и современной жизнью «Большого Китая».

Пособия УМК для педагогов – примерные рабочие программы и книги для учителя – являются насыщенными справочно-методическими изданиями, предназначенными для конструирования современного учебного курса в соответствии с российскими Федеральными государственными образовательными стандартами и достижениями мировой практики. Они были оценены экспертами и учителями как обеспечивающие солидное сопровождение обучения, притом не только китайскому языку, но и культуре Китая, сопоставлению культур и межкультурному диалогу, и существенно облегчающие труд при подготовке к занятиям, итоговой аттестации, конкурсным мероприятиям, включая Всероссийскую олимпиаду школьников.

Предметная линия продолжает развитие и адаптируется к меняющимся запросам образовательной среды. Создаются дополнительные компоненты, адресующие внимание отдельным группам навыков и умений, промежуточному и итоговому контролю (например, пособие «Контрольные задания») и решению других задач.

Методическая поддержка педагогов, работающих с данной серией, осуществляется посредством организации семинаров, вебинаров, других востребованных мероприятий, публикаций членов авторского коллектива и методистов издательства, взаимодействия с образовательными организациями и предметными ассоциациями. Она направлена на консультирование по вопросам применения учебников и пособий, в зависимости от специфических условий обучения, обмен опытом преподавания языка и культуры Китая, обсуждение важных аспектов лингводидактики и межкультурной коммуникации.

Представляется, что интеграция линии «Время учить китайский!» в учебный процесс может оказать содействие системному и последовательному формированию у школьников, изучающих китайский язык, развитой межкультурной коммуникативной компетенции, целого ряда метапредметных навыков и умений, а также солидной китаеведческой базы, столь необходимых сегодня для углубления взаимопонимания двух великих народов и культур и решения актуальных задач российско-китайского диалога.

Благодарим уважаемых коллег за внимание к нашей работе и желаем успехов!

Список литературы:

  • Китайский язык. Второй иностранный язык. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват.  организаций / [Сизова А.А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, и др.]. М.: Просвещение; People’s Education Press, 2019. — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Сизова А.А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, и др.]. М.: Просвещение, 2019. — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык. Второй иностранный язык. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Сизова А.А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, и др.]. М.: Просвещение; People’s Education Press, 2018.  — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [Сизова А.А., Пересадько Т.В., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, и др.]. М.: Просвещение, 2019. — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык. Второй иностранный язык. Рабочая тетрадь. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Сизова А.А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, и др.]. М.: Просвещение; People’s Education Press, 2018. — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык. Второй иностранный язык. Рабочая тетрадь. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Сизова А.А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, и др.]. М.: Просвещение; People’s Education Press, 2018. — (Время учить китайский!).
  • Приказ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 28 декабря 2018 г. № 345 // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/.
  • Сизова А.А. «Время учить китайский!»: новая предметная линия как современное учебно-методическое решение для обучения китайскому языку в основной школе // Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Москвы. Региональное методическое приложение 3 № к журналу «Просвещение. Иностранные языки». Вып. 3. Просвещение, 2017. С. 45-47.
  • Сизова А.А. Китайский язык. Второй иностранный язык. Прописи 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2018.  — (Время учить китайский!).
  • Сизова А.А. Китайский язык. Второй иностранный язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Время учить китайский!». 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2018.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644) // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/.

Сведения об авторе:

Сизова Александра Александровна – руководитель авторского коллектива линии УМК «Время учить китайский!» (5-9, 10-11 классы), кандидат исторических наук, учитель высшей категории, заведующая Научно-образовательной секцией исследований Китая Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель направления «Китайский язык» Ассоциации учителей иностранных языков г. Москвы.

E-mail: asizova@yahoo.com

Оставить комментарий

Комментарий

..