«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Старшеклассники и английский язык: актуальные вопросы воспитания при обучении английскому языку (9–11 классы)

Понедельник 14 октября 2019

Фокин Владимир Андреевич,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры психолого-педагогического образования Костромского государственного университета,

почетный работник высшего профессионального образования РФ,

эксперт Управления академической экспертизы НИУ ВШЭ.

Школьники взрослеют. Старшеклассники выходят на финишную прямую, которая приведет их к началу взрослой жизни и старту будущей профессиональной деятельности. Именно на это направлена учебно-воспитательная работа учителей, в том числе и английского языка, помогающим обучаемым сделать этот старт более успешным. В жизни каждого человека есть своеобразные точки роста.  Их немного:  родился, пошел в школу, закончил её, поступил в вуз, начал работать, женился…. Анализ учебников для 9–11 классов УМК серии «Сферы» по английскому языку показал, что их авторы помнят об этом. О своих впечатлениях относительно того воспитательного потенциала, который они заложили в учебники, и как  помогают учителю-практику  реализовать его во благо ученика, я и хотел бы рассказать в этой третьей статье.

Начать хочу с краткой характеристики старшеклассников, которая, на мой взгляд, необходима для более полного понимания сущности и особенностей воспитательной работы учителя английского языка в 9–11 классах образовательной организации. Современные старшеклассники, конечно, имеют свои особенности, определяемые общественно-политической и социально-экономической ситуацией, которая существует в нынешнем российском обществе, различными событиями, происходящими в мире. Это тема отдельного разговора. Мне же хотелось акцентировать некоторые стороны жизнедеятельности молодых людей, обучающихся в 9–11 классах, которые существовали всегда, и которые учитывались российскими педагогами, и методистами, и учителями-практиками.

Думаю, что имена следующих известных российских исследователей (педагогов и психологов), которые занимались и занимаются изучением воспитательных проблем старшеклассников хорошо известны учителям английского языка: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. [3,4], Кон И.С. [5], Мудрик А.В. [6], Рожков М.И. [2]. Вмести с другими учеными и практиками данные исследователи за последние тридцать лет заложили основы воспитания современных старшеклассников. Принимая эти основы во внимание,  можно компетентно организовывать воспитательную работу с юношами и девушками. В частности, И.С. Кон, понимая юность как особую фазу жизни, подчеркивал закономерность появления в обществе молодёжной субкультуры, отличной от общепринятой взрослой, выводя отсюда необходимость диалога c молодёжью. В работе «Психология юношеского возраста» он пишет о  развитии самосознания, эволюции образа «Я», структуре общения с молодыми людьми, о насилии над детьми. Здесь впервые начат разговор об особенностях развития мальчиков и девочек, гендерных и сексуальных особенностях молодых людей [5]. В последние десятилетия педагоги образовательной организации начинают реализовывать ценностный контекст концепции ЮНЕСКО «Культура Мира» и методологический принцип анализа семантического пространства культуры мира при помощи парных символов социально-нравственных ценностей: «война — мир, диктат -демократия, конфликт – сотрудничество и др.»[6]. Основываясь на нем, можно представить изменение содержания воспитания при  изучении иностранного языка как смену парадигм, построенных на ряде бинарных оппозиций социокультурных ценностей: космополитизм – национализм; альтруизм – эгоизм; прагматизм – бескорыстие; догматизм – критичность и плюрализм; закрытость – открытость, монологичность – диалогичность, милитаризм – пацифизм, доверие – подозрительность, насилие – ненасилие, универсальность – дискриминация и др.

Можно выделить три блока бинарных оппозиций в анализируемом воспитании старшеклассников: «Образ Я», «Образ партнера по межнациональному взаимодействию», «Образ допустимых способов взаимодействия». «Образ Я» складывается из соотнесения приоритетов национального или общечеловеческого, собственных или общественных, практических или идеальных интересов личности, идеологического должествования или самодостаточности. «Образ партнера по межнациональному взаимодействию» может быть похожим или отличающимся, равным или уступающим «Образу Я», вызывающим доверие или недоверие. «Образ допустимого способа взаимодействия» включает допустимость или недопустимость насилия и конфронтации, терпимость или враждебность, открытость или закрытость по отношению к партнеру, склонность или несклонность к поиску компромисса, критичность к информации партнера, информации о нем или догматичность, допустимость или недопустимость различных мнений. Считаю, что авторы учебников для 9–11 классов УМК серии «Сферы» по английскому языку принимали во внимание указанные выше положения современной педагогической науки, российской и мировой.

Назову шесть циклов (Units) в учебнике 9 класса и разделы, которые традиционно называются Russian corner. Эти разделы посвящены следующим темам: Unit 1: Teen world (Мир подростков) – раздел Russian corner «Only the best», Unit 2:Life in a big city (Жизнь в большом городе) – раздел Russian corner «St. Petersburg», Unit 3:The road ahead (Дорога в будущее) – раздел Russian corner «Jobs for Russian teenagers», Unit 4: Living in the Commonwealth (Жизнь в Содружестве) – раздел Russian corner «Siberia – riches in the frozen north», Unit 5: Let’s go shopping (Давайте займемся шопингом) – раздел Russian corner «Helping those in needs», Unit 6: People and places (Люди и места) – раздел Russian corner «Holidays in Russia: a Volga cruise».

В первом цикле  учебника «Teen world» учителя знакомят обучаемых с жизнью их ровесников в других странах, их интересами, учат решать различные проблемы молодых людей. В третьем цикле «The road ahead» обучаемые выполняют тест личностного характера, знакомятся с правилами устройства на работу во время каникул, в том числе в России, узнают мнение их зарубежных сверстников о будущей работе, т. е. начинается профориентация!

Если посмотреть содержание остальных циклов учебника 9 класса, то в них есть место для дискуссий обучаемых российских школьников об особенностях заморских путешествиях, моде, шопинге и др. Все это российские старшеклассники сравнивают с мнением их зарубежных сверстников и могут определить свою собственную позицию.

В учебнике 10 класса выделены разделы (Russian corner) со следующими темами: Unit 1: My world (Мой мир) – раздел Russian corner «A Russian wedding last for 2 days», Unit 2: Technology in your life (Технологии в твоей жизни) – раздел Russian corner «The Sapsan: high-speed train», Unit 3: Saving the planet (Спасая планету) – раздел Russian corner «Moscow’s great heat wave», Unit 4: Have your say! (Выскажись) – раздел Russian corner «The constitution of the Russian Federation», Unit 5: The right job (Правильная работа) – раздел Russian corner «Successful Russians», Unit 6: Living a good life (Жить хорошей жизнью) – раздел Russian corner «Food in Russia».

Содержание учебника для 10 класса предоставляет учителю широкое поля для воспитания. Особый интерес здесь представляет, например, тема первого цикла “My world”. Она посвящена взаимоотношениям между людьми, дружбе, интересам современных юношей и девушек. Десятиклассники узнают много интересных фактов о системе Интернет, компьютерных играх и их опасностях, традициях взаимоотношений юношей и девушек в разных странах. Не менее важна для воспитания и тема второго цикла “Technology in your life”, в которой раскрываются современные достижения науки и техники, новые технологии, изменившие в последние годы нашу жизнь, в том числе и молодых людей во всем мире. Тема третьего цикла “Saving the planet” очень важна для экологического воспитания обучаемых.

Осваивая эту тему, старшеклассники обсуждают вопросы спасения природы от различных загрязнений, охраны окружающей среды не только в мировом масштабе, но и в том месте, где они живут.  Четвертый цикл “Have your say!” рассказывает о правах человека, правах молодых людей, глобальных социальных проблемах. Например, об иммиграции. Содержание Russian corner посвящено рассмотрению некоторых отрывков из Конституции РФ. Этот цикл очень важен для гражданского воспитания старшеклассников. Пятый и шестой циклы (The right job, Living a good life) посвящены http://www.tilt.tc воспитательным вопросам выбора профессии,  планированию успешной карьере на примере жизни и деятельности знаменитых людей, ведению здорового образа жизни. Отмечу воспитательную важность разговора о привычках, которые молодым людям нужно избежать, чтобы жизнь  долго и счастливо.

И, наконец, учебник для 11 класса. В нем циклы (Units) посвящены следующим темам и имеют такие разделы Russian corner: Unit 1: Learn to live, live to learn (Учись жить, учись всю жизнь) – раздел Russian corner «Village schools and distance learning», Unit 2: Travel (Путешествие) – раздел Russian corner «Travelling in the Russian republics», Unit 3: The individual and society (Личность и общество) – раздел Russian corner «Typical Russian», Unit 4: Relations and family (Взаимоотношения и семья) – раздел Russian corner «The Russian “dacha”  is really special», Unit 5: The media (Средства массовой информации) – раздел Russian corner «The press in Russia», Unit 6: The world of work (Mup профессий) – раздел Russian corner «Skolkovo: Russia’s Silicon Valley» .

Анализируя эти темы, можно особо выделить следующие их них и важные для воспитания. Цикл 1. Learn to live, live to learn позволяет обсудить с обучаемыми важность образования и его роль в жизни каждого человека, современные модели обучения в разных странах (дистанционное обучение в России!). Старшеклассники узнают о юных гениях, интересных фактах  обучения их сверстников за рубежом, типах школ в разных странах и др. Цикл 2. Travel позволяет обучаемым получить новую интересную информацию о зарубежных поездках, в том числе и по республикам России, культуре путешествий и др. Большой потенциал для гражданского воспитания несет Третий цикл The individual and society, где обучаемые обсуждают актуальные проблемы современного общества, типы общества и его роль в жизни людей, распространенные стереотипы по отношению в странам изучаемого языка и к России, особенностях национального характера  людей, проблемы взросления юношей и девушек.

Во всех учебниках серии проблемы семьи и семейных отношений были в центре внимания. Это очень важно для семейного воспитания! Четвертый же цикл Relations and family учебника для 11 класса специально посвящен рассказу о семейных взаимоотношениях, о важности дружбы и общения в семье, об оказании помощи близким людям. Особо подчеркну необходимость укрепления межпоколенных связей в России на примере аналогичных связей за рубежом. В последние два десятилетия я уделял особое  внимание разработке проблем геронтологии и укрепления межпоколенных связей [7]. В условиях происходящей в России пенсионной реформы и ориентиров государства увеличить продолжительность жизни россиян до 80 лет, нам всем надо выбрать гуманистические модели взаимоотношений с пожилыми родственниками и просто старыми людьми, которые пропагандируются в зарубежных странах и исключают эйджизм и геронтофобию. В этом нам поможет и содержание данного Цикла.

Пятый и шестой циклы (The media, The world of work) посвящены обсуждению с обучаемыми актуальных гражданских проблем, поднимаемых в СМИ, «гражданской журналистике». На новый уровень поднимается проблема выбора будущей профессии, трудоустройства, рассказывается о мире бизнеса и правилах поведения в новом коллективе, о навыках межличностного общения.

В целом можно утверждать, что содержание учебников для 9–11 классов носит практико-ориентированный характер и нацелено, прежде всего,   на развитие коммуникативной компетенции. В этих учебниках авторы учли, на мой взгляд, возрастные и психологические особенности молодых людей, их подготовку к выбору профессии. Первым шагом этой подготовке является успешная сдача ЕГЭ. Поэтому важна в воспитательном плане аутентичность языковых материалов, подготовка к ЕГЭ, представление учителем в содержании таких материалов и использование таких технологий, которые пригодятся обучаемым в ближайшем будущем.

Завершая общий анализ, хотел бы сделать следующий главный вывод: все учебники серии УМК «Сферы» по английскому языку имеют большой воспитательный потенциал, который при правильном применении воспитательных технологий оказывает большое влияние на становление личности обучаемых. В этом учебно-воспитательном процессе хочу выделить следующие компоненты: социально-перцептиный (определение обучаемым личностного смысла взаимодействия со страной изучаемого языка и ее представителями, признание необходимости плюрализма), информационно-коммуникативного (получение объективной информации о стране изучаемого языка и ее жителях, чтобы выстроить собственное индивидуальное представление, патриотизм), интерактивного (освоение диалоговой модели взаимодействия, общения). Если педагоги, работающие по этим учебникам и читающие эти строки согласны с этим выводом, то можно поблагодарить авторов учебников для 5–11 классов  УМК серии «Сферы» по английскому языку с хорошей работой по их созданию. Эти учебники позволяют учителям продемонстрировать свою компетентность по предмету и умение вести воспитание в процессе обучения. Ученики же воспитываются согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Думаю, можно поздравить издательство «Просвещение» с изданием качественных учебников и пожелать успешного их продвижения в российских общеобразовательных организациях.

Список литературы

  1. Линия учебно-методичеcких комплексов «Сферы» по английскому языку (5-11 классы): учеб. для общеобразоват. организаций /А.А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова, Б. Дерков Диссельбек и др. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019.
  2. Воспитание трудного ребенка /под ред. М.И. Рожкова. -М.:ВЛАДОС. 2001. -240 с.
  3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, -614 с.
  4. Мудрик А. В.Социализация человека. — 3-е, перераб. и расшир. — М.- Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. — 624 с.
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. : Просвещение, 1979. — 175 с.
  6. Диалог между цивилизациями и культура мира https://www.un.org/ru/peace/culture/culture.shtml (дата посещения 24.06.2019)
  7. Фокин В.А.Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом. -М.: Имфра. 2017. -272 с.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.