«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Использование арт-ориентированного метода в обучении английскому языку в начальной школе

Пятница 22 ноября 2019

На современном этапе развития общества обостряется потребность в овладении иностранным языком как средством общения. Современные средства передвижения и коммуникации сблизили людей и сделали мир тесным, а взаимодействие стран, народов и культур стало неизбежным и постоянным. Отсюда возрастает значимость обучения иностранным языкам. Но как сделать урок интересным, продуктивным и насыщенным? Какую технологию использовать, чтобы урок стал практико-ориентированным и личностно-значимым для каждого ученика? Как повысить успеваемость и качество усвоения предметного содержания?

Авторы: учителя английского языка Государственного областного автономного общеобразовательного учреждения «Центра образования, реабилитации и оздоровления» Центра дистанционного образования, г. Липецк

 

 

 

 

Балахчина Ирина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

Холомеева Инна Владимировна

 

 

 

 

В условиях стремительного, динамичного развития  общества, широкого внедрения наукоемких и информационных технологий, потока различной информации лишенной искренности и глубины, искусство со своей способностью всесторонне  влиять на людей и «очеловечивать» их, приобретает особую актуальность. Ведь человек и искусство неотделимы. Поэтому вполне закономерен процесс  применения и внедрения в современной образовательной практике  разнообразных технологий с привлечением средств искусства к решению задач развития, воспитания, обучения обучающихся.

Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка — метод арт-ориентированного обучения. [7]

Итак, арт-ориентированный  метод обучения – это синтез методики, педагогики и искусства. Арт-ориентированный метод обучения — это инновационная модель организации образовательного процесса,  рассматривающая в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства.  [7]

К арт-технологиям относится использование средств иллюстративной наглядности (иллюстрации картин художников, фотографии скульптур, предметы прикладного творчества); просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей по разной тематике, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах и ролевых играх. Всё это стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка, восстанавливает их внутренние силы, ускоряет темп их интеллектуального развития, иными словами объединяет их мировосприятие, чувства и переживания. Спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составными частями арт-технологии. [4]

Раннее начало обучения иностранному языку позволяет положительно использовать благоприятные возрастные особенности детей. В возрасте 7—9 лет у учащихся активно развивается словесно‑логическое мышление, память, произвольное внимание, происходит формирование устойчивой системы учебно‑познавательных и социальных мотивов, личностного смысла учения. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о себе, об окружающем мире, о нравственно‑этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Специфика предмета «Иностранный язык»: его деятельностный характер, коммуникативная направленность, тесная взаимосвязь со многими предметными областями — открывает огромные возможности для создания условий для нравственного и интеллектуального развития языковой личности младшего школьника, готового и способного к межкультурному общению на иностранном языке. Раннее изучение иностранного языка также способствует осознанию учащимися своей принадлежности как к определенному лингвоэтносу, так и к международному сообществу. Обучающиеся учатся общаться в условиях диалога и полилога культур, толерантно воспринимать проявления иной культуры. [8]

На базе Центра дистанционного образования детей-инвалидов (ЦДО) Государственного областного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования, реабилитации и оздоровления» (ГОАОУ «ЦОРиО») была создана инновационная площадка по работе с детьми с расстройством аутистического спектра   (далее РАС) для создания полноценной, комплексной системы сопровождения детей с РАС, позволяющей охватить такие важные этапы жизни: детский сад — школа — допрофессиональное образование. В нашем центре обучается более 30 детей с РАС в разной степени его выраженности.

Для аутистов изучение иностранного языка – открытие нового мира. Успехи в изучении языка могут превзойти все ожидания родителей, а могут быть и едва заметными. Дети с РАС имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки, любят рисовать схемы, простые изображения. Большинство детей–аутистов лучше реагируют на визуальную коммуникацию.

Учителями иностранного языка ЦДО реализуется педагогический проект «Обучение детей с РАС английскому языку», в основу которого была положена методика создания тематических папок (лэпбуков), интерактивных тетрадей и учебно-методических пособий к обычным учебникам и рабочим тетрадям для обучения английскому языку обучающихся с РАС. [1]

В данной статье мы хотим  рассказать как мы разработали и используем методическое пособие «My talking book» к учебнику УМК « English » автора Кузовлева В.П. на своих уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и РАС.

Фото 1. Пособие «My talking book».

Так как для обучающихся с РАС и ОВЗ необходимо создавать определенные условия и систему организации среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Именно применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дает очень многое: они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, ускоряют развитие навыков говорения и общения, развивают навыки фонематического слуха и аудирования, повышают интерес к изучению грамматических правил не при помощи занудных грамматических заданий на подстановку и выбор правильного ответа, а при помощи сказки и рисования на начальном этапе обучения, при помощи песен и обсуждения картин известных художников на среднем и старшем этапах обучения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках.

На начальном этапе обучения чтению и навыкам диалогической речи во втором классе, нам пришла идея создать такое интересное пособие, которое содержало бы в себе все коммуникативные ситуации и диалоги, которые обучающиеся проходили в учебнике и перенести их в книгу «комикс говорилку». Обучение диалогической речи в начальной школе основывается на дедуктивном и индуктивном пути обучения диалогу. Дедуктивный способ предполагает начинать обучение диалогу с прослушивания образца. Затем он читается учащимися, при этом закрепляется интонация, после разыгрывается по ролям и заучивается. Индуктивный способ предполагает путь овладения элементами диалога, а затем формирование навыков и умений его самостоятельного ведения на основе учебно-речевой ситуации. [3]

Наша «книга – комикс My talking book» включает в себя оба способа обучения диалогической речи. За основу его была взята русская народная сказка «Теремок» — «The little house» на английском языке и персонаж популярного американского мультфильма Диснея — Микки Маус. По нашей задумке обучающиеся сначала смотрят видеофильм на сайте «Супер чтение на английском языке», затем читают сказку «Теремок» сами по ролям, а потом знакомятся с героями из Америки (Микки Маусом и его друзья), которые приезжают в Россию, чтобы познакомиться и узнать русских героев сказки и русские традиции. В данном комиксе мы знакомим обучающихся с обычаями и традициями  разных народов, вместе с ними отмечаем праздники и т.д. Ведь  главным в жизни всего человечества является дружба народов, сплоченность. Русская народная пословица  гласит: «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Фото 2. Сказка «The little house»

Данное пособие состоит из диалогов по основным темам: «Greetings», «Where are you from?», «Can you count?», «Bear’s birthday party. How old are you?», «Presents for Bear.», «What do you like to do?», «What do you like to eat?», «What is your favourite colour?», «They are happy together and they know it!».

«My talking book» — это не просто готовая книга «комикс» — это самодельная 3 D книжка, которую обучающиеся с помощью учителя создают сами. Дети, прочитав по ролям сказку «Теремок» на английском языке, которая находится на первых страницах нашей книги, получают задание от учителя познакомить Микки Мауса и его друзей, которые приехали в гости в Россию, с героями русской народной сказки «Теремок». Учителю необходимо подготовить и раздать картинки со всеми героями. Обучающиеся парами составляют диалоги, записывают их в специальные окошки и приклеивают картинки и реплики на толстый двусторонний скотч, что позволяет сделать наш комикс не просто красочным, но и живым. Если у ребёнка возникают трудности в составлении диалога, учитель подсказывает примерные уже готовые реплики, которые находятся в ключах к этой книге. На следующем этапе ученики разыгрывают получившийся диалог, по возможности они его учат наизусть к следующему уроку. [2]

Фото 3. Диалоги в «My talking book»

Таким образом, в  процессе составления диалогов дети будут разучивать и повторять новые фразы и слова много раз. А нам именно это и нужно — сто раз повторить одно и то же, чтобы надолго запомнить. Причем когда ученикам интересно, то они говорят легко и свободно, без принуждения на языке. Так и в жизни они потом будут говорить на английском без страха и стеснения. Играя, можно не только учить новое, но и повторять пройденный материал. Если периодически не вспоминать правила и конструкции, они быстро забываются. Погрузившись с интересом в игру комиксов, дети даже не поймут, что в данный момент повторяют грамматику и лексику.

Обучение диалогу с помощью комиксов — это :

  • источник мотивации и познания мира;
  • ощущение свободы, свобода выбора, свобода творчества;
  • эффективность, удовольствие и польза.

Наше методическое пособие «My talking book» закладывает основу для последующего формирования универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных. Младшие школьники учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что является основой для последующего саморазвития и самосовершенствования и эффективности процесса школьного иноязычного образования.

Данное пособие решает ряд задач:

  • Развивает мышление, как логическое , так и ассоциативное.
  • Способствует пополнению словарного запаса и расширению кругозора.
  • Концентрирует внимание на ощущениях, чувствах, развивает способности к их восприятию.
  • Развивает художественные способности и повышает самооценку.
  • Облегчает процесс обучения.

Использование арт-ориентированного метода в обучении английскому языку в начальной школе имеет множество преимуществ: снятие накопленных психических напряжений; выведение переживания; коррекция нарушений общения с помощью ресурсов искусства; восстановление эмоционального состояния; сохранение душевного здоровья обучающихся; формирование психики с помощью ресурсов искусства. [4]

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что применение «Арт-ориентированного метода  обучения ИЯ» будет работать с помощью стихосложения, музыки, пения, живописи, кино, драматургии и театра, предоставит учащимся возможность проигрывать, переживать, осознавать коммуникативную ситуацию на изучаемом языке и решать ее наиболее удобным для них способом. Искусство может стать для детей с РАС и ОВЗ отдушиной, помочь разобраться со своими чувствами, преодолеть многочисленные источники стресса, а также может стать увлечением и хобби.

Список литературы:

  1. Балахчина И.В., Холомеева И. В. Современные интерактивные формы обучения иностранному языку детей с РАС. Липецк: ГАУДПО ЛО «Институт развития образования», 2017. – С.78
  2. Балахчина И.В., Холомеева И. В. Современные образовательные технологии в обучении английскому языку детей с РАС и ОВЗ (из опыта работы в центре дистанционного образования г. Липецк). Липецк: ГАУДПО ЛО «Институт развития образования», 2019. – С.398
  3. Вайсбруд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи  на иностранном языке. Москва: Титул, 2001.- C.81
  4. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2008.- С. 76-78, 160
  5. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. Москва: Юрайт, 2018.-С. 29-34
  6. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
  7. Прокофьева В. Л. Арт-ориентированная концепция обучения иноязычной коммуникации в науке об обучении и воспитании. Вестник ВГГУ. Киров: Вятский государственный университет,  2010.- С. 114-117
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.).
Оставить комментарий

Комментарий

..