«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Формирование критического мышления у современных школьников

Пятница 1 ноября 2019

Умение критически мыслить является важным жизненным навыком в российском обществе сегодня; поскольку мир меняется все более быстрыми темпами, и экономика становится глобальной, молодые люди выходят на расширяющийся, разнообразный рынок труда. Чтобы помочь молодым россиянам конкурировать за рабочие места, которых еще не было несколько лет назад, сейчас, как никогда ранее, необходимо, чтобы молодые люди обладали способностью мыслить гибко и творчески адаптироваться к новым рынкам труда.

Авторы: Петросян Гаяне Оганесовна

Кандидат филологических наук

Старший преподаватель кафедры иностранных языков экономического факультета

Коростелева Елена Львовна

Учитель математики

ГБОУ Школа 1561 г. Москва

Проблема формирования критического мышления стоит достаточно остро не только в России, она носит, к сожалению, глобальный характер.  В частности, согласно Л. Мендельману: «большинство школ в США не обучают критическому мышлению, и, как следствие, большинство нашего населения не практикует его» [4, c.300]. Некоторые другие зарубежные исследователи утверждают, что «в целом стратегии критического мышления не получили широкого развития и не применялись во время начального и среднего образования в Великобритании» [5, c. 327]. Согласно зарубежным исследованиям, школьные системы должны изменить учебную программу, чтобы выпускники старших классов развили прочную основу навыков критического мышления, позволяя молодым выпускникам школ более успешно выполнять свои задачи после окончания средней школы.

«В сегодняшней обстановке подотчетности … деятельность по критическому мышлению может отойти на задний план при подготовке к тестированию» [5, c. 330]. Вместо того, чтобы предпринимать попытки «зазубривания» учебного материала в течение недель, предшествующих раунду тестов ЕГЭ, для школьников может быть более выгодным в долгосрочной перспективе использовать фактическую информацию в качестве основы для критического изучения более широкого круга вопросов.

Хотя может показаться заманчивым преподавать только тот материал, который входит в тесты всех форм итоговой аттестации в школе, педагогу следует учитывать, что его подопечные не живут в мире множественного выбора / истинного или ложного. Зарубежные эмпирические исследования доказали, что «тесты с множественным выбором редко полезны при оценке жизненных ситуаций», вместо этого школьным педагогам следует разработать «виды интеллектуальных заданий, которые ученики будут выполнять, применяя предмет к профессиональным и личным вопросам в различных областях их реальной жизни» [6, c.4]. В таких условиях учителя обязаны помочь ученикам развить навыки, необходимые для формирования критического мышления с целью более адекватного понимания нюансов современного, сложного общества.

В отечественной историографии проблематика, связанная с критическим мышлением, в основном ограничивается теоретическими аспектами дидактического подхода. Так, согласно Д.М. Шакировой, формирование критического мышления включает цели, задачи, принципы проектирования, этапы и условия обучения, методы, приемы и методы обучения мышлению, формы организации деятельности учащихся, а также методы оценки результатов формирования мышления. Анализируя теоретические и экспериментальные данные для критического мышления учащихся средних и средних школ в общем образовании, можно выявить основные особенности критического мышления как педагогической концепции: критическое мышление представляет собой способность самостоятельно принимать решения на основе навыка самостоятельного поиска информации, ее верификации и комплексного анализа наряду с рефлексией принятых решений. Данное авторское определение сформулировано на основе обязательного требования к мышлению – самостоятельность. В то же время, самостоятельность мышления в целом и формирование критического мышления в частности предполагает наличие устойчивой позитивной мотивации к обучению.

В то же время, по мнению некоторых отечественных исследователей, наиболее «существенной предпосылкой для критического мышления является знание правил логики. Умение критически мыслить означает для ученика следовать правилам логики» [3, с.285]. Элементарные навыки логики должны прививаться в младшем школьном возрасте, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому и интересному.

Для младших школьников важно выучить алгоритм критического подхода к процессу обучения. В этом случае некоторые навыки необходимы для развития критического мышления среди учеников последующих ступеней обучения. Знание этики критики и формирование культуры критического мышления путем организации дебатов, дискуссий, написания рецензий и участия в групповых решениях образовательных проблем следует считать важными для развития критического мышления среди школьников. Основная цель критического мышления среди школьников старших классов, к сожалению, в массе своей не имеющих устойчивых навыков критического мышления, заключается в развитии умственной грамотности для эффективного решения социальных, научных и практических проблем. Задачи формирования критического мышления различаются в зависимости от возраста учащихся, уровня знаний и уже приобретенных навыков [3, с.285].

Технология формирования критического мышления, как и любая технология, имеет свои принципы построения, основанные на особенностях мышления, критически важных для других видов умственной деятельности.

В отечественной педагогике выделяется семь принципов формирования критического мышления у школьников, некоторые из которых, как правило, являются дидактическими, а остальные относятся к критическому мышлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Дидактическая модель формирования критического мышления.

В обобщенном виде в структуре дидактической модели основные элементы технологии критического мышления представлены на рисунке 1.

На наш взгляд, для реализации вышеописанной модели необходимо устранение целого ряда негативных факторов, которые составляют прямое препятствие для формирования критического мышления у школьников.

  1. Наиболее негативным фактором для когнитивных процессов в целом и для формирования критического мышления в целом является, на наш взгляд, стремительная редукция реального межличностного общения в среде школьников, которое все более замещается виртуальным с помощью социальных сетей, блогов и онлайн-ресурсов. Развитие Интернет, разумеется, остановить невозможно, но при полной подмене реальности виртуальными субстратами (например, симулякрами реальности по Ж. Бондияру), приводит почти к полной атрофии способности мыслить самостоятельно. Потребляя готовый «информационный продукт», ребенок с младших классов привыкает получать готовое знание, без всякого анализа и рефлексии. Яркость подачи такого рода медиа-продукции сильно выигрывает на фоне «скучных» занятий в школе [1, c.90]. Поэтому преодоление негативного влияния виртуализации мышления у школьников – очень непростая, но крайне актуальная задача школьного педагога в контексте формирования критического мышления у своих учеников. Для этого необходимо использовать медиа-ресурсы выборочно, применять на занятиях новые методы и технологии обучения, которые позволяют сочетать как традиционные способы формирования критического мышления, так и новые информационные технологии. То есть стоит задача научить детей критически оценивать информацию, которая есть в глобальной сети, научить использовать Интернет для познавательных целей, для решения конкретных учебных задач, а не только для развлечения.
  2. Вторым значимым фактором, который необходимо преодолеть – тестовая направленность обучения. Система ЕГЭ многократно подвергалась острой критике со стороны российского педагогического сообщества, присоединение России к Болонскому процессу имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Дети, обученные решать тесты, основанные на системе ответов «да-нет», в реальной жизни не готовы к вариативному выбору, не в силах исследовать самостоятельно проблемы и решать их без посторонней помощи. Такой подход к обучению, лишенный анализа и возможности творческого мышления, не позволяет формировать навыки критического мышления в системе российского образования.
  3. Третий фактор – это социальная среда, в которой проходит первичная социализация личности современного школьника. Семья как социальный институт воспитания и внедрения основных концептуальных ценностей социума сильно отстает в развитии, большинство родителей сами увлечены виртуальной реальностью и предпочитают проводить больше времени в социальных сетях, нежели в живом реальном общении со своими детьми. В таких условиях усилия школьных педагогов в деле формирования критического мышления не достигают конечной цели, затмеваемые примером родителей, которые большую часть свободного времени проводят в глобальной сети.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование критического мышления у современных школьников приобретает не только дидактический, но и социальный смысл, поскольку без думающего поколения, способного анализировать ситуации в реальности, принимать самостоятельные решения и рефлексировать над собственными поступками, в стратегической перспективе невозможно развитие российского общества в целом. В заключении нашей работы, хотелось бы отметить, что несмотря на факторы, препятствующие формированию критического мышления, современный учитель обязан работать так, чтобы на выходе получить личность, умеющую самостоятельно и критически мыслить, стремительно реагировать на поток поступающей информации и уметь находить правильное решение в быстро развивающем мире.

Список литературы:

  1. Нечитайлова Е. В. Медиатекст как основа развития критического мышления школьников // Проблемы современного образования. №5. 2011. – С.89-95.
  2. Тихоненко А.В. Практическая реализация развития критического мышления младших школьников в профессиональной деятельности учителя (на примере изучения геометрического материала) // Символ науки. №7.2015. – С. 163-167.
  3. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society. № 9(4). – С. 284-297.
  4. Mendelman L. Critical thinking and reading // Journal of Adolescent and Adult Literacy. № 51(4). 2017. –Рр. 300-304.
  5. Pescatore C. Current events as empowering literacy: For English and social studies teachers // Journal of Adolescent & Adult Literacy. № 51(4). 2017. – Рр. 326-339.

Senechal D. The most daring education reform act of all // American Educator.№ 34(1). 2010. – Рр. 4-16.

Оставить комментарий

Комментарий

..