«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Интеллектуальные умения учащихся в языковом образовании: ориентир — PISA

Четверг 19 марта 2020

 

Язык без умения мыслить – это меню без еды:
написано хорошо, а есть нечего.  

Что важнее для успешного общения: знание языка или мыслительные умения? Уточним вопрос: Что важнее для успешного общения в 21-ом веке: знание языка или продуктивное мышление? Информационная эпоха, поставившая на первое место умение работать с информацией, совершать научные прорывы и создавать инновации, однозначно отвечает на этот вопрос: продуктивное мышление. В наше время, продуктивное мышление обеспечивает успех экономических систем, превосходство во всех областях государственного функционирования, лидерство в мировом сообществе. Важнейшая роль в формировании продуктивного мышления и интеллектуальных умений принадлежит языку – инструменту человеческого познания, мысли и коммуникации.

 

 

Автор: автор: Мильруд Радислав Петрович

Интеллектуальные умения, продуктивное мышление, коммуникативная компетенция, PISA – Programme for International Students Assessment, содержательно-языковая интеграция — CLIL, интеллектуально нагруженные задания.

Интеллектуальная разминка

Для начала, попробуем решить проблемную задачу, в которой, на первый взгляд, все обычно: прочитать предложения и ответить на вопросы. Предложения предъявляются последовательно так, что отвечая на вопрос к предыдущему предложению, школьник не видит следующую фразу:

  1. Moon dust could be a useful source of fuel for rockets, according to scientists.

Question: How can dust be a source of fuel? Write your suggestion (up to 25 words). Key: принимается ответ, демонстрирующий творческое воображение, научное мировоззрение и личностную зрелость кандидата.

  1. The theory means heating the Moon dust to extract oxygen from it for reaction with added hydrogen to create water.

Question: Why are the two chemical elements in the focus of scientists’ attention? Tick off all the correct answers.

a) Neither oxygen nor hydrogen has been found on the Moon.
b) Both oxygen and hydrogen exist in the Moon dust.
d) Oxygen can be produced on the Moon.
e) Hydrogen must be brought in and added to oxygen.

Key: d, e

3) Scientists plan to use electricity from solar panels to make a spark and to turn water into oxygen mixed with hydrogen that will give out energy to push the rocket forward. In the explosion, new water is produced.

Task: How can oxygen mixed with hydrogen give energy to the rocket? Write your answer in 15-25 words.

Key: Hydrogen mixed with oxygen explodes from a spark and gives energy to the rocket. This explosion produces water again because water chemical formula is H2O.

В предъявленных фрагментах текста, излагается теория о том, что если нагревать лунную пыль, то содержащиеся в ней недавно обнаруженные частицы кислорода можно соединить с доставленным на Луну водородом и получить воду. Во время полёта, необходимо будет воздействовать на воду искрой от электроэнергии солнечных батарей и снова получить смесь кислорода и водорода, которая при возгорании создаст реактивную силу для движения ракеты. При этом вновь образуется вода. Каждый школьник знает формулу воды H2O и им должны быть хорошо известны горючие (взрывоопасные) свойства «гремучего газа». Трудность заданий обусловлена не пробелами в коммуникативной компетенции учащихся. Затруднения обусловлены недостаточными интеллектуальными умениями применять имеющиеся естественнонаучные знания в новых ситуациях. Школьники должны дополнять информацию логическим продолжением, разрабатывать мыслительные алгоритмы решения задачи в непривычных заданиях и создавать основания для ответа. Для выполнения подобных заданий нужна сообразительность – способность экстренно замыкать смысловые связи. Без интеллектуальной готовности, языковых знаний может быть недостаточно для эффективного решения проблемы и общения. [2]. Опираясь на языковую компетенцию, учащиеся знают «как сказать», а интеллектуальные умения помогают им решить «что сказать» в той или иной ситуации.

Что вызывает затруднение?

Затруднения школьников могут быть обусловлено тем, что они нередко  предпочитают полагаться на выученные знания, ориентируясь на заранее известные им форматы тестирования. В результате, учащиеся уверенно выполняют стандартные бланковые задания или строят развёрнутые письменные высказывания по заданной схеме. Как следствие, интеллектуальные умения теряют свойственную им природную гибкость, а продуктивное мышление остаётся невостребованным, пребывая вне тренировки.

Альтернативная оценка образовательных достижений

Помимо языкового тестирования, регламентирующего содержание задания и формат ответа, существуют альтернативные способы оценки образовательных достижений школьников. Рассмотрим в качестве примера, международную программу оценки образовательных достижений учащихся PISA – Programme for International Students Assessment. [4]

Программа представляет собой международное сопоставительное исследование интеллектуальных умений пятнадцатилетних учащихся разных стран мира. Исследование осуществляется при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития. Национальным центром тестирования PISA в России, является «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО). Тестирование проводится каждые три года, начиная с 2000 года. За этот период, количество стран-участниц увеличилось с 32 до 79. Российские восьмиклассники регулярно участвуют в этом интеллектуальном испытании с положительной, но неустойчивой динамикой средних результатов.

Интеллектуальные умения школьников измеряются в таких областях знаний, как естественнонаучная, математическая и читательская грамотность (функциональное чтение). Каждый раз, выбирается очередная область знаний из названных трёх и добавляется новое направление, например, финансовая или информационная грамотность, решение проблем, глобальные компетенции. Тестируется нестандартное мышление, умение применять доступные знания, способность творчески и продуктивно мыслить. Разработчики программы PISA считают ценным итогом образования умение школьников критически оценивать предложенную им информацию, пользоваться информационными ресурсами, и применять знания в новых ситуациях. [5] Тестирование проводится в компьютерном формате на родном языке участников и продолжается 120 минут.

Специфика тестовых заданий PISA

Тестовые задания PISA имеют характерные отличия от традиций стандартизованного тестирования:

— формат заданий PISA постоянно меняется, что исключает стратегию «натаскивания» не тест,

— проверяются не только умение работать с предъявленной информацией, но и способность использовать общий кругозор, анализ, синтез и логику.

— учащимся предлагаются множественные источники информации в форме текста, графики и видеофрагментов,

— кандидаты оценивают и игнорируют избыточные сведения, а также учитывают ограничения и запреты по условиям задачи,

— школьники сами разрабатывают алгоритм поиска решения и план своего ответа,

— для правильного ответа, бывает необходимо увидеть в информации глубокие смыслы и далёкие связи, построив умозаключение на подтексте,

— способ ответа варьируется от множественного выбора до развёрнутого комментария и построения компьютерной модели (графика и др.).

Для выполнения тестовых заданий PISA (а также аналогичных программ), требуются интеллектуальные умения: 1) критически оценивать и применять предложенные сведения, дополненные ресурсами памяти, 2) экстренно замыкать смысловые связи «здесь и теперь» без предварительного планирования, 3) продуктивно мыслить и обеспечить эффективную коммуникацию идей. [7]

Интеллектуальные умения 21-го века

Интеллектуальные умения, которые обеспечивают успех в жизни, образовании, экономической деятельности, научном поиске и культурном развитии, меняются с приходом эпохи информационных технологий, научных прорывов и искусственного интеллекта. Умение «выучивать» уступает место способности создавать информацию, умение демонстрировать свои знания меняется на готовность сотрудничать и взаимодействовать, умение подражать трансформируется в креативность.  Умение «прятаться за авторитетное мнение учебника или учителя» вытесняется критическим мышлением и собственными доказательными суждениями. Запоминание готовой информации переходит в исследование и проектирование. Действие по инструкции преобразуется в разработку своих алгоритмов решения новой задачи. Новые умения можно с полным правом назвать «ключом к успеху» в 21 веке, где лидерство определяется интеллектуальными умениями.

Интеллектуальные умения на уроке иностранного языка

Теоретической основой для развития интеллектуальных умений на уроках иностранного языка, стали исследования Л.С.Выготского, доказавшего единство мышления и речи. [1] Противоречие состоит в том, что пока ещё задача научить мыслить в школьном образовательном курсе иностранного языка иногда рассматривается, как второстепенная.

Исследования показывают, что на уроках английского языка, можно эффективно формировать полезные интеллектуальные умения:

— запоминать, узнавать и различать (memory skills),

— преобразовывать информацию в другие формы (information transfer),

— интерпретировать отношения и связи между идеями,

— применять информацию и опыт для решения проблемы,

— анализировать явление, выделяя его составные части и стороны,

— синтезировать новое понимание и знание в результате творчества,

— доказательно оценивать факты, явления, идеи. [3]

Учебные задания на интеллектуально нагруженном уроке, включают работу с множественными источниками информации в разных форматах (текст, таблица, диаграмма, график, фотография, видеофильм). Школьники учатся искать и находить глубокие и далёкие связи между элементами, которые логично соединяются в поиске ответа на вопрос. В ходе учебной работы, формируются умения интерпретировать доступную информацию в контексте общего кругозора учащихся. Дети привыкают решать задачу, разрабатывая собственные алгоритмы решения проблемы без заданного плана ответа. Они генерируют новую информацию на основании собственных логических умозаключений. Наконец, на интеллектуально нагруженном уроке, школьники выполняют задания в постоянно обновляющемся формате, что требует от них ориентировки в новых условиях задачи. Будем называть такие задания интеллектуально нагруженными (rich tasks). В таких заданиях, отсутствует готовое основание для ответа. Учащиеся должны создать его сами, анализируя информацию, соединяя идеи, добавляя знания.

Содержательно-языковая интеграция и интеллектуальные умения

Содержательно-языковая интеграция в обучении иностранным языкам (content and language integrated learning – CLIL) является необходимым условиям организации интеллектуально нагруженной деятельности школьников. На уроке используется информация из разных областей человеческого знания, включая естественные и точные науки, живопись, литературу, культуру и искусство, экономику, социологию и психологию. Современные учебники интегрируют языковое и предметное содержание обучения, что создаёт условия для формирования у школьников интеллектуальных умений. [8] [9]

Содержательный материал можно анализировать, выделяя в нем смысловые элементы. Его можно соединять, группируя пригодные для ответа смыслы. Имеющиеся данные можно дополнять, обращаясь к тексту, изображению и личному кругозору. Возможна трансформация содержания по принципу текст-графика. Наконец, предполагается, что учащиеся, пользуясь собственным алгоритмом решения задачи, создают и сообщают логично построенные рассуждения и доказанные умозаключения.

Интеллектуальные умения функционального чтения

Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development — OECD) опубликовала образцы заданий для исследования интеллектуальных умений школьников, включая задания на функциональное чтение – умение обрабатывать, дополнять и применять прочитанную информацию для решения возникшей задачи. [6]

Задания на функциональное чтение градуированы по трудности:

Уровень №1 предполагает, что учащиеся могут использовать нужные для ответа фрагменты информации, доступные «на поверхности текста».

Уровень №2 требует, чтобы школьники интерпретировали для ответа фрагменты информации, извлекая из них скрытый смысл.

Уровень №3 означает, что участники должны уметь найти в тексте несколько значимых идей, соединяя их общим смыслом.

Уровень №4 включает тексты с информацией «между строк», которую кандидаты извлекают на поверхность и применяют для ответа.

Уровень №5 содержит тексты и графику, из которых требуется извлечь нужные для ответа знания, обращая внимание на общий смысл и детали.

Уровень №6 построен на текстах и графике, где содержится нужная для ответа информация в эксплицитной и имплицитной форме.

Вместе с повышением уровня сложности заданий, возрастает роль эвристики – способности «замыкать» нужные связи для решения задачи, логики – умения соединять идеи для неслучайных выводов и продуктивности – готовности создавать собственную информацию средствами эвристики, логики и творческого мышления.

Интеллектуально нагруженные задания на уроке

Приведём образцы интеллектуально нагруженных заданий с использованием материалов учебника «Звездный английский» для 7-8 класса.

Покажем задание, развивающее у учащихся умение оценивать и интерпретировать смысл текста, в котором говорится о пожарных, готовых совершать прыжки с парашютом в горящий лес для борьбы с огнём («Звездный английский» 7): Read the short text and write your answers to the questions (10-15 words).

When smokejumpers parachute into a fire zone, they wear a padded jump jacket and trousers, boots, gloves, a facemask and a helmet. They also carry a backpack with some food and water, and a fire shelter. No firefighter will want to carry an oxygen tank on them for breathing.

  1. What do the padded jump jackets and trousers protect smokejumpers from? (Key. Padded clothing protects a firefighter’s body from injuries).
  2. What are fire shelters for? (Key. Firefighters can hide in a fire shelter to protect themselves if the fire comes too close).
  3. Think! What equipment on the firefighters is missing from the text? (Key. The missing equipment is a breathing apparatus to give firefighters pure air to breathe from a tank).
  4. Think! Why do firefighters never carry with them tanks filled with oxygen? (Key: Oxygen can easily explode in fire).

В учебнике «Звездный английский» 7, есть материал на экологическую тему. Его можно дополнить информацией и использовать в следующем задании: Listen, read and answer questions.

Tapescript

Neil. I have been thinking today that the amount of waste we produce in the world is huge.

Sam. There is something we can do about it, like recycling.

Neil. I always separate the rubbish into paper, metal, glass, plastic and food.

Sam. Which country recycles most of its waste? Sweden? Germany? New Zealand?

Alexandra. It could be Germany but people cannot separate the waste properly. The usual practice is to hide the waste underground – out of sight, out of mind.

Sam. Processing separated waste is also difficult. We need energy for that. The good thing is that after treatment you can use the waste material again.

Manuela. Perhaps a solution is circular economy. You buy a washing machine or a car and use it until you return it to the producer. The producer is responsible for the lifetime of the product. Workers at the factory separate the waste, recycle it and return the product to the market.

Alexandra. Japan’s ancient tradition is to respect resources. If you buy rice-crackers, you get them in traditional Japanese paper. Buyers can later use this paper as souvenirs for guests.

Manuela. Japan recycles 19% of goods and fills the land with 1% of waste.  Germany recycles 65% of goods filling the land with 0% of waste. The rest is burned. Chile recycles 1% filling the land with 99%.        

Text for reading

To start paper recycling, we need to sort it by hand after collecting it from rubbish bins first. The next stage is cleaning it of all the unnecessary materials such as hard particles or staples. After that, the paper needs washing from inks, paints and glues. A paper machine makes paper out of pulp – a wet paper mass and in order to produce it, the paper has to be shredded into small pieces first.

   Choose the best answer to the following questions:

  1. Circular economy is the best solution to the problem of recycling. Yes/No. (Key No – there is no “best” solution to the problem so far).
  2. Japan’s old tradition allows the country to pollute nature least. Yes/No (Key No – Germany pollutes nature least by recycling 65% and filling the earth with 0% of waste)
  3. Continue the following sentence with your own logical ideas.

Recycling adds to pollution of the atmosphere because … (10-15 words). (Key Recycling needs energy and in order to produce energy we need to burn fuel).   

  1. Make a flow-chart of paper recycling process by ordering the given elements. One element is missing:

sorting
washing collecting
producing pulping cleaning
(Key collecting – sorting – cleaning – washing – +shredding – pulping – producing)  

Большие возможности для развития интеллектуальных умений школьников содержат также материалы электронного портала http://citystars.prosv.ru и учебника «City Stars» для углублённого изучения английского языка во 2-11 классах школы.

 

Этот учебник представляет собой версию УМК «Звездный английский» для московских школьников, который доступен и полезен учащимся всех российских регионов (вход в портал бесплатный).

Приведём в качестве примера фрагмент задания из материала на электронном портале «City Stars», взятого из раздела «My Moscow Extra», модуль 1. Ссылка для доступа: http://citystars.prosv.ru/content/children/10/2/

My Moscow Extra 1 Exercise 3 (fragment).

Read the text and choose correct answers to questions 1-7.

1) Most people outside Moscow consider an everyday commute of 30-40 minutes each way in the city to be rather long. For Muscovites, a one-way commute can be anything from 1.5 to two and more hours. Moscow is huge and getting somewhere can be a problem. Most people face this challenge every day.

2) According to official data, in Moscow, there are 12 million residents with 2-3 million of visitors increasing that number every year. 4 million cars are registered in the city with more cars coming to the city daily from elsewhere. These cars go in all directions, over 2,500 square kilometers of land.

3) Moscow was founded in 1147 and the radial ring planning was typical of Russian cities in those times. Today the city has 4 rings – Boulevard, Garden, Third and “MKAD” rings. The closer you drive to the center, the denser the traffic becomes. This happens because much transport heads to the center and the streets there narrow down…

Questions:

  1. For many Muscovites everyday commute from home and back can last
a) 30-40 minutes.
b) 1.5-2 hours.
c) 2-4 hours.
d) over 3-4 hours.

Key: d)

  1. For every square kilometer in Moscow, there are
a) 4 million cars.
b) nearly 2 thousand cars.
c) unknown number of cars.
d) 3 residents for every car.

Key: c

  1. Traffic problems in Moscow today are caused by
a) historical tradition.
b) Moscow rings.
c) the center of Moscow.
d) dense traffic.

Key: a

В рассмотренном задании, учащимся необходимо не только понять содержание текстов, но и преобразовать данные, соединить основную информацию с мелкими деталями и сделать логическое умозаключение для правильного ответа. Иными словами, школьники должны сами создать основание для правильного ответа, которого нет в тексте в готовом виде.

Заключение

Традиционной целью языкового образования считается формирование у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для эффективного общения. В структуре коммуникативной компетенции, особое внимание обращается на языковой, речевой, социокультурный и компенсаторный компонент, хотя все больше осознается необходимость развивать у школьников интеллектуальные умения, нужные для эффективной коммуникации. Такие умения измеряются в престижных программах международной оценки образовательных достижений школьников, например, PISA – Programme for International Students Assessment. На интеллектуальных испытаниях, учащиеся демонстрирует не только умение строить ответ на основе предъявленных им данных, но и создавать собственное основание для ответа с помощью общего кругозора, анализа, «замыкания связей», синтеза и логики. Интеллектуальные умения, как важный компонент коммуникативной компетенции учащихся 21-го века, могут быть сформированы на уроках английского языка. Одним из условий, является содержательно-языковая интеграция в языковом образовании и применение интеллектуально нагруженных заданий. Особое значение принадлежит функциональному чтению, направленному на развитие у школьников интеллектуальных умений эвристики (сообразительности), критического (доказательного) мышления и логически обоснованной последовательности идей с неслучайными умозаключениями. В решении этой задачи, большую роль играют современные учебно-методические комплекты.

Литература, источники, пособия

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва-Ленинград. Социально-экономическое издательство. 1934.
  2. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Коммуникативная компетенция, как готовность учащихся к общению на иностранном языке // Язык и культура. 2017. №38. С. 250-268.
  3. Waters, A. Thinking and language learning // ELT Journal. Vol. 60 (4). 2006. 319-327. doi:10.1093/elt/ccl

Электронные источники

  1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) https://fioco.ru/pisa
  2. Московский центр качества образования. Международные исследования качества образования. https://mcko.ru/pages/i_s_q_e_pisa
  3. PISA-based test for schools sample test items. http://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/PISA%20for%20Schools%20sample%20test%20items.pdf.
Оставить комментарий

Комментарий

..