«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Обучаем чтению в начальной школе по УМК серии «Сферы»

Вторник 3 марта 2020


Согласно нормативным документам и программным требованиям обучение английскому языку в российских школах начинается со второго класса. Это абсолютно правильно, учитывая возрастающую потребность современного человека в международном общении. Многолетний педагогический опыт преподавания английского языка на всех ступенях обучения показывает, что именно второклассники воспринимают новый школьный предмет «Английский язык» с большим удовольствием и надеждой на свою успешность в языковой сфере.

Автор: Смирнова Елена Юрьевна, учитель английского языка высшей категории ГБОУ Школы № 1282 «Сокольники», Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования РФ, лауреат «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, член авторского коллектива УМК «Сферы»

 

Задача учителя заключается в том, чтобы восторг малышей не сменился на разочарование, чтобы высокая мотивация к изучению иностранного языка сохранялась на весь период обучения, помогая взрослеющему ребёнку становиться высокообразованной личностью с хорошим уровнем воспитанности и языковой компетенции.
Что нужно для решения этой задачи? Конечно, с одной стороны, это творческий учитель-энтузиаст, который искренне хочет сделать каждого своего ученика успешным согласно его индивидуальной траектории развития. С другой стороны, это желание самого ученика учиться и развиваться. Для того, чтобы оба участника образовательного процесса получали если не удовольствие, то хотя бы удовлетворение от совместной работы, нужен правильный инструмент. Таким инструментом является учебник, по которому удобно учить и учиться. На сегодняшний день в российских школах обучение ведётся по нескольким современным УМК, но в данной статье речь пойдёт о комплексе серии «Сферы» по английскому языку для общеобразовательной школы, включённом в федеральный перечень учебников в декабре 2018 года (авторов А. А. Алексеева, Е. Ю. Смирновой и др.).
Несмотря на то, что УМК «Сферы» является самым молодым комплексом, он уже получил признание во многих российских школах, где работают неравнодушные, искренне настроенные на успех учителя. Этот успех достигнут благодаря целой системе важных факторов, которые в совокупности помогают достигнуть цели обучения английскому языку в начальной школе на базовом уровне (2 урока английского языка в неделю). Рассмотрим эти факторы подробнее.
Начнём с того, что более всего волнует каждого учителя. Во-первых, УМК «Сферы» имеет полноценное методическое и дидактическое наполнение в строгом соответствии с программными требованиями, современные аутентичные материалы, доступные и интересные обучающимся начальной школы. Во-вторых, в данном УМК гармонично сочетается классический подход к языковому образованию (привычные учителям задания и упражнения) и современный, продиктованный нашим временем и подходящий для работы с поколением Z (поисковые задания, проекты, развивающие упражнения, чёткие и краткие формулировки заданий). Но, судя по отзывам, более всего учителей радует чёткая структура учебника и каждого цикла. Все учебники для начальной школы имеют 9 циклов, что удобно распределяет материал на 9 учебных месяцев, и каждый цикл включает в себя вводный урок, пять рабочих уроков для формирования и развития лексико-грамматических умений во всех видах речевой деятельности, дополнительное занятие для тренировки полученных навыков (2–3 классы), урок чтения с различными стратегиями (в 4 классе), самооценивание приобретённых навыков (в 4 классе).
По такому учебнику совместно с методическими рекомендациями (книгой для учителя) и авторской программой (два последних компонента бесплатно скачиваются на сайте «Просвещение») легко составлять рабочую программу и календарно-тематическое планирование даже начинающему учителю.
К удовольствию многих учеников и их родителей задания в учебниках для 2 и 3 классах даны на русском языке, а в 4 уже на английском. Это не должно мешать учителю вести урок на английском, прибегая к невербальным средствам общения, но дома ребёнок не будет чувствовать себя неуверенно, приступая к выполнению упражнения. Задания начинаются словами «Давай запомним», «Давай повторим» для максимального психологического комфорта ребёнка, который понимает, что учебник создан для него.
Один из первых вопросов, который задают учителя при знакомстве с новым учебником, – «Как научить ребёнка читать?». Давайте разберёмся в этом актуальном вопросе. В учебниках серии «Сферы» обучение чтению и письму ведётся по алгоритму буква → звук → слово→ фраза → предложение, что значительно легче осваивается учеником начальной школы.

  • Введение букв и буквосочетаний


Буквы и буквосочетания вводятся в каждом цикле в задании «Давай учиться». Работа с изучением новых букв должна вестись в следующей последовательности:
1) дети смотрят на букву, учитель показывает на строчную букву, на заглавную букву, произносит её название;
2) учитель просит детей показать строчную букву, заглавную букву, строчную красную/зелёную/голубую/жёлтую/оранжевую букву, заглавную красную/зелёную/голубую/жёлтую/оранжевую букву;
3) дети слушают запись и показывают на букву;
4) на первых уроках в упражнении «Давай читать» детям не нужно читать слова, их задача — найти новую букву в данных словах и фразах; учитель может перевести слова учащимся самостоятельно.
Отдельного компонента в формате прописей в составе УМК не предполагается, т.к. такого рода задания представлены в тетради-тренажёре к учебнику.

  • Техника чтения

Обучение технике чтения в учебнике проходит с аудио-визуальными опорами. Задания «Давай читать» не предполагают, что дети сразу же начнут читать слова и фразы, предлагаемые в них. Работа по обучению технике чтения должна проходить следующим образом:
1) учащиеся повторяют слова и фразы за учителем несколько раз;
2) включается аудиозапись, дети смотрят на слово или фразу и повторяют его за диктором;
3) второклассники сами читают слова и фразы.

Таким образом дети соотносят звуковой и графический образ слов и далее без особого труда узнают их в контексте. Такой подход к обучению чтению называется «глобальное чтение» (global reading). Этот метод активно применяется при обучении чтению не только на иностранном, но и на родном языке. Это связано с тем, что детям данного возраста легче воспринять и запомнить графический образ слова целиком, чем делить его на отдельные звуки и запоминать правила чтения. Слова и звуки многократно повторяются в различных упражнениях и текстах, поэтому детям будет несложно запомнить их.

  • Транскрипция

В циклах учебника для 2 класса начинается предварительное знакомство младших школьников с транскрипционными значками. Подробные правила чтения гласных, согласных и буквосочетаний, а также задания для чтения и написания слов по транскрипции, подробно изучаются на этапе 3 и 4 классов.




 

  • Работа над произношением

В учебнике предлагаются упражнения на отработку звуков и установление звукобуквенных соответствий. Учащиеся знакомятся с некоторыми транскрипционными знаками и правилами чтения букв и буквосочетаний. Аудиозаписи к учебнику и тетради-тренажёру записаны носителями языка, поэтому у детей есть возможность имитировать англоязычную речь, начиная с первого урока английского языка.
Таким образом, учитывая то, что в современной школе обучаются дети, абсолютно разные по способностям и интересам, упражнения и задания предусматривают разноуровневый подход к их выполнению, работу в парах и группах, что помогает в учёбе и развитии коммуникативных умений младших школьников.
Для сохранения и поддержки устойчивой мотивации к изучению английского языка в УМК «Сферы» включено большое количество развивающих упражнений, которые так нравятся детям. Их можно выполнять индивидуально, в парах или группах, можно устроить мини-соревнование «Кто быстрее назовёт/напишет все слова». Таким образом мы ненавязчиво, в игровой форме повторяем правописание лексических единиц.

В заключении замечу, что создание УМК – дело непростое. Международный коллектив авторов УМК серии «Сферы» искренне постарался создать учебник, по которому удобно работать и учиться. Учителю-практику этот УМК должен понравиться, ведь он создавался с учётом пожеланий учителей английского языка и в строгом соответствии программным требованиям. Надеемся на то, что наш многолетний труд будет востребован!

1 Comment »

Буланкина Надежда Ефимовна:

очень полезный материал, помогающий реализовывать индивидуальную траекторию развития,развивающую оценку качества обучения и образования. н.е.

4 марта 2020 | 15:05
Оставить комментарий

Комментарий

..