«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Обучение диалогической речи с помощью ролевой игры учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку

Четверг 12 марта 2020

В методике преподавания иностранного языка большое внимание уделяется обучению всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению, в его монологической и диалогической формах. Важность овладения диалогической речью обусловлена тем, что в обучении иностранному языку основной целью является коммуникативная, т.е. овладение обучающимися иностранным языком как средством общения [1: 206].

 

 

 

 

Автор: Фидельская Екатерина Сергеевна
Место работы: МОУ «Журская МСОШ»
Должность: Учитель английского языка

 

 

 

 

 

К.И. Саломатов утверждает, что диалогическая речь является одной из наиболее распространенных форм устной разговорной речи [4: 14]. Диалогическое общение представляет собой процесс воспроизведения речи, в котором речевое поведение участников определяется речевым поведением их собеседников [1: 177].

Принято считать, что диалог как универсальная естественная форма человеческого общения представляет собой совокупность дополняющих друг друга реплик, коррелирующих между собой в структурном, семантическом и функциональном планах [3: 102]. При дедуктивном подходе диалог предстается как продукт общения, минимально состоящий из двух реплик – реплики, содержащей стимул, и реплики, содержащей реакцию собеседника. Исследователи диалога отмечают органическую связь данных реплик [7: 113]. Индуктивный подход предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации.

Е.Н. Соловова различает данные подходы как: путь «сверху вниз» и путь «снизу вверх» [5: 180]. В обучении диалогу путем «сверху вниз» возможна следующая последовательность работы: отбор или составление диалога-образца; знакомство учащихся с новыми словами и речевыми структурами диалога-образца; предъявление диалога, с целью понять его содержание, функциональный тип, ролевые задачи участников диалога; контроль понимания диалога-образца, путем вопросов или перевода отдельных фраз; фонетическая отработка диалога; работа диалогом, направленная на его запоминание, а также частичную трансформацию; варьирование диалога в других ситуациях; составление собственных диалогов по образцу в соответствии с речевой установкой учителя; опрос пар учеников.

В свою очередь, обучение диалогу путем «снизу вверх» предполагает, что у учащихся нет исходного диалога-образца. Обучение диалогической форме общения в данном случае будет происходить в следующей последовательности: обучение задавать вопросы разных типов на уровне диалогического единства; обучение логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы; составление микродиалогов; употребление различных вводных структур и клишированных выражений; обучение учащихся различным способам выражения согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа; обучение составлению собственных диалогов по определенным темам.

Одним из эффективных приемов обучения говорению являются ролевые игры. В методической литературе ролевая игра определяется некоторыми авторами как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации [2: 14]. Л.Г. Шапиро выделяет контролируемую ролевую игру (игра стоится на основе диалога или текста), умеренно контролируемую ролевую игру (учитель дает описание сюжета и ролей или точную линию действий одному из учеников), свободную ролевую игру (учащиеся получают обстоятельства общения, участники сами по развитию сюжета решают какую лексику использовать и как развивать действие данной ситуации) [6: 181].

Основным компонентом таких игр является разрешение какой-либо проблемной ситуации. При помощи ролевой игры можно обеспечить оптимальную активизацию коммуникативной деятельности обучающихся на занятии. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения у учащихся [9: 14].

Н.Д. Гальскова отмечает, что следует помнить, что ролевые игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие, таким образом, для успешного проведения любой коммуникативной игры, необходимы правильный отбор материала и тщательная методическая подготовка [1: 217].

Специалисты в области методики преподавания иностранного языка считают уместным обращать внимание на целесообразность использования ролевых игр на средней ступени обучения языку. По их мнению, это обусловлено тем, что подростки на данном этапе отдают предпочтение групповой форме учебной работы и для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, так как школьники стремятся к освоению новых форм и способов взаимодействия, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. А поскольку ролевая игра как раз и моделирует межличностное групповое общение, она находит живой отклик у школьников подросткового возраста [8: 31].

Большинство методистов, в ролевой игре выделяют три этапа: подготовительный этап; проведение игры; заключительный этап. У. Литтлвуд, в свою очередь, предлагают более детальный план, который выглядит следующим образом: подготовительный этап в класс, подготовительный этап дома, ролевая игра, заключительный этап дома, заключительный этап в классе.

При этом автор отмечает, что подготовительный этап в классе предусматривает: вступительную беседу преподавателя, который знакомит с ролевой ситуацией, вопросами для обсуждения или проблемой; знакомство с лингвистическим наполнением игры; предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур.

Изучив научную литературу по теме, было решено апробировать обучение диалогической речи с помощью ролевой игры на среднем этапе обучения в экспериментальной группе учеников 9 класса.

Ученикам были предложены следующие виды заданий:

  • На этапе подготовки к игре: Divide into 4 groups; use a card with task to every group, read it attentively and be responsible for acting your role. (Учитель раздает задания каждой группе, дает время на подготовку)

Card №1. You are a group of sportsmen from America. You like sport, and consider it to be very useful for pupil’s health and body. Try to insist on the idea that children should go in for sport, because it is a good way to become strong, energetic and healthy using the following expressions: To begin with…I suppose that… I know from personal experience… I take a different view at… I have almost no doubt that… I agree/disagree with you…

Card №2. You are a group of parents from America. You agree that being a professional sportsman is difficult and dangerous, but you cannot ignore the desire of your child to win an Olympic medal. Besides, you think that sport is big business and sportsmen may earn much money. Try to persuade the audience, that there is not any damage in sport. Use the following expressions in your speech: I can disagree/agree with you… This does not seem to be so… I doubt it very much, because…I would like to add that…

Card №3. You are a group of doctors from Russia. You think that sport is good for people, because sport makes people healthy, keeps them fit, more organized and better disciplined. However, to be a professional sportsman is very difficult and dangerous, because you cannot save yourself of being injured. Try to persuade your colleagues that sport is not an easy deal and parents should be very attentive if their child is indulged in sport. Use the following expressions during speaking: Yes, you’re quite right, but I want to add that… I’d like to remind you that… It must be admitted that…I agree/disagree with you…

Card №4. You are a group of teachers from England. You say that you sometimes have problems with pupils who go in for sport professionally, because they often are absent and cannot understand material when they arrive. You think that sport distracts pupil’s attention from studying. Insist on the idea that professional sport for pupils is not a necessary thing, and for them it is better to study and just lead a healthy way of life. Use the following expressions during the discussion: Nobody doubts that… I agree/disagree with you… Opponents argue that… There is another side to this… I hold the view that… It strikes me that…

  • На этапе проведения игры (учитель начинает ролевую игру, координируя работу учащихся)

T.: Dear guests, today we shall speak about sport in our life, about hardworking training of pupil-sportsmen, about the advantages and risks of sport. Four delegations have come today to us. They are sportsmen and parents from America, doctors from Russia, and teachers from England. First, I would like to say that sport is very popular nowadays. Many people do morning exercises, jog in the morning and train in sport clubs. A lot of different competitions are held at school, a great number of pupils take part in them. Many people like sport, but some of them neither play sports games nor even watch them. They only like to speak about sport and say that all children and grown-ups must take care of their health. What do you think about it? Do you share the point of view that sport is very popular among pupils?  Do you think children should go in for sport or not?

Учащиеся, в результате ролевой игры инсценировали следующий диалог:

Sp.1: To begin with, I’d like to say that I am a sportsman. I have played football for seven years. I suppose that sport is very popular nowadays.

Sp.2: I agree with my friend and I know from my personal experience that sport is very useful for our health. As for me, it makes me energetic and strong.

Doc.1: Yes, you’re right, sport is very useful for everyone. Everyone knows about his effect on our health, it keeps them fit, makes people healthy, more organized and better disciplined. But I would like to add that sometimes sport is dangerous and can damage you. What can you say about this fact?

Sp.3: I can agree with you, but, do you think that pupils should not go in for sport at all?

Doc.1: No, I do not say so, I just want to tell you about different sides of sport.

Teacher1: Excuse me, but I would like to ask you a question. How do you combine your trainings with studying?

Sp.4: As for me, I’m studying at secondary school and do a lot of homework like usual pupils. Sometimes it is difficult for me to combine sport and school.

Teacher1: I hold the view that children studying at school should not do sport professionally.

Teacher2:I agree with my colleague. I have many problems with such pupils, because they are often absent and can’t understand material. Usually, they are bad pupils because they have no time to do homework, read books and so on. We do not like professional sportsmen-pupils. I’d like to ask parents. What do you think about this?

Parent1: This does not seem to be so. I do not think that sport is something bad for my child. He likes trainings, he doesn’t have any problems at school. I think much depends on a person.

Parent2: I am not against sport too.

Teacher3: It strikes me that these pupils like only sport!

Sp.4: I disagree with you, because I like studying and I want to have a good education in my future.

Teacher4: By the way, do you like more studying or training?

Sp.1: I think that it is difficult question, because we like both. For me, sport is a good method to get rid of stress.

Doc.3: Yes, I agree with you that sport is a good method to have a rest after great mental work. But I should remind you that being a professional sportsman is not easy deal. You may hurt your body, destroy your nervous system and relations with your family and friends. Many sportsmen need special diets and medical service. No smoking, no alcohol. By the way, do you lead such way of life?

Таким образом, мы можем сделать выводы, что в обучении диалогической формы общения на уроке иностранного языка в школе все ученики в классе задействованы в обсуждении темы, каждый из них отвечает за отведенную ему роль. В ходе дискуссии ученики взаимодействуют друг с другом, высказывают свое мнение, задают вопросы, решают поставленную задачу. Подводя итог, мы можем отметить, что использование ролевой игры при обучении диалогической речи учащихся на уроках носит положительный характер, так как учащиеся участвуют в разговоре с большим энтузиазмом, с желанием достичь высоко результата своей работы. Также стимулированию интереса учащихся к общению способствовал тот факт, что каждый ученик без исключения участвовал в ролевой игре и  вносил что-то значимое для общего дела.

Литература

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2006. 336 с.
  2. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Издательство Московского университета, 1986. 175 с.
  3. Крамш К. Дискурс и культура в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1990. № 3. С. 100-103.
  4. Саломатов К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков. – М.: Просвещение, 2010. 113 с.
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  6. Шапиро Л. Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом развития. – М.: Эксмо, 2005. 448 с.
  7. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // Избр. работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1957. С. 113-129.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. 360 с.
  9. Littlewood W. Communicative Language Teaching // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. 1975. Vol. 13. p. 14-19.
Оставить комментарий

Комментарий

..