«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Работа педагога английского языка в начальных классах в рамках развития читательской грамотности обучающихся по УМК «Английский в фокусе» и «Сферы»

Понедельник 2 марта 2020

В настоящее время мы повсюду слышим о развитии креативного мышления, математической, финансовой, естественнонаучной и читательской грамотности. Все это является важным аспектом при участии в PISA, международном исследовании для 15-летних школьников.

Но кто же такой грамотный читатель? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было так назвать?

 

 

Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, учитель высшей категории, эксперт ОГЭ, методист по иностранным языкам Коломенского г.о. автор учебных пособий издательства «Просвещение»​

 

 

 

 

 

 

Итак, начнем с определения. Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Значит, грамотный читатель умеет:

— находить доступ к информации,

— извлекать ее,

— формировать общее понимание текста,

— размышлять о содержании и форме текстового сообщения,

— оценивать его.

Мы, как педагоги иностранных языков, активно работаем над формированием вышеизложенных умений у наших обучающихся, причем начиная уже со 2 класса.

Давайте посмотрим, какими инструментами для выполнения этой задачи нас обеспечивают УМК по английскому языку издательства «Просвещение» – «Английский в фокусе» и «Сферы».

Основную задачу именно во 2 классе составляет формирование технических навыков чтения на английском языке:

  • ученики должны овладеть буквами алфавита,
  • усвоить звуко-буквенные соответствия,
  • уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением на смысловые группы.

Авторы рассматриваемых УМК предлагают несколько разные подходы к  введению алфавита.

УМК «Английский в фокусе» работает с алфавитом в следующей последовательности – звук – слово – картинка. То, что буквы «вписаны» в картинки, помогает детишкам их быстрее запомнить. Алфавит в УМК фонетический, что позволяет малышам запомнить именно звуки, передаваемые буквами, и усвоить слова, в которых есть этот звук, постепенно переходя к чтению. Соответственно, дети запоминают сначала звучание слова и визуальную опору, причем акцент на названии буквы мы не делаем, изучаем звуки, передаваемые ей.

УМК «Сферы» предлагает более «близкий» нам метод, в рамках которого работа идет по следующему алгоритму: буква + звук – слово.

Хочется отметить, что буквы алфавита даются не последовательно, а так, чтобы учащиеся имели возможность отработать чтение гласных, вводя коммуникативно-значимые лексические единицы. Обучающиеся, таким образом, не только учат буквы, звуки, но и сразу начинают читать элементраные фразы и предложения, выходя на коммуникацию.

Возьмем для примера букву Aa. Уже на 7 странице УМК дети узнают, что читаться эта буква может по-разному, посредством сказки малыши погружаются в правила чтения, познавая открытый и закрытый типы слога. На 9 странице УМК мы вводим согласную Mm, учимся читать такие слова как name, man. На следующем уроке – буква Nn. Соответственно, слов для чтения становится все больше и больше, дети читают уже первые предложения.

Алфавит в привычном нам понимании дается лишь в апреле, в 8 цикле, когда дети уже читают, строят элементарные диалоги и монологи, выполняют письменные проекты по образцу. Это еще раз опровергает необходимость знания порядка букв в алфавите для успешного овладения всеми видами речевой деятельности.

Оба УМК дают возможность освоения базовых буквосочетаний:

На протяжении всего процесса работы с алфавитом дети знакомятся с новыми коммуникативно-значимыми лексическими единицами, постепенно переходя от чтения слов к чтению фраз, предложений и небольших текстов.

Здесь вступает в силу принцип обучения «глобальному» чтению. Работая в рамках данного метода, дети воспринимают информацию одновременно в нескольких модальностях, т.е. зрительно, на слух и тактильно. Это помогает учащимся с разным типом восприятия информации использовать свои индивидуальные особенности для усвоения материала и развития необходимого навыка.

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

Как же мы вводим лексику?

  • Предъявляем сначала устную форму слова, затем – письменную
  • Слово предъявляем вместе с картинкой
  • Визуальную опору постепенно убираем
  • Отрабатываем в игровой форме

 

При чтении, естественно, дети встречают неизвестные слова, но задача состоит именно в формировании и развитии «языковой догадки», просмотрового и поискового чтения с опорой на известные единицы.

ФГОС НОО говорит о том, что учащиеся 4 класса должны:

— читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале

— читать про себя и понимать основное содержание текста

— читать про себя и  находить в тексте необходимую информацию.

Посмотрим, как это происходит в обоих УМК.

Поисковое и просмотровое чтение основываются именно на знании определенных (не всех имеющихся в тексте) лексических единиц. Если ребенку необходимо, на первом этапе, соотнести картинки и слова/фразы, он это может сделать, даже не зная всего списка лексики. Затем, для заполнения информации, к примеру, о животном, совсем не обязательно читать и переводить весь текст (от пословного перевода нужно уходить, чем быстрее, тем лучше, так как дидактический потенциал этого задания для современных детей минимален), учащийся просматривает текст, опираясь на знакомые слова, и быстро выполняет задание! Тем самым создается ситуация успеха, благотворно влияющая на повышение мотивации и интереса к изучению языка.


 

Очень нестандартное задание на развитие навыков чтения имеется в УМК «Сферы». Ребенок видит 4 предложения, но всего лишь 2 картинки.

Для выполнения задания на первом этапе нужно сделать акцент на эту зрительную опору – мячик и кролик. И читаем уже необходимые предложения № 1 и № 4. Это можно сделать в виде игры – «Кто быстрее назовет номера предложений, описывающих картинки». Азарт и желание выиграть являются чудесными средствами мотивирования обучающихся! Для творческих детей можно предложить задание – нарисовать иллюстрации к предложениям № 2 и № 3.

Вот так, постепенно работая над изучением английского языка в начальных классах, мы готовим детей к жизни, помогая им стать грамотными читателями, способными искать информацию, понимать основное содержание, избегать словарей там, где непонимание слова не влияет на общий контекст.

Оставить комментарий

Комментарий

..