«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Развитие познавательных действий по работе с информацией и чтению (на примере УМК «Сферы»)

Понедельник 13 апреля 2020

Основной задачей школы всегда являлось дать учащимся знания. Однако если раньше речь шла, по большей части, о наборе информации по ряду предметов, то сейчас основная задача школы – это выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [1].

 

 

 

Автор: Саломахина Мария Николаевна
Место работы: АО Издательство «Просвещение»
Должность: методист

 

 

 

Термин «функциональная грамотность» был впервые введен в 1957 году ЮНЕСКО для обозначения способности использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом. Советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2].

Выделяют следующие группы метапредметных результатов, необходимых для успешного формирования функциональной грамотности:

  • Познавательные действия по работе с информацией и чтению
  • Познавательные действия по решению задач (проблем)
  • Познавательные знаково-символические действия
  • Познавательные логические действия
  • Познавательные и коммуникативные действия в части ИКТ-компетентности

В данной статье на примере УМК серии «Сферы» по английскому языку мы рассмотрим познавательные действия по работе с информацией и чтению. Ежедневно мы сталкиваемся с большим объемом информации, которая поступает из различных источников. Поэтому можно смело сказать, что ключевым навыком 21 века является умение работать с информацией.

К познавательным действиям по работе с информацией и чтению относятся следующие умения:

  • Осуществлять поиск информации
  • Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию
  • Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию
  • Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста
  • Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

В методический аппарат учебника «Сферы» включены задания, направленные на развитие познавательных действий по работе с информацией и чтению.  Рассмотрим задания из различных разделов УМК серии «Сферы» для 7 и 8 класса.


Текст The Winter Olympics in Sochi сопровождается дотексовыми и послетекстовыми упражнениями. В качестве первого задания учащимся предлагается соотнести информацию из различных частей текста с иллюстративным материалом. Таким образом мы работаем над умением учащихся сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты, а также определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Следующие упражнения (b, d) направлены на высказывание своего оценочного суждения на основе прочитанного текста, а также на составление монологического высказывания по заданному вопросу и организацию обсуждения с одноклассниками. Также при работе с данным текстом мы предлагаем учащимся самостоятельно найти информацию по заданной теме (найти информацию о российском олимпийском чемпионе). В данном задании (с) не указывается конкретный источник для поиска информации. Безусловно, основным источником информации сегодня является интернет, однако мы понимаем, что любую информацию, а особенно найденную в интернете, необходимо подвергать анализу и сомнению. Поэтому здесь учителю важно обратить внимание учащихся на важность использования различных источников информации, а также на важность оценивания достоверности информации на основе сравнения информации из нескольких источников и на основе сведений об авторе и издании, в котором опубликован текст. Помимо самостоятельного поиска информации, учащимся также предлагается задание (e) на получение информации от члена семьи и выстраивании на ее основе монологического высказывания.
Рассмотрим еще один пример работы с текстом из УМК серии «Сферы».

Учащимся предлагается прочитать вступление к тексту и написать продолжение самостоятельно. Чтобы работа над составлением собственных текстов проходила наиболее продуктивно, учащимся предлагается воспользоваться 3-шаговым планом, а также обратиться к разделу Skills File, направленному на развитие универсальных учебных действий.

Приведем еще несколько примеров по работе с умением ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию.

Для начала учащимся нужно определить тему и общую цель текста, опираясь на иллюстративный материал. Затем учащиеся читают текст и переходят к заданиям. Первое послетекстовое задание (b) направлено на выбор альтернатив верно/неверно. Учащиеся должны проанализировать верно или нет суждение, то есть оценить достоверность информации, основываясь на знаниях , появившихся после прочтения, а также найти в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, чтобы исправить ложные суждения. При работе над данным заданием ученик несколько раз просматривает текст, чтобы найти нужную информацию или убедиться в ее отсутствии. В задании (с) учащимся предлагается поработать в парах: нужно пересказать текст от лица одного из героев, с использованием заданных лексических единиц. Пересказывая текст, учащиеся развивают умения интерпретировать информацию и обобщать информацию из разных частей текста. Последующие задания (d) и (e) направлены на высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте. В задании (d) учащиеся создают рецензию по содержанию текста, отзыв о прочитанном, обосновывают свою точку зрения понравился им текст или нет и почему. И в финальном задании к тексту (e) учащиеся не только дают рецензию на прочитанное, но и создают свои тексты, учитывая жанровое своеобразие данного текста.
При работе с текстами учитель сталкивается со множеством трудностей: учащиеся не могут определить тему и цель текста, не умеют интерпретировать текст, не умеют работать с иллюстративным материалом, не умеют использовать полученные ранее знания [3]. Перед современным учителем стоит непростая задача: с одной стороны, дать знания по своему предмету, а с другой – создать условия для использования полученных навыков в повседневной жизни. Учитывая то, что мы живем в поликультурном мире, в котором невозможно полноценно взаимодействовать, общаться, строить карьеру, путешествовать, не изучая иностранные языки и не зная социокультурные аспекты, на учителей иностранных языков ложится огромная ответственность по воспитанию функционально грамотной личности. Задачей учителя на уроках иностранного языка становится развить у учащихся коммуникативную компетенцию, универсальные учебные действия, усилить мотивацию к последующему изучению иностранных языков и саморазвитию, а главное, научить применять полученные знания в повседневной жизни.

Список использованных материалов

1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.
2. https://mcko.ru/articles/2264, МЦКО
3. Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm.

Оставить комментарий

Комментарий

..