ОНЛАЙН ВЕСНА МЕТОДИСТА
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА Вторник 19 мая 2020Начало мая. Смотрю в окно и понимаю, что эта весна прошла для меня совершенно не заметно – уже распускаются листья, зацветают яблони, погода так и зовет выйти из дома.
Совсем недавно картина была иная. Хотя…как недавно? Почти полтора месяца назад.
Именно столько все мы работаем удаленно / дистанционно / онлайн. Эти слова слышим ежедневно сотню раз. Но что за ними стоит? Как перевести работу методиста в режим онлайн так, чтобы не только не потерять в качестве, но и коллег поддержать, и все поставленные в марте (до пандемии) задачи выполнить на 100 %?
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна
Место работы: МБУ ДПО УМЦ «Коломна»
Должность: Методист
Итак.
Для начала – перебороть свои страхи. Страх перед неизвестностью, ибо опыта онлайн работы практически не было ранее. Страх неудачи и технических сложностей. Страх…как бы парадоксально это ни звучало, но страх успеха у меня тоже был – «А вдруг понравится настолько, что «оффлайн» уже будет «не совсем то»?
С первыми двумя мне помогла справиться первая же онлайн встреча с коллегами и обучающимися школ Коломенского г.о.
06.04.2020 у нас была запланирована очная часть муниципальной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся по зарубежной литературе, в рамках которой школьникам предстояло защитить свои проекты. Были предложения отменить выступления, оценить лишь присланные печатные работы, но…это все был страх неудачи. Мы с коллегами отважились рискнуть – детям необходима практика публичного выступления, нужно развивать ораторское искусство, умение держаться, а также учиться отвечать на спонтанные вопросы жюри.
Что удивительно – дети чувствовали себя «как рыба в воде», подключившись к нашей онлайн сессии. Педагоги нервничали намного больше! Все проекты были с честью защищены, вопросы — отвечены, а колоссальное удовольствие, как от процесса, так и от результата – получено!
Давайте посмотрим на плюсы и минусы такого формата работы с детьми:
+ исследование новых горизонтов
+ развитие навыков общения и выступления в сети, которые наверняка будут востребованы в будущем
+ менее официальная обстановка – дети расслабились, не было «зажатости», свойственной публичному выступлению в обычной его форме. Тут ребенок не отвлекался на реакцию слушателей во время защиты проекта – при демонстрации экрана все лица увидеть сразу просто невозможно, и чувствовал защиту, так как находился дома, за любимым компьютером, рядом с родителями. Это положительно сказалось и на ответах на вопросы. Отмечу, что обычно вопросы задаются на подобных мероприятиях редко, они достаточно банальные. Мотивированные дети их даже заранее просчитывают и готовят ответы. Здесь же история была совершенно иная – вопросы нашлись абсолютно для каждого участника, причем такие, что им нужно было показать всю глубину понимания текста, знание биографии автора, общую эрудированность. Иногда учителя приходили своим участникам на помощь – получалась такая «командная» работа, что тоже очень важно!
+ открытость – к конференции подключились педагоги, готовившие детей, родители смотрели, сидя рядом.
+ возможность записи выступлений – для архива, для портфолио детей и коллег.
— по большей части только физиологические – сложно долгое время сидеть на одном месте. Однако участники могли слушать другие выступления, не смотря на экран.
Далее стояли еще более глобальные задачи – проведение занятий курсов повышения квалификации, консультаций и заседаний городских методических объединений. Но обо всем по порядку!
Курсы повышения квалификации для педагогов английского языка «Развитие и контроль рецептивных и продуктивных умений младших школьников на уроках английского языка» мы успели только начать в марте. В нынешних же условиях необходимо было преломить практическую часть – как именно развивать и контролировать необходимые умения младших школьников в условиях дистанционного обучения. Сама идея работы с малышами онлайн пугала многих коллег, и этот страх нужно было ликвидировать срочно!
Однако тут стоит отметить, что случилась парадоксальная история – решить проблему страха перед дистанционным обучением нам помогло…дистанционное обучение. В повседневной работе при 8 уроках в день и территориальной удаленности школ округа друг от друга не часто удается посетить уроки коллег. Для этого необходимо собирать большие семинары, давать 3-4 открытых урока, составлять насыщенную программу. Мы все это делаем, но такие мероприятия сильно увеличивают нагрузку на педагогов принимающей школы. А учиться друг у друга – «самое то». Все мы творческие люди, у каждого свои life-hacks и педагогические находки.
Так вот дистанционный формат позволяет нам подключиться к урокам друг друга, организовав своеобразное взаимопосещение и обмен идеями.
Для этого я, как методист, создала Гугл-таблицу с открытым доступом – каждый учитель имеет возможность пригласить коллег к себе на урок, а коллеги могут определиться, к кому они смогут пойти. Далее все просто – автор урока дает доступ.
Таким образом, мы начали работу и с классными часами – ведь работа классного руководителя продолжает занимать важное место при дистанционном обучении.
В начале апреля важно было показать работу различных сервисов, платформ и программ, которые помогут в развитии и контроле рецептивных и продуктивных умений. Причем не просто показать ссылку на ресурс, а именно доступно, понятно и наглядно продемонстрировать, как это работает – с чего начать, как создать задание, как проверить работу детей и т.д.
Тут вновь хочется сказать спасибо моим творческим, активным и готовым практически на все коллегам – они охотно делились всем, что знают во время еженедельных онлайн встреч по понедельникам (когда бы в «оффлайн» режиме это было бы возможно?). Преимуществ опять же много:
— демонстрация экрана помогает показать весь процесс от регистрации на ресурсе до выдачи задания обучающимся. Причем в обычном режиме это также можно показать, выведя на большой экран, но тогда мельчайшие детали видны не всем слушателям. В онлайн же формате каждый смотрит в экран своего компьютера и видит все, что показывает спикер!
— оперативность в ответах на вопросы. К примеру, обсудив один из ресурсов на подобной встрече, коллеги пробуют, но что-то идет не так. Вопрос поднимается на следующей неделе. В привычном нам формате приходилось в таких ситуациях искать флешки, файлы в почте, не всегда это можно было сделать быстро. В онлайн же режиме каждый за своей «сокровищницей» — компьютером, и все файлы под рукой.
— запись всего того, что происходит на занятии. Мы записывали каждую встречу, затем делали «нарезку» видео фрагментов с объяснением по работе в различных сервисах, загружали их в общую Google – папку. Таким образом, создалась «сетка – сервисов», где прописаны основные характеристики и возможности сайтов и программ, с доступным руководством по работе.
Формы работы для таких встреч не ограничиваются только демонстрацией онлайн сервисов и докладами. Коллега – эксперт ЕГЭ – провела онлайн практикум для коллег, рассказав, на что обратить внимание выпускников. Мы сами оценили несколько эссе и ответов устной части.
Очень интересным был мастер-класс по применению лэпбуков в процессе обучения школьников. Это была не просто теория. Мы действительно делали лэпбук по онлайн связи, получали советы и рекомендации от спикера!
Как методист я всегда стараюсь пригласить к своим коллегам интересных спикеров, обожающих свою работу и умеющих «зажечь» абсолютно всех. Однако при очных встречах это порой проблематично – нужно добраться до места проведения семинара, потом доехать обратно, привезти с собой множество раздаточного материала… Сложно.
В условиях дистанционной работы это, как ни странно, оказалось намного проще! К нам на связь смогла выйти удивительный педагог, замечательный человек – Смирнова Е.Ю. (учитель английского языка ВКК ГБОУ г. Москвы № 1282 «Сокольники», соавтор УМК «Сферы», заслуженный учитель РФ, лауреат Гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, почетный работник общего образования). Елена Юрьевна показала онлайн занятие для обучающихся 5 класса, рассказав обо всех своих приемах, методических находках и логике подачи материала. Более того, дала важные и ценные советы коллегам.
Многие учителя после этой встречи писали, что очарованы спикером, посетили ее онлайн урок на платформе издательства Просвещение. Затем на открытых занятиях этих педагогов я увидела применение того, что показала Елена Юрьевна.
Также к нам выходила на связь коллега из соседнего округа, запланированы еще несколько интересных встреч…думаю, остановиться мне будет сложно!
Хочется отметить еще 2 актуальных, на мой взгляд, факта.
Сами учителя стали активнее во время подобных занятий, встреч, консультаций – все понимают, что это мероприятия не для «галочки», что все действительно важно, полезно и нужно! Поэтому активнее задаются вопросы, поднимаются новые проблемы, обсуждаются план работы на следующий год и положения по различным муниципальным конкурсам, сами предлагают темы для выступлений, делятся опытом, пытаясь поддержать друг друга…даже посещаемость методических объединений выросла почти в 2 раза!
Весь месяц мы продолжали активную работу по созданию сборника обучающих материалов для школьников «Символы Победы Коломенского г.о.». Надо отметить, что мы стараемся уделять внимание региональному компоненту – благодаря Издательству просвещение такая возможность у нас имеется – в прошлом году вышел сборник Spotlight on Kolomna, который сейчас активно применяется коллегами, опубликован сборник статей «Обучаем иностранному языку – из опыта работы учителя Коломенского г.о.». За все эти возможности мы благодарим Центр лингвистического образования Издательства Просвещение!
В заключение хочется сказать, что нынешняя мировая ситуация, безусловно, наложила отпечаток на каждого из нас. Изменила каждого из нас. Сейчас со всех трибун твердят, что «школа уже не будет прежней». На мой взгляд, прежним уже ничто не будет, в первую очередь, мы с вами. Однако изоляция и дистанционное обучение открыли для нас новые горизонты, дали идеи и направление дальнейшего развития, напомнили о простых человеческих ценностях!