«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Пятница 22 мая 2020


В статье анализируются современные факторы повышения качества иноязычного образования. Одним из ведущих выделяется фактор саморазвития. Доказано, что при современных условиях подготовки фактор самореализации является определяющим, поскольку он задает цель, а также показывает будущий результат. Достойное место в развитии методической компетенции уделяется системе повышения квалификации педагога. Главной целью повышения квалификации является улучшение профессиональных навыков специалиста, развитие его теоретических знаний, которые соответствуют современным требованиям образовательного процесса и обучение инновационным путям решения методических задач. В статье делается акцент, что качество обучения в школе зависит от качества методической подготовки учителя иностранного языка.

 

 

Автор: Кочеткова Ия Владимировна
Место работы: МОУ СОШ № 10 Люберцы
Должность: учитель английского и немецкого языков

 

 

 

Естественное развитие современной модели образования, т.е. «составной части и одновременно продукта социализации» [1, с. 23], поддерживает потребность педагогических кадров в самообразовании, поскольку такая позиция в получении знаний максимально содействует непрерывному профессиональному росту и конкурентоспособности в постоянно меняющемся информационном обществе. Современный преподаватель иностранного языка должен осознавать потребность в совершенствовании своей профессионально-методической деятельности. «Процессы интеграции в европейское сообщество потребовали от России пересмотра функций, целей и задач полного среднего и высшего профессионального образования и обусловили введение Единого государственного экзамена в средней школе и переход на двухуровневую систему высшего образования» [2, с. 13].

Понятие профессионального саморазвития «складывающегося из двух компонентов: внешних условий и внутренних способностей, которые предполагают наличие потребностей в обновлении, развитии, самопознании, в понимании своих действий, целей, средств (В.А. Сластенин)» [3, с. 282], связано с использованием профессиональных возможностей человека, его личностного саморазвития, развития его активности, избирательности креативности, а, следовательно успешности в овладении профессией [4]. При современных условиях подготовки фактор самореализации является определяющим, поскольку он задает цель, а также показывает будущий результат. Именно притягательность желаемого результата придает ему мотивирующий характер. Притягательность может быть внутренней — когда специалист доволен тем, что он узнал что-то новое и полезное для своей профессии; и внешней — похвала руководителя, приобретение авторитета в коллективе образовательного учреждения [5, с. 128]. Мотивация в контексте повышения качества развития профессионально-методической компетенции имеет ряд функций:

  • побуждающая (побуждает человека к развитию профессиональной – методической компетенции);
  • направляющая (определяет характер цели в профессиональной деятельности);
  • регулирующая (определяет совершенствования качества профессиональной деятельности).

Мотивация определяется непрерывно меняющимся соотношением разных побуждений. Развитие мотивации педагога в условиях разнообразия лингводидактических практик основано на внутреннем движущем факторе развития личности и профессионализма, так как только на основе ее высокого уровня возможна эффективная реализация внутренних задатков и потребностей человека [6,  с. 122].

Внешние факторы повышения качества развития профессионально-методической компетенции преподавателя это предлагаемые из вне события в профессиональной среде педагога, которые непосредственно влияют на педагогическую деятельность и способствуют повышению его профессионального мастерства. «Очевидно, что особая организация деятельности педагогов и обучаемых в инновационных образовательных учреждениях связана с постоянным пересмотром своей работы» [7, с. 67].

Участие в конференциях, мастер-классах и семинарах направлено на взаимодействие учителей как с отечественными, так и зарубежными коллегами, а также на повышение качества собственной педагогической деятельности.

Следующим не менее важным фактором повышения профессиональных качеств педагога выступает система повышения квалификации. Главной целью повышения квалификации является улучшение профессиональных навыков специалиста, развитие его теоретических знаний, которые соответствуют современным требованиям образовательного процесса и обучение инновационным путям решения методических задач. Учителю необходимо не только владеть своим предметом и методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах социальной жизни.

Таким образом, стоит подчеркнуть тот факт, что широкое распространение системы повышения квалификации в нашей стране связано с изменением роли педагога в образовании. И итогом формирования подобных систем повышения профессиональных навыков и компетенций педагога должно стать появления специалиста нового типа, который будет способен использовать инновационные формы и средства обучения.

Несомненно, что стимулирующим фактором к совершенствованию своего профессионального мастерства является профессиональная аттестация. Процесс аттестации учителей представляет собой официальную форму установления квалификации и подтверждения педагогического мастерства. Она побуждает педагогов к дальнейшему совершенствованию профессиональных качеств и вынуждает относиться к себе как к настоящему профессионалу. Учитель, заинтересованный в своем профессиональном росте, проходит аттестацию с целью подтверждения уровня своей профессионально-методической компетенции, а также определения направлений для дальнейшего её совершенствования.

Широкое использование современных методик и средств обучения является компонентом образовательного процесса. Современные средства обучения в большой степени влияют на другие компоненты образовательного процесса: содержание, цели, формы и методы. Средства обучения — это объекты созданные человеком, направленные на использование в учебно-воспитательном процессе в роли носителей информации и инструмента деятельности учителя для достижения заданных целей [8, с. 2]. Использование новых методов обучения, т.е. «способов достижения определенной цели, совокупности приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов»  [9, с. 53], также является внешним фактором повышения профессионально-методической компетенции.

Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог ставит перед учащимися проблему и дает им возможность самостоятельно найти средства и пути ее решения. В процессе поиска решения проблемы дети используют ранее приобретенные знания и навыки. Доступные ресурсы ИКТ облегчают процесс восприятия информации учащимися и привлекают их внимание с помощью использования большого количества ресурсов, описанных выше. Каждая приведенная методика обучения по-своему развивает профессиональные навыки преподавателя иностранного языка, в том числе и профессионально-методическую компетенции и отдельные ее компоненты.

«Языковой портфель» — это инструмент оценки, самооценки учителя. Это реальный личностный образовательный продукт [10, с. 89]. В портфолио учителя входят следующие сведения: информация о повышении квалификации и прохождении аттестации, о полученных профессиональных наградах, званиях и грамотах, о результатах своей педагогической и научно-исследовательской деятельности, а также сведения о внеклассной деятельности. Создание портфолио поможет педагогу систематизировать опыт, накопленный в процессе преподавания; следить за профессиональным ростом, а также определять уровень и направления его развития.

В качестве следующего фактора выступают взаимоотношения в педагогическом коллективе. Они способны как развивать и поддерживать профессиональные способности, так и понижать их качество. В том случае, если участники коллектива достаточно мотивированны и стремятся к анализу и использованию новых подходов к обучению, обмену профессионального опыта, участью в сетевых сообществах, активному использованию нововведений и инноваций и участью в методических объединениях, тогда педагогический коллектив оказывает благоприятное влияние на его участников. Однако, если педагоги не заинтересованы в проведении или участии в семинарах, профессиональных конкурсах и обмене опытом, то в таком случае уровень профессионально-методической компетенции специалистов не повышается. Профессиональный рост происходит по причине постоянного развития и совершенствования отдельных направлений в образовательной системе.

Заключительным внешним фактором повышения профессионально-методической компетенции учителя является его аналитическая и научная деятельность, в которую входят следующие компоненты: написание научных публикаций, работа в методических объединениях и посещение открытых урок коллег.  Среди внутренних факторов повышения профессионально-методической компетенции необходимо отметить самодисциплину педагога, самокритичность, объективную самооценка. Все учителя обладают набором профессиональных качеств, однако способы их выражения и использования в образовательном процессе является различным. Именно поэтому каждому специалисту необходимо стремиться к самодисциплине, которая приводит к повышению качества профессиональных навыков педагогов, а в последствии и повышению качества всего образовательного процесса.

Еще одним внутренним фактором является самокритичность педагога. Это объективное отношение учителя к собственным профессиональным решениям, способностям и успехам. Педагогу, как и любому другому специалисту, необходимо адекватно оценивать результат собственных действий, поскольку он напрямую отражается на учащихся. Очевидным становится тот факт, что ни применение продвинутых образовательных технологий, ни высокая техническая оснащенность учебного заведения не влекут за собой достижение высоких образовательных результатов обучающихся, если педагог не может обеспечить благоприятный психологический климат [11, с.154]. Развитие самокритики педагога предполагает осознание собственного профессионального «Я», способность анализировать свое поведение, оценивать свои поступки со стороны, избавляться от недостатков и самосовершенствоваться. Объективная самооценка педагогической деятельности учителя еще один не менее важный фактор, который влияет на повышение качества профессионально-методической компетенции.

Анализ литературы показал [12]., что качество образовательной системы напрямую зависит от качества профессиональной подготовки педагогов. «Современный учитель иностранного языка – это УЧИТЕЛЬ, способный НАУЧИТЬ. Вглядываясь сегодня за горизонты будущего, понимаем, что наша цель – ученик, который не должен бояться остаться один на один с теми умениями, универсальными учебными действиями, приобретаемыми им сегодня в школе. Сегодня важно понять, сыграет ли свою положительную роль технологическая 129 революция новой реальности, позволяющая получать разнообразные знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект древней Галлии, ученик на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках. А будут ли они?» [13, с.128- 129].

 

Литература:

  1. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд. стер. – М.: Флинта; Наука, 2017. – 320 с.
  2. Прибылова Н.Г. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения в системе образования Англии: диссертация… кандидата педагогических наук [Текст]: 13.00.01 / Н.Г. Прибылова. 2009. — 212 с.
  3. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд. стер. – М.: Флинта; Наука, 2017. – 320 с.
  4. Сороковых Г.В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов неязыковых вузов: автореферат диссертации на соискания ученой степени д-ра педагогических наук [Текст].- Курск- 2004- 43 с.
  5. Пиралова, О.Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза [Текст] / О.Ф. Пиралова — М.: Академия естествознания, 2011. — 128 с.
  6. Старицына С.Г. Мотивация педагогов в инклюзивном образовании [Текст] // Мотивация как источник активности и направленности личности на изучение иностранного языка (методологические и технологические аспекты). Монография/ Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2018. – С.115-130.
  7. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям [Текст] Сергеева В.П., Подымова Л.С., Сороковых Г.В., Сухова Е.И., Алисов Е.А., Клочкова Л.И., Сергеева И.С., Зиборова Ю.В., Белов А.А., Зарубина Е.В.//коллективная монография / Москва- АПКи ППРО, — 168 с.
  8. Гурье, Л. И. Современные средства обучения в процессе повышения квалификации преподавателей вузов [Текст] // ОТО. 2009. №1. C. 4.
  9. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд. стер. – М.: Флинта; Наука, 2017. – 320 с.
  10. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд. стер. – М.: Флинта; Наука, 2017. – 320 с.
  11. Авторитет и имидж в профессиональной деятельности педагога: коллективная монография [Текст] С.Д. Якушева, С.Е. Байбаков, А.В. Жуков, Л.А. Лопатина, Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова, Е.А. Антонова, И.Н. Байкова, Е.С. Иванова, Т.П. Ильевич, Н.Г. Прибылова, Г.В. Сороковых, С.Г. Старицына, Н.М. Мышьякова, О.Б. Крушельницкая, В.А. Орлова. -Новосибирск: АНС СибАК, 2018. — 208 с.
  12. Пассов, Е. И., Кузовлев, В. П., Царькова, В. Б.Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. — Просвещение, 1993. —  159 с.
  13. Сороковых Г.В. Учитель завтрашнего дня: что там за горизонтом 2100??? [Текст] // В сборнике: Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики. Сборник по материалам Всероссийской с международным участием конференции. — 2019. — С. 123-129.
  14. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. – 64 с.
  15. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. – 64 с.
  16. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. – 64 с.
  17. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. – 56 с.
  18. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. – 56 с.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.