«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Вторник 12 мая 2020


В статье дается практический анализ общедидактических принципов обучения иностранному языку в условиях информационно-коммуникационной иноязычной среды. Выделенные принципы помогаю педагогу выстраивать образовательные маршруты на основе современных требованиях ФГОС. Делается акцент на то, что принцип личностного целеполагания определяет первичность индивидуальных целей обучения школьника; в контексте персонификации образовательного процесса необходимо осуществлять и индивидуально-развивающее обучение иностранному языку; принцип метапредметных основ образовательного иноязычного процесса составляет основу личностного познания обучающегося; принцип ситуативности обучения выстраивает процесс обучения иностранному языку школьников на основе эффективного и творческого решения обучающимися образовательных задач; принцип образовательной рефлексии проявляется в развитии самоанализа обучающегося, осознании способов деятельности, выявлении собственных образовательных приращений на основе выбора наиболее приемлемого мобильного средства обучения.

 

 

Автор: Глотова Наталья Александровна
Место работы: МОУ СОШ № 10, г. Люберцы Московской области
Должность: учитель немецкого языка

 

 

 

Annotation. The article provides a practical analysis of the general didactic principles of teaching a foreign language in the conditions of information and communication environment. These principles help the teacher to build educational routes based on modern requirements of the Federal State Educational Standard. The emphasis is placed on the fact that the principle of personal goal-setting determines the primacy of the individual learning objectives of the student; in the context of personification of the educational process, it is necessary to carry out individual and educational development during a foreign language learning; the principle of meta-subject foundations of the educational language process constitutes the basis of the learner’s personal knowledge; the principle of situational learning builds the process of teaching a foreign language to students on the basis of effective and creative solutions of educational problems by students; the principle of educational reflection is manifested in the development of learner’s self-analysis, awareness of the methods of activity, the identification of their own educational increments based on the choice of the most appropriate mobile learning tool.

Keywords: principles of teaching a foreign language; principles of information and communication technologies’ application.

 

Да, профессии умирают.

Но профессия Учителя никогда не умрёт.

А если умрёт (станет лишь цифровой, техникой),

 то станет деградировать социум, общество, люди.

Ибо Учитель – мост между поколениями, ретранслятор культуры (как профессионал), духовник (как человек), субъект диалога культур.

Е.И. Пассов

В свое время Е.И. Пассов, сказал, что познавая законы природы и стремясь к их эффективному использованию, человек выдвигает на их основе принципы [1]. В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Принимая за основу научные выводы ученых, а также учитывая предмет нашего исследования, в данной работе мы ставим перед собой задачу обосновать лингводидактические принципы применения информационно-коммуникационных технологий, «технологий, обеспечивающих максимальную субъектность деятельности, осмысление и рефлексию деятельности учения, переход к самообразованию и самовоспитанию (Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева)» [2, с. 203] в обучении немецкому языку в средней школе, а именно:

  • принцип личностного целеполагания, определяющий первичность индивидуальных целей обучения школьника, подчеркивает важность самоопределения для соотнесения характера и содержания обучения языку со своими желаниями и реальными возможностями. Анализ содержательного аспекта иноязычного школьного образования показывает, что у подростков доминируют такие ценностные ориентации, как «здоровье», «любовь», «верные друзья», «счастливая семейная жизнь» [3, с. 80]. Данные ценности, «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов его существования» [4, с. 94], находят свое отражение в тематике школьного иноязычного образования, так как те знания, которые приобретают школьники нужны им не только для увеличения их объема, а для использования в дальнейшей учебной и самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения в условиях современной социальной среды;
  • принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. В контексте персонификации образовательного процесса необходимо осуществлять и индивидуально-развивающее обучение иностранному языку, проектирование индивидуальных маршрутов обучения и воспитания школьников с трудностями в обучении, разработку индивидуального дидактического сопровождения каждого ученика, используя при этом технологии индивидуализации и дифференциации обучения, проектные и проблемные, творческого и рефлексивного обучения, активизации мыслительной деятельности. Представляется целесообразным на занятиях по иностранному языку применять не отдельные методы и приемы, а цельную систему технологий, в основе которой лежит интегративный подход в единстве речевой, воспитательной и развивающей деятельности [5, с. 172], направленный на конструирование обучающимся собственного осмысления полученной информации на основе технологий. Мобильные технологии наиболее эффективны и доступны обучающимся, представляют широкий выбор форм и методов контроля, характеризующегося «технологичностью, объективностью, дифференцированностью оценки результатов обучения, гуманностью и педагогичностью» [6, с. 16] чему, на наш взгляд, способствует взятие за основу ИКТ как наиболее эффективных средств достижения поставленной цели. Современные средства оценивания обученности школьников предполагают объективность такого контроля и самоконтроля [7]. При личной индивидуализации, «организации учебного процесса, при которой учитывается индивидуальность каждого ученика и которая позволяет учащимся выбирать наиболее соответствующую складу их ума линию обучения (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная)» [8, с. 200], в процессе занятий учитываются такие свойства личности учащегося, как его мировоззрение, сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, а также статус в коллективе;
  • принцип метапредметных основ образовательного иноязычного процесса, составляющий основу личностного познания обучающегося, реализующего субъективные и творческие подходы в реализации межкультурного компонента коммуникативной компетенции школьника;
  • принцип ситуативности обучения, выстраивающий процесс обучения иностранному языку школьников на основе эффективного и творческого решения обучающимися образовательных задач, требующих самоопределения в процессе выбора той информации, которая наиболее безопасна для общества и среды и не несет в себе агрессию и дезинформацию;
  • принцип образовательной рефлексии, «онтологическое основание самосознания, саморазвития личности, механизмом самопознания, самоанализа, самоконтроля, самоорганизации и самооценки человека (Я.О. Устинова)» [9, с. 249], проявляющийся в развитии самоанализа обучающегося, осознании способов деятельности, выявлении собственных образовательных приращений на основе выбора наиболее приемлемого мобильного средства обучения [10].
  • принцип профессиональной направленности иноязычного образования предусматривает построение учебного процесса изучения иностранного языка, направленного на решение задач межкультурного обучения, т.е. «обучения, включающего в себя следующие компоненты: языковой: лексика, грамматика, речевые образцы и т.д.; исторический: различия в оценке прошлого обеих стран; практический: правила, необходимые для ориентации в стране; эстетический: различия в стиле жизни, одежде и т.д.; этический: различия в нормах поведения; стереотипный: сложившиеся стереотипы в отношениях собственной культуры и культуры другой страны; рефлексивный: личностные изменения в результате межкультурного обучения (А.Л. Бердичесвский)» [11, с. 213-214], связанных с будущей профессиональной деятельностью школьника, формированием его социальной позиции. Применяя данный принцип к обучению иноязычному общению, мы должны планомерно ориентировать их на формирование тех профессионально-личностных качеств, которые необходимы будущему специалисту и которые закладываются как основы в рамках школьного образования как в урочной, так и во внеурочной деятельности [12] .

В заключение хотелось бы отметить, что:

1) учителю важно не только выстраивать урок согласно современным требованиям ФГОС, но и учитывать те принципы, которые позволят педагогу  проектировать и реализовывать инновационные технологии;

2) для реализации межкультурной коммуникации необходимым условием является овладение ценностями родной культуры. Необходимо помнить, что межкультурная коммуникация терпит неудачи, если мы покушаемся на систему ценностей, принятых в культуре другого народа. Любая попытка разрушить эту систему приводит к потере контакта, возникновению барьеров в общении [13, с. 96].

Литература

  1. Пассов Е.И. Книга для учителя к учебнику «В мире немецкого языка» для 8 класса общеобразовательных учреждений [Текст]: учебное пособие / Е.И. Пассов. — М. : Просвещение, 1997.
  2. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 320 с.
  3. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям [Текст] Сергеева В.П., Подымова Л.С., Сороковых Г.В., Сухова Е.И., Алисов Е.А., Клочкова Л.И., Сергеева И.С., Зиборова Ю.В., Белов А.А., Зарубина Е.В.//коллективная монография / Москва- АПКи ППРО, — 168 с.
  4. Жаркова Т.И. Роль и значение ценностных ориентаций в обучении немецкому языку в неязыковом вузе [Текст] / Т.И. Жаркова // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире, VI Междунар. науч.-практ. конф. (2018; Самара). Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 2018 г.: в 2 ч. / М-во культуры РФ, СГИК; под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2018.  Ч. II. 356 с.  С. 92-96.
  5. Сороковых Г.В., Прибылова Н.Г. Социальный компонент иноязычного образования школьников, имеющих проблемы в обучении и воспитании [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 172-175.
  6. Старицына С.Г. Тестовый контроль в системе образования [Текст] /С.Г. Старицына // Среднее профессиональное образование. – 2010. — №12. – С. 15-17.
  7. Современные средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и практика [Текст] Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Герасимова А.М., Вишневская Е.М. Иванова Н.В., Кутепова О.С., Волкова Н.С., Бобунова А.С. Монография / Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2019. – 280 с.
  8. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 320 с.
  9. Современные средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и практика [Текст] Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Герасимова А.М., Вишневская Е.М. Иванова Н.В., Кутепова О.С., Волкова Н.С., Бобунова А.С. Монография / Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2019. – 280 с.
  10. Сороковых Г.В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов неязыковых вузов [Текст]: Автореферат диссертации на соискания ученой степени д-ра педагогических наук.- Курск- 2004- 43 с.
  11. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 320 с.
  12. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах.- М. Изд-во «Просвещение» .2013 г. – 175 с.
  13. Жаркова Т.И. Роль и значение ценностных ориентаций в обучении немецкому языку в неязыковом вузе [Текст] / Т.И. Жаркова  // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире, VI Междунар. науч.-практ. конф. (2018; Самара). Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 2018 г.: в 2 ч. / М-во культуры РФ, СГИК; под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2018.  Ч. II. 356 с.  С. 92-96.
Оставить комментарий

Комментарий

..