«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Понедельник 27 июля 2020

 

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций

Помня учение древних, необходимо осознавать, что мир наш, несмотря на свою сложность, обладает целостной структурой. Но понять эту целостность мы порой не в силах, поскольку изучаем разрозненные дисциплины, часто не наблюдая связей между ними.

В настоящее время школа работает в режиме новых стандартов общего образования, отличительной особенностью которых является введение нового методологического подхода с выходом на метапредметные результаты обучения. В широком значении термин «метапредметность» означает «научиться учиться». Актуальность проблемы заключается, на наш взгляд, в создании условий  активного использования метапредметных связей в учебной и внеурочной деятельности.

 

 

Автор: Комарова Галина Васильевна
Место работы: МОУ «СОШ № 102», г. Саратов
Должность: учитель, почётный работник общего образования РФ

 

 

В настоящей учебно-методической разработке мы предлагаем к рассмотрению метапредметный подход, реализация которого может быть осуществима при создании условий для активного использования метапредметных связей во внеурочной деятельности.

Метапредметный подход — это организация деятельности учащихся не с целью преподнесения им знаний в готовом виде, как заученное правило, а обучение их  различным возможностям получения  этих знаний.

В век информационных технологий ребёнок сталкивается с  трудностями, поскольку на него со всех сторон обрушивается такой поток информации, который он часто просто не в силах воспринять: Интернет, цифровое телевидение, пресса, да и просто общение со сверстника.

Учитель должен помочь ребёнку обрести не только универсальные знания, но и научить его ориентироваться в нестандартных ситуациях, проявляя активную, созидательную позицию,  ориентированную на успех.

Современная педагогика обладает целым арсеналом педагогически приёмов, технологий, методов, способов, одним из самых современных же является  метапредметный подход.

Работа с младшими школьниками.

Новые образовательные стандарты позволили увеличить количество преподаваемых часов за счёт ведения кружковой работы у самых маленьких школьников.

Практически метапредметный и межпредметный подходы для этой возрастной категории детей очень схожи. Приставка «мета», означающая – «над», «всеобщее», очень близка по своей сути к «меж» — « в связи с чем-то».

Нами разработан курс для учащихся 2 класса «Занимательный немецкий», который позволяет совмещать преподавание лексико-грамматического материала с пением, рисованием и ритмикой. Скороговорки, стихи, песни с ритмическими  и танцевальными движениями под музыку  являются неоспоримым показателем не только мотивационной заинтересованности детей, но и существенно влияют на качественный показатель успеваемости.

Среди рассматриваемых тем курса следующие:

 

1.Знакомство 9. Я и моя семья
2 Учимся играючи 10. Мы играем и поём
3. Поиграем? Споем? 11. А это мы умеем!
4.Знакомимся с Германией. День Святого Мартина. Конкурс фонариков 12. Готовимся к Рождеству. Конкурс  рождественских открыток
5.Знакомимся с персонажами немецких сказок 13. Подготовка  к  празднику «Прощай, второй класс!»
6. Мы готовимся к «Празднику алфавита» 14. Читаем сказки. «Как Каспер рассмешил Принцессу», «Золотой гусь»
7. «Праздник алфавита» 15. Праздник «Прощай, второй класс!»
8. Занимательная грамматика 16. Славно потрудились

И уже здесь мы применяем первые уроки исследовательской деятельности. Так, готовясь к празднику «День Святого Мартина», проводимого обычно в рамках лингвострановедческого проекта «Традиции Германии», ребята изучают историю, страноведение, литературу, хореографию немецкоязычных стран. А «Конкурс фонариков» превращается в настоящий праздник творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.  На празднике «День Святого Мартина» в читальном немецком зале.

Метапредметность подхода состоит в том, что ученик практически сам вырабатывает схемы мыслительной деятельности, которые лежат над предметом, но реализуются в ходе работы по заданной тематике.

Особенности работы на среднем и старшем этапе обучения языку.

Для детей этой возрастной категории проектная деятельность выступает как средство формирования метапредметных умений и навыков, являясь одной из моделей личностно – ориентированного, развивающего обучения. Метод проектов не только  создаёт положительную мотивацию на саморазвитие личности, приучает человека брать на себя ответственность за принятое решение. Иностранный язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.

В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают следующие метапредметные   навыки и умения:  личностно — интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве,  регулятивные — систематизировать знания, выделять главную мысль,  умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);  познавательно-творческие (умение воплощать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); коммуникативные — (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Последняя, в свою очередь,  должна быть подкреплена аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль); а также навыки и умения, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Владение данными навыками проектно-исследовательской деятельности помогает учащимся при подготовке к научно-практическим конференциям, фестивалям творчества, различного уровня конкурсам, в выставках и художественных акциях, в оформлении интерьера школы.

Уже много лет нами ведётся кружок для средней ступени обучения школьников «Художественно-речевая деятельность», где и получают свою творческую реализацию  коммуникативные и другие учебные действия.

Примерное предметно-тематическое содержание курса:

Социально-бытовая сфера Учебно-трудовая сфера Социально-познавательная сфера
Семья. 3ч

Внешность.3ч

Моя комната  2ч

Животные. 3ч

Продукты питания. 2ч

Классная комната. 2ч

Школьные  вещи.  2ч

Расписание уроков. 2ч

Каникулы, отдых. 2ч

Друзья 2ч

Времена года. 3ч

Погода. 2ч

Праздники.4ч

Выходной день. 2ч

 

 

Этапы работы:

— подготовительный: определение проблемы, цели достижения практического результата; формирование подгрупп для совместной работы.

—  второй этап: работа над темой в поиске нужной информации. Дети обсуждают, действуя, делают выводы;

— третий этап: обработка полученной информации, выбирается тип проекта (коллаж, газета, театральный тип), оформление его.

— четвёртый этап – презентация и защита проекта с последующим обсуждением «За круглым столом».

Оцениваем проекты сообща по критериям, которые определяем сами: единство формы и содержания; полнота работы; аргументированность; глубина знаний, межпредметные связи.

Таким образом, применение проектной деятельности как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности формирует метапредметные умения и навыки, соответствующие требованиям к коммуникационному взаимодействию, взаимопониманию.

 

Библиография

  1. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. Т. I. Челябинск, 2011.
  2. Аксенова Н. И. Системнодеятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. СПб., 2012.
  3. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. М., 2012
  4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2.
  5. Комарова Г.В. Проектно-исследовательское обучение на уроках немецкого языка, сборник научных статей к международной научно-практической конференции «Мозаика инновационных методик преподавания немецкого языка». Вып.2.- Саратов: ИЦ «Наука», 2011, стр.59.
  6. Комарова Г.В. Средства повышения мотивации на уроках иностранного языка, сборник методических разработок «Находками делюсь с коллегами», выпуск №38, Международный центр регистрации серийных публикаций, Франция, Париж, Ален Руколь, 2013.- стр.153.
  7. Комарова Г.В. Возможности раскрытия творческих способностей учащихся с помощью слова, сборнике научных статей к международной научно-практической конференции «Мозаика инновационных методик преподавания немецкого языка». Вып.7.- Саратов: ИЦ «Наука», 2016, стр.20.

Интернет-ресурсы

  1. Кафедра философии образования МИОО
  2. Учебно-методический комплекс «Перспектива»
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Комментарии закрыты.