«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПИСЬМО, КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ, ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 8 июля 2020

 

Обучение письму —  обязательная и не простая  задача, стоящая перед  учителем  иностранного языка.  Для достижения этой цели, требуется достаточно продолжительный срок отработки определенных навыков. Только системная и регулярная работа даёт положительные результаты.  Очень часто это рутинный процесс, не вызывающий особого интереса у учащихся. Я, как и многие педагоги, ищу пути повышения эффективности обучения учащихся письменной речи. Эту проблему мы пытаемся решить, превращая работу в творческий процесс.

 

 

Автор: Гаврилова Елена Викторовна
Место работы: МОУ Полетаевская СОШ
Должность: учитель

 

 

 

 

Каковы же  цели и задачи обучения письменной речи? Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, подразумевают создание условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Таким образом, формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества — конечное требование к обучению письменной речи.

Цель, согласно программе, предполагает развитие умений в следующих письменных жанрах:

  • личное и официальное письмо;
  • сообщение;
  • сочинение;
  • эссе;
  • описание;
  • рецензия;
  • изложение;
  • аннотация;

Задачи требуют развития следующих умений:

  • делать выписки, заметки при чтении/прослушивании текста;
  • составлять план, тезисы письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
  • фиксировать необходимую информацию с целью  её дальнейшего использования (в собственном высказывании, в проектной деятельности);
  • указывать требующиеся данные о себе в адекватной форме;
  • сообщать в личном письме об интересующих новостях/ проблемах, описывать свои планы на будущее;
  • сообщать/рассказывать в письменной форме об отдельных фактах/событиях, выражая свои суждения;
  • расспрашивать в формальном письме об условиях обучения, уточняя интересующие детали.

Письмо является одним из средств овладения иноязычной речью.  Но только взаимосвязь всех видов речевой деятельности  способствует тому, что всё, что усваивается в устной речи, закрепляется с помощью письма и чтения. Вместе с тем обучение чтению и письму, как речевой деятельности, способствует развитию устной речи. Таким образом, каждый вид речевой деятельности выступает как цель обучения, а по отношению друг к другу – как средство обучения.

Хочу поделиться системой работы  обучения письму. Для формирования вышеперечисленных навыков письма я использую упражнения репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера.

Упражнения репродуктивного характера: написание текста (письма, открытки, сообщения и т.п.) с опорой на образец.

 Упражнения репродуктивно-продуктивного характера: построение собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова,  план и др.) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).

Упражнения продуктивного характера: выражение своих мыслей в письменной форме без опоры на вербальные элементы. Здесь можно побуждать к письменному высказыванию просмотром видеофильма, фотографии (визуально) или формулированием проблемного тезиса (словесно).

Работа на уроке организуется по следующему алгоритму:

  1. Прослушивание и чтение текста-образца.
  2. Анализ структуры текста.
  3. Выбор и отработка полезных фраз и выражений.
  4. Составление плана письменного высказывания.
  5. Предъявление шаблона с пропущенными словами (картинки).
  6. Составление письменного высказывания по образцу.
  7. Написание собственной версии письменного высказывания и представление в виде мини-проекта (домашнее задание).

Итогом выполненной работы является урок защиты проектов, на котором выбираются лучшие работы для   оформления выставки в рамках предметной декады. Современная технология проектной деятельности и творческая составляющая являются хорошим способом мотивации для учащихся.

Примеры заданий.

1.Описание рекламы

Description of an Advert

   In this advert, there are two models who are wearing bright swimwear and beach suit. They are standing on the beach and seem to be enjoying themselves.

This is an advert for a company which sells clothes for rest (leisure wear). I think they use it in fashion magazines and on billboards in the shop centers. It seems to me that they are trying to sell clothes to young people because the models in the picture are young.

I like this advert because it reminds me of our family trips to the sea. But I don’t think that people really remember adverts when they go shopping. As for me I usually buy things which I like.

Полезные выражения. (выписывают из текста)

  1. I think that… (Я думаю что….)
  2. In my opinion… (По моему мнению…)
  3. As for me… (Что касается меня…)
  4. I don’t think that… (Я не думаю, что…)
  5. It seems to me that… (Мне кажется, что…)

Можно предложить учащимся придумать свои предложения с данными выражениями. В слабых группах стимулировать учащихся вопросами или утверждениями:

I think advert helps us in choosing clothes. What about you?

Составление плана.

  1. What are the models wearing?
  2. Where are they?
  3. Are the models famous?
  4. What kind of company is the advert for?
  5. Where can you see this advert?
  6. Do you like this advert? Why? /Why not?

Описание картинки.

  • Describe what you can see in the advert.
  • Give some information about the company and the place where you can see the advert.
  • Give your opinion of the advert and why you like/dislike it.

Учащиеся описывают предложенную картинку по образцу.

Домашнее задание.

Write the own version of description of an advert and present it as a mini-project.

Дома учащиеся готовят собственное описание рекламы в виде проекта (постер, буклет, презентация.) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

2.Рецензия книги

A Book Review.

The last book I read was “The Adventures of Tom Sawyer”. It was written by a famous American writer Mark Twain. My friend advised me to read this book. He said that it’s great.

“The Adventures of Tom Sawyer” is a novel about a boy who lives in his aunt’s house and he doesn’t like to stay at home. Tom is a great inventor and prankster.  He is very smart, because he always has a lot of brilliant ideas. Mark Twain describes a lot of funny stories about Tom’s school life. Tom is very curious too. He wants to know about everything. One day Tom gets into trouble. He is afraid of one man. So he runs away. But at the end of the story he comes back home. And everybody is happy! There are a lot of great illustrations in the book too.

I love this book because it is exciting and I enjoy adventures stories. Besides, the plot of the story is extremely interesting. My favorite characters are Tom and Huckleberry. They are real friends. I think everybody would like to have a friend like Tom. I’m sure this book will be interesting both for children and grownups. It reminds them about their childhood. I’d definitely recommend this book to everybody. I am sure you’ll get a great pleasure.

Полезные выражения (выписывают из текста)

The last book I read was… (книга, которую я прочитал недавно…)

It was written by… (она написана…)

There are a lot of great ilustrations in the book too… (в книге много замечательных иллюстраций)

I love this book because… (мне нравится  эта книга, потому что…)

The plot of the story is extremely interesting… (сюжет рассказа очень интересный….)

My favorite characters are… (мои любимые персонажи…)

I’m sure this book will be interesting for… (я уверен, эта книга будет интересна….)

I’d definitely recommend this book to…. (я определенно рекомендовал бы эту книгу…)

Составление плана.

  1. What was the last book you read?
  2. Why did you read it?
  3. What kind of book is it?
  4. Has it got any pictures?
  5. Did you enjoy it? Why? /Why not?

Описание по плану.

  • book title, author reasons for reading
  • book type, what it’s about, any pictures
  • your opinion of the book

Учащиеся пишут рецензию по образцу.

Домашнее задание.

Write the own version of a book review and present it as a mini-project.

Дома учащиеся готовят собственную рецензию книги в виде проекта (постер, буклет, презентация.) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пример творческой работы.

        In this advert, there is one model who is wearing blue denim jeans, checked cotton shirt, a grey hat with a scarf and black sneakers. She is sitting on the stack of different jeans, lying on the floor.

      This advert is for a company Gloria Jeans. I think they use it on TV and on billboards in the streets. It seems to me that they are trying to sell clothes to young people because the girl on the advertisement is young and positive.

     I like this advertisement because l like the jeans shown in the picture. But don’t think that people really remember advert when they go shopping. In my opinion they just buy the things which they like when they’re in the shop. As for me I rarely pay attention to advertising.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Пример творческой работы.

 

A BOOK REVIEW

      The last book that I read was “Harry Potter and the Philosopher’s Stone”. It’s a fantasy story by a popular British writer J. K. Rowling. I’ve got this book from my friend for my birthday. It’s the first novel of Harry Potter series. There are seven books which were made into eight films. I am a big fan of fantasy stories so I’ve already seen all of them. The series combines such genres as drama, mystery, thriller, adventure, horror and romance.

      The book tells us about an orphan boy Harry who lives in a family of his aunt. One day he finds out that he is a wizard and he receives an invitation to Hogwarts, a school of magic. He meets new friends there and conquers the dark wizard Lord Voldemort who killed Harry’s parents. My favorite characters are Harry and Hermione.  I loved how they supported one another using their specific skills. This book is about real friendship. It teaches us how to face difficulties. It shows how important a family and friends are.

      As for me I’m going to read the other series. So, if you like fantasy, I recommend

 you to read this book. I am sure you’ll get a great pleasure.

   Kurochkina Olga (Poletayevo, 2019)

Литература:

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АР – КТИ, 2000г.; 215 с.
  2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение 2001. 166с.
  3. Пассов Е.И. Обучение письму: учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002г.;c. 67-70
  4. Синица Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования// Иностранные языки в школе . — 2002. — № 6. 189 с.

Комментарии закрыты.