«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ МЕТОДОМ ЦЕЛЫХ СЛОВ

Четверг 27 августа 2020

В начале учебного года, приступая к работе по УМК Spotlight для 2 класса, учитель постоянно отвечает на вопросы родителей второклассников и самих маленьких учеников о том, как будет проходить процесс обучения чтению. Зачастую всех беспокоит то, что ребёнок, не зная английского алфавита, с первых уроков должен читать слова, а вскоре и предложения и даже простые тексты. Для того, чтобы учитель мог дать компетентное объяснение подхода к обучению чтению по данному УМК, ему необходимо иметь глубокие знания о методе целых слов, так как большая часть работы по формированию навыков техники чтения на уроках строится на его основе.

 

Автор: Догадина Татьяна Александровна
Место работы: МБОУ «Гимназия г. Болхова»
Должность: учитель

 

 

Для успешной реализации данного метода обучения чтению учитель должен использовать разнообразные приёмы, которые с одной стороны продуктивны для формирования и развития навыков техники чтения, а с другой соответствуют возрастным психологическим особенностям младших школьников.

Метод целых слов, который сейчас более известен под названием метода Глена Домана, широко и успешно применяется в англоязычных странах в силу особенностей исторического принципа английского правописания. В английском языке присутствует ярко выраженное исторически сложившееся расхождение системы графических знаков и звукового состава речи. Несмотря на существующие в английском языке правила чтения, чтобы верно прочитать какую-либо букву или буквосочетание, надо принять во внимание все слово целиком. Не случайно, поэтому особенности языковой системы английского языка создают серьезные трудности в овладении техникой чтения и порождают ошибки в установлении звукобуквенных соответствий и соответствий между графическим и звуковым образом слова.

Данная методика предполагает распознавание слова как целой единицы, без выделения его составляющих — названий букв и звуков. Ребёнку показывают слово и произносят его. После того как выучены 50–100 слов, детям предлагают текст, где эти слова часто встречаются.  Таким образом, данный метод основан на способности распознавать и узнавать графические образы слов, как и любые другие объекты окружающей действительности. Предполагается, что восприятие и прочтение большого количества слов позволяет ребенку впоследствии самостоятельно вывести правила чтения и овладеть интуитивно-правильным способом озвучивания текста.  [4]

Можно выделить несколько преимуществ метода целых слов:

  • вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребёнка, что обеспечивает концентрацию его внимания;
  • моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание;
  • соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность. [6]

Как и любой другой метод обучения чтению, метод целых слов на уроке реализуется прежде всего через деятельность. Для второклассников ведущей деятельностью, безусловно, является учебная. Ей в развитии детей младшего школьного возраста принадлежит особая роль. Именно эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Эта особенность должна учитываться учителем в том плане, что на уроках английского языка учебные действия обучающихся могут осуществляться в том числе в виде коллективного взаимодействия и в виде игры.

При этом следует помнить о том, что в этом возрасте детские  игры, становятся иными,  они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей. [5]

В данной статье я хотела бы поделиться своим опытом использования различных игровых приёмов при обучении чтению второклассников на уроках английского языка по УМК Spotlight.

В помощь учителю авторы УМК рекомендуют ряд игр, которые помогают сделать процесс обучения чтению интересным и увлекательным.  Методика использования данных игр подробно представлена в Книге для учителя. К числу игр эффективных для обучения чтению относятся Snap, I spy, Up and Down, Pass the Flashcards, Pairs, Words and Pictures.

Одной из самых популярных игр на уроках развития и совершенствования навыков техники чтения является игра Bingo. Учитель раздаёт ученикам набор картинок, иллюстрирующих лексические единицы модуля. Эти картинки также можно отксерокопировать из книги для учителя. Дети раскладывают их на столах изображением вверх. Учитель показывает карточку, на которой написано одно из изученных слов. Задача каждого ученика прочитать это слово, вспомнить его значение и перевернуть карточку с соответствующей иллюстрацией изображением вниз. После этого учитель показывает детям следующую карточку и действия повторяются. Когда все карточки перевернуты, ученики поднимают руки. Игра заканчивается, когда учитель показал все слова и все дети подняли руки. [3]

Для того, чтобы разнообразить работу игру в Бинго можно чередовать со схожей игрой в Лото. Для Лото мы самостоятельно разрабатываем игровые поля, используя картинки учебника, иллюстрирующие лексику модулей. Дети получают игровые поля, разноцветные крышечки, которые мы используем в качестве фишек.  Учитель также показывает слово, написанное на карточке, ученики должны закрыть фишкой соответствующую иллюстрацию на своем игровом поле.  Как только поле закрыто, ученики поднимают руку. Игра продолжается до тех пор, пока не показаны все слова, и  все дети не подняли в руку.

В течение учебного года у моих второклассников сформировались определенные предпочтения среди наших игр. Одной из самых любимых является «Smart parrot». Эту игру целесообразно использовать на уроках, на которых дети учатся читать новые слова. Как только мы ввели с помощью наглядности новые слова и обеспечили повторение этих слов хором и индивидуально, детям предлагается побыть умными попугайчиками. Это значит, что они должны повторять слово за учителем только в том случае, когда он произносит слово, показывая на нужную иллюстрацию. К примеру, если он говорит слово «apples»  показывает на яблоке на плакате, дети повторяют, а если произносит словосочетание «orange juice», показывая на «chocolate cake», класс молчит.

В число наших предпочтений также входит  игра «Наши персонажи». Для каждого персонажа Лэрри, Лулу, Чаклза, Нэнни Шайн учитель заранее готовит карточку, на которой изображен круг, поделённый на четыре сектора. В трёх секторах написаны слова, которые относятся к данному персонажу, а в четвёртом секторе слово, с ним несвязанное. Например, это могут быть названия трёх действий, которые персонаж может выполнять согласно содержанию текста, и одно, которое он не может выполнять, или о котором не идёт речь.  Или же представлены три названия предметов одежды, в которые одет персонаж и один предмет, которого на нём нет, а также описание внешности, любимые блюда и т.д. Задача учеников прочитать все слова и найти среди них лишнее. Дети получают карточки либо для закрепления изученной лексики, либо при работе с текстами. [2]

Для совершенствования умения распознавать изученные слова в текстах мы играем в  «Охоту на слова». Дети получают ксерокопии небольших текстов на английском языке, в которых содержатся некоторые изученные нами слова. Учитель называет слово, задача учеников в течение 30 секунд его найти и отметить карандашом. Побеждает тот, кто найдёт наибольшее количество заданных слов.  [1]

В рабочей тетради «Английский в фокусе» для 2 класса в конце каждого модуля представлены настольные игры, некоторые из которых нацелены на совершенствование навыков техники чтения. Так, условия игра на страницах 32 и 33 предполагают прочтение слов из списка и соотнесение их значений с иллюстрациями. В играх на страницах 42 – 43 и 52 – 53 дети должны не только проявить навыки чтения, но и графические и орфографические навыки.

На страницах 62 – 63 согласно заданию учитель показывает на предметы одежды и просит учеников назвать их. Дети играют парами, бросают кубик по очереди.  Когда их фишка попадает на картинку, они должны назвать изображенный на ней предмет одежды. Если предмет назван правильно, они пишут это слово на картинке чемодана. В конце игры дети читают вслух, что они положили в чемодан.

Мои ученики с большим удовольствием играют в настольные игры из рабочей тетради, им очень нравятся интересные правила игр и красочные иллюстрации. На обобщающем уроке модуля я отвожу 10 – 15 минут для того, чтобы мои ученики поиграли в парах в настольную игру.  [3]

Кроме того, мы  проводим игры, используя кубики с буквами английского алфавита, потому как младшие школьники любят совершать действия с конкретными красочными предметами. Мы разработали следующие варианты игровых заданий, которые дети выполняют в группах:

  1. Учитель показывает иллюстрацию, дети в группах должны выложить из кубиков соответствующее слово.
  2. На доске учитель пишет предложение, в котором пропущено одно из слов, ученики знакомятся с предложением, выкладывают данное слово из кубиков и зачитывают полученное предложение.
  3. Группы по очереди выкладывают из кубиков слова на заданную тему, участники других групп должны их прочитать.
  4. В другом варианте игры одна из групп выкладывает из кубиков сплошную цепочку из изученных слов, задача других групп разделить цепочку на слова и прочитать их.
  5. Дети работают в своих группах, при этом один учеников смешивает кубики, из которых состоит слово, другие участники группы должны поставить буквы в правильной последовательности и прочитать его.

Игровые приёмы обучения чтению прежде всего создают у обучающихся мотивацию к выполнению учебных действий. Кроме того, дети учатся справляться с затруднениями в игровой форме теми способами, которыми они уже хорошо владеют. Благодаря этому, сложный и трудоемкий процесс обучения чтению на иностранном языке становится увлекательным, а цели обучения чтению значимыми для детей.

Список использованной литературы

  1. Browne A. A practical guide to teaching reading in the early years: Paul Chapman Publishing Ltd., 1998
  2. Day Richard R. New ways in teaching reading: Tesol
  3. Английский язык. Книга для учителя. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – М: Express Publishing: Просвещение, 2016.
  4. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015.
  5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
  6. Павлова М.С. Обучение чтению с УМК «Английский в фокусе»: из опыта работы // Региональное методическое приложение к журналу «Просвещение иностранные языки» Обучаем иностранному языку: из опыта работы учителя Коломенского Г.О. – М. , 2020. — №33. – с. 24 – 25

 

Комментарии закрыты.