«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РАБОТАЕМ С ЛЕКСИКОЙ

Понедельник 17 августа 2020

Безусловно, знание иностранного языка открывает широкие горизонты для современного школьника. Человек становится более независимым в передвижении, общении, раздвигает границы своего мировоззрения и миропонимания.

Понятие «владение языком» включает в себя целый ряд компетенций: социокультурную, речевую, коммуникативную. В основе любой из них лежит языковая компетенция. Все виды речевой деятельности неразрывно связаны с лексическими и грамматическими навыками. Описывая необходимость заучивания слов и грамматических конструкций, я своим ученикам обычно привожу следующим пример.

 

 

Автор: Морозова Ольга Леонидовна
Место работы: МОУ СОШ №32, г. Подольск, Московская обл.
Должность: учитель английского языка

 

 

 

 

Язык – это фруктовый сад. Чтобы получать вкусные и красивые плоды нужно вырастить здоровые деревья. Это требует упорного труда, умения и навыка, времени, любви и терпения. Крона дерева – это совокупность веток и листьев. В нашем саду ветки – это грамматические конструкции, без которых дерево просто немыслимо, а листва – это лексика, которая питает и украшает дерево. Без знания того или другого дерево зачахнет или вовсе погибнет. Возделывая его, мы получим богатый урожай в виде большого багажа ценного знания. Чтобы урожай не пропал, не сгнил в ящиках, его нужно потреблять в свежем виде, консервировать, делиться с другими. И вот мы учимся читать, слушать, писать, говорить. Чем чаще и шире мы применяем полученные знания, тем большую пользу принесет наш фруктовый сад.

Задаваясь вопросом обучения лексике, я постоянно помню о том, что слова без контекста мертвы. Они плохо усваиваются, быстро забываются.

Я работаю по УМК «Английский в фокусе» уже более 6 лет. Лексики предлагается очень много. Приходится отбирать то, что я считаю наиболее полезным и актуальным для моих учеников.

Очень часто мы начинаем свое знакомство с лексикой посредством текста. Авторы линии представляют нам такую возможность. Как правило, каждый новый модуль открывается тематическим текстом или диалогом, который насыщен новыми словами и конструкциями. На уроке мы ищем нужные слова, обсуждаем контекст, подбираем антонимы и синонимы, составляем с ними словосочетания и предложения. Данная работа проводится регулярно.

Проверку знания лексики я стараюсь разнообразить, не сводя ее просто к проведению словарного диктанта. В данной статье размещены мои наработки в этом направлении.

Во-первых, письменные работы я стараюсь дифференцировать. Каждому ребенку предлагаются три варианта заданий: на «3», на «4» и на «5». Дети сами оценивают свои силы и выбирают оптимальный для них вариант. Если кто-то справляется быстро со своим заданием, то он может взять более сложное задание, если позволяет время. И наоборот, если ребенок понимает, что задание слишком сложное для него, то он может взять более легкую работу.

Во-вторых, я стараюсь, чтобы мои ученики понимали, как можно применить изученную лексику в живом общении. Я предлагаю им словосочетания, предложения, показываю их связь с другими словами, создаю разные речевые ситуации.

Задание на «3».

  • Соотнести русские и английские словосочетания.

Пример: карточка для 7 кл., Модуль 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обычно в одном из столбиков предлагается одна дополнительная опция.

  • Составить предложение из отдельных слов. Такое задание осложняется простейшей грамматической конструкцией.

Пример: карточка для 8 класса, Модуль 6.

 

 

 

 

  • Вставить в предложение слово по смыслу.

Пример: карточка для 8 класса, Модуль 5.

 

 

 

 

 

  • Написать короткие предложения с использованием изученной лексики (с опорой).

Пример: карточка для 9 класса, Модуль 3.

 

 

 

 

Задание на «4».

  • Соотнести слова из 2-х столбиков, чтобы получилось словосочетание.

Пример: карточка для 8 класса, Модуль 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Составить предложение из отдельных слов. Количество слов увеличивается, грамматическая конструкция усложняется.

Пример: карточка для 8 класса, Модуль 6

 

 

 

 

  • Составить мини-диалог из предложенных фраз.

Пример: карточка для 8 класса, Модуль 6.

 

 

 

 

 

 

  • Написать короткие предложения с использованием изученной лексики (с опорой или без нее).

Пример: карточка для 9 класса, Модуль 2.

 

 

 

Задание на «5».

  • Подобрать синонимы/антонимы к предложенным словам. Следует вписать слово, которое изучалось на уроках.

Пример: карточка для 8 класса, Модуль 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Написать предложения, используя опорные слова (на русском языке).

Пример: карточка для 9 класса, Модуль 3.

 

 

 

 

 

 

  • Написать предложения, выполняя определенные требования.

Пример: карточка для 9 класса, Модуль 2.

 

 

 

 

 

 

  • Образовать однокоренные слова. Следует вписать слова, которые изучались на уроках.

Пример: карточка для 9 класса, Модуль 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Конечно, перевести предложения с русского на английский. В этом случае они имеют простые грамматические конструкции, но максимально насыщены изученной лексикой.

Пример: карточка для 11 класса, Модуль 1.

 

 

 

 

 

 

 

В заключение хотелось бы отметить, что изучение лексики никогда не являлось самоцелью. Лексика —  инструмент для развития других важных умений, без него это сделать будет чрезвычайно трудно. А речь человека будет скудна и невыразительна, как дерево без листвы.

 

Комментарии закрыты.