«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

Среда 26 августа 2020

Статья посвящена вопросам создания здоровьесберегающих условий обучения. Автор предлагает использовать на уроках английского языка динамические паузы, что способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся, удовлетворяет естественную потребность детей в движении, снимает утомляемость и помогает изучать новые слова и фразы в интересной форме. Автор приводит примеры аутентичных песен и поясняет, что к любой программной теме можно подобрать соответствующий видеоролик.

 

 

Автор: Филашова Оксана Анатольевна
Место работы: МАОУ Домодедовская гимназия №5
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Цель работы: представить успешные педагогические приемы создания здоровьесберегающих условий обучения для учащихся разных возрастных групп.

Задачи работы: рассмотреть актуальность данного вопроса в условиях современных требований к обучению; проанализировать преимущества использования динамических пауз (action songs) на уроках английского языка, предложить конкретные примеры песен для учащихся разных возрастов и обосновать выбор данных музыкальных композиций, продемонстрировать собственный опыт по использованию музыкальных физкультминуток на уроках (видеоролик).

Ожидаемые результаты: систематическое использование динамических физкультминуток способствует:

1) улучшению психоэмоционального состояния учащихся;
2) снятию утомляемости, стресса и страхов;
3) изучению новых слов, фраз, грамматических структур с удовольствием с помощью аутентичных источников;
4) повышению мотивации к обучению;
5) повышению уверенности в своих силах.

Здоровье — это самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Если человек здоров, то он счастлив, он с удовольствием учится и работает. Формирование жизнеспособного и здорового подрастающего поколения — одна из главных задач государства. Кроме того, состояние здоровья — это главный показатель благополучия государства, демонстрирующий не только ситуацию в настоящем, но и дающий прогноз на будущее.

У слова «здоровья» существует множество определений. Но если мы обратимся к данным Всемирной организации здравоохранения, станет ясно, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Однако данное понятие по отношению к современным школьникам в последние годы все чаще звучит в отрицательном значении. С каждым годом количество детей с повышенной утомляемостью, ослабленным зрением, слабой нервной системой увеличивается. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по охране здоровья, оптимального использования материальных, интеллектуальных и творческих ресурсов школьных учреждений. С первых дней жизни здоровье детей зависит от микросоциума. Этот факт накладывает особую ответственность на школу.

По словам В.А. Сухомлинского, «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В этих условиях очевидна значимость работы по формированию, укреплению, сохранению и обогащению здоровья детей, родителей и педагогов. В связи тем, что образовательные учреждения ориентированы на создание благоприятного здоровьесберегающего пространства, современные педагоги находятся в поиске новых методов и приемов, адекватных возрасту школьников разных возрастных групп.  В целях оздоровления необходимо выстраивать урок таким образом, чтобы была удовлетворена естественная потребность детей в движении.  Недостаток физической активности и информационная перегруженность школьников имеет ряд последствий: ученики начинают отвлекаться, падает интерес и внимание, нарушается почерк, снижается работоспособность. При систематическом использовании динамических физкультминуток улучшается психоэмоциональное состояние учащихся, меняется отношение к себе и своему здоровью в положительную сторону.

В своей практике для проведения динамических пауз мы широко используем песни. Специфика такого предмета, как иностранный язык, позволяет подбирать песни для физкультминуток (action songs) под любую лексическую и грамматическую тему. То есть, есть возможность проводить динамические паузы с пользой для обучения. Этот прием имеет ряд достоинств.

Во-первых, когда дети слышат целые предложения, они подсознательно впитывают грамматику и синтекс. Это простой способ узнать и запомнить слова и фразы.

Во-вторых, учащиеся слышат лексические единицы в естественном и значимом контексте, а не изолированные слова или предложения.

В-третьих, в отличиe от обычного текста, песню можно использовать много раз, дети не устанут напевать ее даже в течение нескольких месяцев.

Кроме того, песни способствуют развитию и совершенствованию навыков аудирования. Дети слушают текст песен с правильной интонацией и ударениями английского языка, что способствует улучшению произношения и беглости речи детей. А интеграция музыки и действий делает урок более интересным и захватывающим. Обучающие песенки помогают вовлечь и заинтересовать всех обучающихся: кинестетики будут использовать свое тело, в то время как аудиалы находятся в процессе аудирования, а визуалы наблюдают за остальными учащимися и видеорядом на экране или карточках, относящихся к сюжету песни.

Следующим преимуществом, но не менее весомым, является тот факт, что использование музыки улучшает атмосферу на уроке, приносит заряд энергии и интерес к жизни, привлекает внимание детей и мотивирует их в их стремлении изучать английский язык.

Использование песен на уроке – это способ для детей слушать и практиковать английский язык, присоединяясь к группе, когда они могут, не выделяясь, и постепенно достигая все больших результатов с каждым прослушиванием. Это огромный импульс в формировании уверенности. Мы знаем, как песни легко запоминаются, а это именно то, что нам нужно при изучении иностранного языка.

Одной из проблем, с которой сталкивается каждый педагог, это то, как привлечь и удержать внимание учащихся. Музыка помогает «управлять» классом. Таким образом, песни позволяют учащимся слышать английский язык в контексте, быть сосредоточенным и мотивированным, запоминать слова и фразы и, главное, получать удовольствие от процесса обучения.

Любая программная тема УМК Spotlight Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс позволяет подобрать веселые песенки для динамической паузы. Работая во 2 классе с детьми над темой “My body”, мы используем видео «Reindeer Hokey», которое помогает изучить такие слова по теме, как «nose», «tail», «hoof», «antler», глаголы «put», «shake», «turn», «do» и предлоги «in», «out», «about», «around». Кроме того, эту же песню мы использовали при изучении праздников англоговорящих стран, а именно рождества в Англии. Наряду с этим видео в рамках темы рождества мы прибегали к песне «Jingle Jingle Little Bell», которая помогла отработать прилагательные «fast»,«slow»,«high»,«low».

Что касается среднего звена, лексическое и грамматическое содержание песен усложняется, да и движения должны соответствовать возрасту детей. Так работая в 6 классе над простым прошедшим временем, мы используем аутентичное видео «Swimming song», с помощью которого учащиеся узнают и отрабатывают глаголы в форме прошедшего времени «went», «swam», «did», «was», «saw», «backstroked», «paddled», «snorkeled», «dove», «dried». Безусловно любая песня требует проработки слов и грамматических структур до и/или после прослушивания.

Совсем по-другому обстоит дело в старших классах, где подростки отрицают многие приемы и формы работы, как неинтересные и детские. Поэтому целесообразно применить аутогенную тренировку. Такой вид релаксации проходит в 3 этапа и занимает не более 5 минут продолжительности урока. Работая в 9 классе над темой «Страхи и фобии», актуально использовать данный прием, так как учащиеся учатся быстро приводить свои мысли в порядок и снять стресс не только на уроке английского языка. Учитель приглушает свет, предлагает старшеклассникам занять удобную позу и расслабить мышцы. Для релаксации мы используем видео «This 4-Minute Meditation Will Get Rid of All Your Stress» или «Minute meditation. Your ideal life». Учащиеся под спокойную музыку и звуки природы, прослушивают на английском языке дыхательные упражнения. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Кроме того, мы разучиваем со старшеклассниками песни известных исполнителей.

С точки зрения здоровьесбережения пение хорошо влияет на развитие голосового и дыхательного аппаратов, способствует повышению мотивации к изучению английского языка, так как проявляется не как предмет изучения, а как средство познания.

Таким образом, после 2-3 минут пения, танцев, смешных движений и просто веселья или просто релаксации у ребят появляются силы вернуться к обучению счастливыми, полными энергии и обновленными. Используя оздоровительные динамические физкультминутки на уроках английского языка, мы создаем условия, способствующие повышению работоспособности и эмоционального настроя, снижению утомляемости, а это способствует укреплению здоровья наших детей.

Комментарии закрыты.