«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

С. Л. ТИМОФЕЕВА. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР. 5-9 КЛАССЫ. (УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) СОВЕТЫ АВТОРА

Среда 23 сентября 2020

Грамматические тренажёры к УМК серии «Английский в фокусе» (Spotlight) предназначены для более глубокого и системного изучения грамматики английского языка в основной школе. Все объяснения в пособиях даны в простой и доступной форме. На каждом этапе объяснения грамматического материала предлагаются упражнения для закрепления и усвоения всех деталей. Задания даются по трём видам речевой деятельности: письму, чтению и устной речи. Советами по работе с грамматическими тренажёрами делится автор пособий Тимофеева Светлана Леонидовна.

Совет 1
________________________________________________________________

Сделайте, пожалуйста, то, что редко кто делает, когда берёт в руки учебник – прочитайте предисловие к каждому грамматическому тренажёру, дайте задание своим ученикам прочитать его.

Мне очень хотелось поделиться радостью и бесконечным удивлением перед тем, с каким интересным, непостижимым явлением мы соприкасаемся – с языком, каким бесценным даром мы обладаем – даром речи.

Обратите внимание на эпиграф: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Точнее Пушкина не скажешь!

Грамматика – это не скучный свод отдельных правил для заучивания, не всегда понятных и неизвестно кем придуманных, это попытка присмотреться и познакомиться с обычаями языка, показать тот ключ, тот алгоритм, с помощью которого можно организовать десятки тысяч слов, чтобы выразить свои мысли.

 

 

Автор: Тимофеева Светлана Леонидовна
Звания, награды: Знак почёта «Родительская слава города Москвы»
Место работы: НОУ «Школа «Лингва»
Должность: Директор/Преподаватель английского языка

 

 

Как и для чего написаны пособия

Как правило, формат учебника и рабочей тетради не предусматривает возможности для тщательного и детального знакомства со всеми грамматическими явлениями и их отработки. Поэтому для каждого своего ученика я делала специальную тетрадь Grammar, в которой записывала всё, что объясняла, в виде конспекта. Всё лучше запоминается и усваивается, если объяснения сопровождаются иллюстрацией: формулой, схемой, таблицей, краткой записью… Таким образом, эти пособия были сотни раз написаны от руки для каждого ученика, прежде чем они появились в печатном виде.

Цель и задача грамматического тренажера – дать простые, чёткие и понятные, логически выстроенные и структурированные объяснения всех грамматический явлений, встречающихся на пути, чтобы любой ученик мог самостоятельно изучить тему, все понять, отработать и запомнить, выполнив предложенные упражнения.

Как устроены пособия

Упражнения органично вплетены в ткань объяснения. Это приглашение ученикам принять участие в рассмотрении какого-то явления языка, увидеть систему и закономерности. Например, даны таблицы количественных и порядковых числительных, но достроить, дописать их ученик может сам.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

Показан алгоритм образования второй формы (V2 – Past Simple) и третьей формы (V3 – Past Participle) у определённой группы неправильных глаголов, но написать эти формы ученик может сам. Например:

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 6 класс)

Выведена, построена формула времени, но написать утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с данными глаголами или выражениями ученик может сам.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Совет 2

________________________________________________________________

Имеет смысл задавать не отдельное упражнение, а тему. Всё внимательно прочитать, сделать упражнения, затем тему рассказать, правило выучить. Это можно сделать во время урока. После того, как ученики самостоятельно прочитают тему и выполнят упражнения, можно попросить их рассказать, как они поняли новый материал и проверить упражнения.

Можно дать домашнее задание самостоятельно познакомиться с новой грамматической темой, оставив на уроке больше времени для живого общения. Ученики, пропустившие занятия, например из-за болезни, смогут самостоятельно разобраться в новом материале.

Так, от темы к теме, мы двигаемся вместе с нашими учениками, постепенно изъясняя обычаи английского языка, которые, надо сказать, довольно сильно отличаются от нашего родного языка. Этим отличиям, тому, что вызывает наибольшие трудности, уделяется и больше внимания.

Например, времена.  Конечно, возникает много вопросов. И первый – зачем их столько? Почему 12? У нас всего 3, и нам всё понятно. В древнеанглийском языке вообще было всего 2 времени: прошедшее и настоящее. О будущем говорили в настоящем времени, например: «Я иду туда завтра». И тоже было все понятно. Наверное, какая-то логика была в том, что появились ещё 10, и в этом можно разобраться.

Алгоритм изучения времён

  • Выводится формула построения утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений.
  • Используя формулу, ученики сами составляют и пишут утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения со всеми личными местоимениями.
  • Даётся чёткое определение, для какого действия употребляется данное время.
  • Даются выражения времени, которые могут употребляться с данным временем.
  • Даётся правило, как добавляются окончания, если они есть (s/-es, —ed, —ing).
  • Произношение окончаний.
  • Таблица построения всех возможных вопросов в данном времени в зависимости от уровня (общих, специальных, альтернативных, отрицательных и разделительных).

На каждом этапе даются разнообразные тренировочные упражнения.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Совет 3

________________________________________________________________

Если новая тема, новое время, например, разбирается в классе, можно дать ученикам больше простора для творчества. Например, при изучении времени Present Continuous достаточно на доске написать Continuous Infinitive (продолженную неопределённую форму), например:

to be  doing  – быть делающим,

где doing – это причастие и оно не изменяется, а значит изменяться будет только глагол to be, а спрягать глагол to be в настоящем времени ученики уже умеют, и они сами могут построить формулы для утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений в Present Continuous:

+   am/is/are Ving; 

–   ’m not/isn’t/aren’t Ving;

?    Am I Ving?

      Is he/she/it Ving?

Are we/you/they Ving?

Написав на доске предложения в Present Continuous, например:

I am watching a very interesting film now.

It is raining heavily today.

предложить ученикам самостоятельно сформулировать, для какого действия употребляется время Present Continuous. Можно предложить ученикам вспомнить, какие ещё выражения времени могли бы показывать, что действие временное, происходит в момент речи или вокруг момента речи.

Написав на доске глаголы с окончанием ing, например:

to watch – watching

to play – playing

to study – studying

to shop – shopping

to win – winnin

to fitfitting

 

to make – making

to live – living

to write – writing

to travel – travelling

to cancel – cancelling

 

to lie – lying

to tie – tying

to die – dying

попросить учеников самостоятельно сформулировать правило, как добавляется ing.

Когда новый материал разобран, все упражнения сделаны – означает ли это, что материал усвоен? Нужно проверить.

В конце каждого модуля есть секция Revision (повторение материала всех предыдущих модулей), и в ней обязательно есть задание перевести предложения с русского языка на английский. Например, познакомились с временем Present Simple (Грамматический тренажёр. 5 класс. Module 5) и в упражнении на перевод в секции Revision появятся предложения: Мы гуляем в парке каждый день. Я не катаюсь на лошади по выходным дням. Она встает рано по воскресеньям? – Нет. С кем он ходит в кино по субботам? Кто работает в выходные дни? Что вы любите делать в свое свободное время?

По предложениям видно, что проверяется, как усвоились утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, разные виды вопросов и предлоги времени at, in и on.

Если есть проблемы с переводом, нужно обязательно вернуться к данной теме, повторить и доработать.

Совет 4

________________________________________________________________

Так как скорость восприятия, усвоения и запоминания у всех разная, лучше не ждать конца модуля, чтобы проверить, как усвоился материал. Имеет смысл проводить на каждом уроке устный фронтальный быстрый опросперевод с русского языка на английский.

Например, познакомились с глаголом to be в Past Simple и даём предложения для быстрого перевода: Я был в парке вчера. Он не был в кино в прошлое воскресенье. Ты была в кино два дня назад? С кем ты была в кино? Кто был в цирке в прошлом году? Где они были прошлым летом? и так далее.

Всем легко? Все быстро и практически не задумываясь переводят предложения? Отлично. Значит, данный материал освоен! Можно переходить к новой теме.

Почему это важно? Потому что не доведённый до автоматизма навык будет вытеснен новым материалом, новой информацией.

Опыт многолетних наблюдений за процессом обучения при работе с учениками даёт основание сказать, что грамматика лучше усваивается, если, с одной стороны, объясняется всё до мельчайших деталей, а с другой стороны, язык постепенно представляется как целостная система, в которой всё взаимосвязано и логически выстроено. Это как плетение сети. В итоге должна получиться очень большая и крепкая сеть, в которой важно каждое мельчайшее звено. Дыр не должно быть!

Отдельные пройденные темы суммируются. Например, после того, как тщательно изучено время Present Simple (настоящее простое) и Present Continuous (настоящее продолженное), стоит на них взглянуть вместе, одновременно в сравнительной таблице двух времён.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

Отработаны времена Past Simple и Future Simple, дана сравнительная таблица 4-х времён с формулами времени, определениями для какого действия время употребляется и словами-определениями времени, которые помогают определить характер действия.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 6 класс)

Добавились времена Past Continuous, Present Perfect и Present Perfect Continuous дана сравнительная таблица 7 времён.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Начиная с грамматического тренажёра для 6 класса, в упражнении 1 практически каждого модуля будет Tense Revision, повторение всех времён, которые уже изучены, перевод предложений с русского языка на английский. Например:

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 6 класс)

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Больше времён – больше предложений. Затем добавятся предложения в

Passive, в Causative, Reported Speech и так далее.

Совет 5

________________________________________________________________

Как удерживать контроль над постоянно растущим объёмом знаний и информации?

Включать на каждом уроке в устный фронтальный быстрый опросперевод с русского языка на английский на все темы по очереди. При необходимости давать в домашнем задании дополнительный перевод предложений на разные грамматические темы.

Например, изучается тема Conditionals (Грамматический тренажёр. 8 класс. Module 8). При этом кроме предложений на изучаемую тему на одном уроке в устный опрос-перевод можно включить предложения на 9 времён, которые уже изучены. На другом уроке – предложения в Passive. На третьем уроке – предложения в Reported Speech, например: Он спросил, что мы делаем каждый день. Он спросил, что мы делаем сейчас. Он спросил, что мы уже сделали. Он спросил, как долго мы делаем это задание. Он спросил, делали ли мы это задание вчера. Он спросил, что мы делали вчера в это время. Он спросил, сделали ли мы это задание к двум часам. На четвёртом – to-infinitive/ infinitive without to / -ing form. И так на все темы.

Все темы должны звучать, быть постоянно в работе и легко выдаваться. Если есть проблемы, нужно сразу вернуться к повторению и доработке.

Конечно, построение вопросов, особенно вначале, вызывает определённые трудности. В русском языке мы показываем просто интонацией, что это вопрос. Конечно, нужно время, чтобы привыкнуть, что в английском вопросе особый порядок слов и нужны, как правило, вспомогательные глаголы, а каким-то глаголам никакие вспомогательные не нужны, и они сами занимают место вспомогательных глаголов в вопросах.

С 1-го модуля грамматического тренажёра для 5 класса и до последнего модуля грамматического тренажёра для 9 класса построение вопросов даётся в специальных таблицах, где определено место для каждого члена предложения и видно, куда должен встать вспомогательный глагол, где должно быть вопросительное слово, а где подлежащее и сказуемое.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

Постепенно добавляются новые типы вопросов: к общему и специальным добавляются альтернативные и отрицательные вопросы.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 6 класс

Затем добавятся разделительные вопросы (Question Tags).

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

В конце каждого модуля в секции Revision обязательно есть задание построить все возможные, изученные на данном уровне, вопросы к предложению.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 6 класс)

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Совет 6

________________________________________________________________

Имеет смысл чаще включать в устный фронтальный быстрый опрос-перевод с русского языка на английский – вопросы. Например, познакомились с вопросом How old are you?

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

Написали его со всеми личными местоимениями, дали домашнее задание читать вслух, тренировать, выучить. Нужно проверить в быстром устном опросе на следующем уроке, давая ученикам вопросы на перевод: Сколько ей лет? Сколько мне лет? Сколько им лет? и так далее. Если у кого-то из учеников есть проблемы с переводом, снова задание вернуться к таблице, читать, тренировать этот вопрос. Пока не будет результат.

Познакомились со следующим вопросом Where are you from? те же действия.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

Когда вопрос Where are you from? легко воспроизводится, как и первый вопрос How old are you?, на быстром устном опросе-переводе будут уже 2 вопроса: Сколько ему лет? Откуда мы родом? Сколько тебе лет? Откуда я родом? и так далее.

Потом добавятся вопросы What nationality are you? (грамматический тренажёр, 5 класс, стр. 23), How are you? (стр. 37), How tall are you? (стр. 48), What type of build are you? (стр. 67).

И на устном опросе-переводе будут уже все эти вопросы: Какого он роста? Сколько им лет? Кто она по национальности? Откуда вы родом? Как у них дела? Какого он телосложения? И так далее.

Всем легко? Все быстро и практически не задумываясь переводят предложения? Отлично. Значит, глагол to be освоен. Можно переходить к новой теме.

Познакомились с возможными предлогами после глагола to go:

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 6 класс)

Будем теперь включать в быстрый устный опрос на уроке эти выражения. Например: Как часто ты ходишь в театр? Как часто он ездит на экскурсии? Как часто она ездит в командировки? Как часто вы ходите кататься на лыжах? Как часто они ходят куда-нибудь с друзьями? и т.д.

Познакомились с выражениями с to-infinitive, infinitive without to, -ing form:

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Будем время от времени в устный опрос включать и эти выражения, чтобы убедиться, что они не забываются. Например: Куда бы ты хотел поехать летом? Чем он увлекается? Она разрешает нам пользоваться ее компьютером? Какую мебель вы планируете купить? Что заставляет их волноваться? Он сумел сдать экзамен вчера? и т. д.

Совет 7

________________________________________________________________

Имеет смысл, при желании, сделать тетрадочку для подробных зачетов по всем темам. Например, по глаголу to be:

+  умеет переводить данный вопрос с русского языка на английский со всеми

личными местоимениями

–   пока не умеет

вся тема сдана

Конечно, могут быть минусы, так как скорость восприятия и усвоения у всех разная, но все минусы могут и должны превратиться в плюсы, пусть у каждого в своё время.

Много минусов? У трети группы? У половины? Вряд ли имеет смысл двигаться дальше.

Любую грамматическую конструкцию можно сразу же использовать для общения. Например, познакомились с оборотом there is/there areможно поговорить. В парах задать друг другу вопросы типа Is there an armchair in your room? Are there any plants in your room? Найти 5 отличий между комнатами и рассказать группе.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

Повторили предлоги времени, можно пообщаться со всей группой.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 6 класс)

Познакомились с Present Perfect, можно сразу поинтересоваться, насколько хорошо все знают Москву.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Совет 8

________________________________________________________________

Имеет смысл давать больше заданий для общения. Например, давая задания, аналогичные предложенным в грамматическом тренажёре. Например:

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 7 класс)

Подобные задания можно давать и при сравнении других времён. Например, Present Simple и Present Continuous, Present Perfect и Present Perfect Continuous, Past Simple и Past Continuous и т.д.

Небольшие рассказы об истории языка всегда вызывают интерес. Если у английских существительных, например, были падежные формы – окончания, то куда же они потом пропали? А куда исчезло местоимение ты – thou? Почему добавилось 10 времён? А почему появились артикли, которых не было в древнеанглийском языке? Почему я – I всегда пишется с большой буквы? А дни недели и месяцы почему с большой буквы? Получается, что язык живой: он развивается, меняется, у него своя история, своя судьба, свои приключения.

(Английский язык. Грамматический тренажёр. 5 класс)

Совет 9

________________________________________________________________

Так как грамматические тренажеры для 5, 6, 7, 8 и 9 классов – это системно построенный курс английской грамматики от уровня А–1 до В–1, ученикам имеет смысл сохранить все пособия, даже когда материал освоен и все упражнения сделаны.

Используя формулы, схемы, таблицы, короткие и четкие определения, легко повторить пройденный материал.

Грамматические тренажёры могут быть использованы:

  • в качестве пособия по грамматике для любого базового учебника соответствующего уровня;
  • для занятий в классе;
  • для самостоятельной работы учащихся;
  • для занятий на курсах английского языка;
  • для индивидуальных занятий с репетитором.

Список наиболее употребляемых неправильных глаголов, базовый фонетический курс, а также ключи к заданиям размещены в электронном каталоге издательства «Просвещение» на интернет-ресурсе   www.prosv.ru.

Комментарии закрыты.