«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД САМОИЗОЛИЦИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЫ

Четверг 10 сентября 2020

Пандемия 2020 года кардинально изменила ситуацию во всех сферах жизни, включая школу. Все участники образовательного процесса оказались в экстремальных условиях, когда онлайн обучение стало единственным способом передачи знаний ученикам. В школах России в срочном порядке ввели дистанционное обучение.

 

 

Автор: Баева Марина Леонидовна
Место работы: ГБОУ Школа № 629, г. Москва
Должность: учитель английского языка

 

 

 

 

Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их. Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками. Дистанционное обучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом. Дистанционное и электронное обучение может быть синхронным (вебинар, конференция, урок в программах ZOOM, Microsoft Teams, Skype и т.д., онлайн дискуссии, онлайн киноклуб, онлайн экскурсия и др.) или асинхронным (видео-запись лекции, онлайн курсы, работа в тренажерах «Мои достижения», «Сдам ГИА» и т.д.).

Изменение роли учителя в условиях пандемии

В ситуации дистанционного образования учитель становится не только просветителем и информатором, он является организатором учебно-воспитательного процесса, модератором. Учитель объясняет ситуацию, сложившуюся в мире в условиях пандемии, предупреждает панические настроения в среде родителей и детей, поддерживает связь с учениками, интересуясь их жизнью, разделяя их увлечения, а классные руководители остаются на связи с обучающимся и семьей 24 часа в сутки, проявляя мудрость, ответственность, самосознание и выдержку.

Изменение процесса обучения

Для живого общения и для своевременной обратной связи и рефлексии для того, чтобы урок был эффективен необходимо наличие технических средств, таких как компьютер, и средств коммуникации – интернет. Педагоги нашей школы выбрали для проведения онлайн уроков платформу ZOOM.

Платформа ZOOM позволяет провести занятие онлайн так же, как обычный урок в школе. Для этого нужно использовать некоторые опции и настройки программы. Итак, чем заменить привычные формы работы?  Для общения учителя со всем классом нужно использовать режим ZOOM «общий вид экрана». В начале урока мы видим учеников, присутствующих на уроке, и используем этот режим для организационного момента, введения темы урока и устного общения. Данный режим обеспечивает фронтальный режим работы с классом.

Ответ ученика у доски заменяет режим «крупный план говорящего». При фронтальной работе с классом, используем опцию программы «вид экрана» в правом верхнем углу экрана, включается режим «крупный план говорящего». В данном режиме ученик представляет устный ответ в форме доклада или сообщения.

Экспресс-опрос учителем при фронтальной работе с классом может заменить ответ ученика с экрана, при этом учитель использует клавишу «пробел» на компьютере, удерживая ее. Это позволяет ученикам быстро отвечать на вопросы учителя при фронтальной работе с классом.

Поднять руку на онлайн уроке можно в электронном виде. Опция так и называется «поднять руку». Когда ученик нажимает на иконку «поднять руку», на экране появляется знак «ладонь». Понятая рука – сигнал для учителя – ученик готов дать ответ.

Указку учителя заменяет опция «отслеживание» в инструментах комментирования ZOOM – красная точка. Она нужна для выделения нужного материала. Учитель может использовать функцию в качестве указки, привлекая внимание учеников к главному, при демонстрации и разъяснении материала.

Действие «делать записи на доске в классе» может заменить возможность делать записи на демонстрационной доске в ZOOM, с которой могут работать несколько учеников.

Выполнение некоторых упражнений одновременно всеми учениками в тетрадях можно заменить письмом в чате. Чтобы ученики не видели ответы друг друга, нужно настроить чат правильно — «разрешить отправлять сообщения только организатору». В этом случае ответы учеников отправляются только учителю.

Привычный режим работы на реальном уроке, когда все ученики работают в тетрадях, а один — у доски, позволяет сохранить опция комментирования «Т-текст».

Демонстрация презентаций, интерактивных заданий осуществляется через режим «поделиться экраном», а если учитель поручает выполнение интерактивных упражнений ученику, используется режим «передача мышки».

Для погружения в тему урока можно включить виртуальный фон, нажав на стрелку справа от иконки «остановить видео» и выбрать «выбор виртуального фона». В первый раз потребуется загрузить пакет виртуальных интеллектуальных фонов в соответствии с темами уроков и менять их по необходимости. Ученики также могут менять виртуальный фон в зависимости от своего ответа, отвечая домашнее задание. Например, ученик делает сообщение о распорядке своего учебного дня, от может показать свою комнату, свое рабочее место и т.д.

Онлайн урок можно записать и отправить ученикам видеозапись для того, чтобы отсутствующие ученики, которые не смогли присоединиться к онлайн занятию по какой-либо причине могли его просмотреть. Для этого нужно нажать на нижней панели слово «запись».

Участникам онлайн урока следует соблюдать правила онлайн общения: отключать звук, называть себя соответственно имени и фамилии в классном журнале и не отвлекать остальных участников образовательного процесса.

С начала нового учебного года для учеников города Москвы разработчики МЭШ представили возможность заходить на онлайн урок напрямую из электронного дневника, не устанавливая дополнительных приложений. Для этого необходимо в электронном расписании лишь нажать на урок, который проходит в реальном времени. Это происходит на платформе Microsoft Teams, которая имеет подобные функции, как и платформа ZOOM.

Мотивация ученика в условиях онлайн урока

Вторая трудность онлайн уроков – это вовлечение учеников. Как сделать так, чтобы ученики «пришли» и работали на уроках? Оказывается, это вполне достижимая задача, если учитель вводит учебно-познавательные задания, организует совместную учебную деятельность, организует индивидуальную и групповую работу, формирует предметные, метапредметные, регулятивные и личностные УУД. Итак, чтобы получить качественный образовательный результат, необходимо методически грамотно выстроить взаимодействие, предложить обучающимся различные по форме активности на каждом уроке, использовать разные инструменты, творческие задания, различные оценочные методы.

Во-первых, можно организовать совместную учебно-познавательную деятельность обучающихся путем переработки учебной информации. Ученики разбиваются на группы, и каждой группе предлагается различная информация. Это могут быть социокультурные факты стран изучаемого языка и своей страны, или различие в системах образования, или различные точки зрения на решение экологических проблем на планете и т.д. Учащиеся обмениваются информацией, которая предоставляется учителем для каждой группы учеников. Задача – найти противоречия в представленной информации и представить аргументированно свою точку зрения.

Во-вторых, возможно предложить ученикам разного уровня подготовки следующее задание – изучить проблемный вопрос и поделится опытом работы. В этом случае ученики сами объединяются в группы и распределяют роли (сценарист, режиссер, художник, журналист, технический специалист и т.д.) и представляют результаты исследования. При этом каждый получает определенные знания в процессе работы над проектом. Этот тип работы с успехом проходит в онлайн формате, и в результате рождаются необыкновенные проектные работы. Пример фрагмента такой групповой работы, которую выполнили обучающиеся 10 класса можно увидеть ниже. Они провели исследование, социометрию, изучили различные методы и приемы запоминания лексики, продемонстрировали это сценически, выпустили брошюру с советами для учащихся.

В-третьих, можно организовать взаимное обучение ученика учеником (peer-to-peer). В этом случае меняется позиция учителя, и обучение происходит внутри группы обучающихся. Такой вид учебной деятельности мы наблюдаем при презентации результатов проектной деятельности. Ученики представляют свое исследование в той или иной предметной области, а их оппоненты (ученики-слушатели) оценивают их проектный продукт, узнавая при этом много нового. Пример фрагмента проектной работы одной из учениц 10 класса, обучающейся по УМК City Stars о новом виде транспорта в Москве представлен ниже.

В-четвертых, можно организовать различные учебные виды деятельности в форме онлайн клубов, онлайн кафе, онлайн экскурсий и т.д. с дальнейшим обсуждением предложенной темы. Например, изучение английской грамматики в игровой форме на платформах Vznaniya.ru и Kahoot.com или просмотр спектакля онлайн и написание рецензии. Учитель при этом готовит заранее алгоритм обсуждения, примерные вопросы, которые могут задать ученики, фразы-клише для построения предложений, лексику по теме.

В-пятых, организация совместного творчества или краудсорсинга  (crowdsourcing, от crowd — толпа и sourcing — использование ресурсов). Примером такой учебной деятельности может быть совместный онлайн концерт к Дню Победы или создание коллективного поздравления ветеранам Великой отечественной войны и т.д.

Уроки пройдут эффективно, если учитель использует различные приемы. Например, на одном уроке можно провести опрос, используя программу Menti.com, на другом уроке можно обсудить фильм, пользуясь сайтом show-english.com или Puzzle Movies в YouTube, на сайте https://lokimo.app/ru/campaign/virtual можно совершить онлайн путешествие и выполнить занимательную викторину, а для ярких идей можно обратиться к сайту www.Oxfordlearnersbookshelf.com. Необходимо так выстроить сценарий урока, чтобы ученики, приходя на него, каждый раз встречались с чудом, имя которому неожиданная методическая находка.

Оценивание онлайн работы обучающихся

Еще одна трудность при дистанционном обучении – это оценивание работы обучающегося. Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя.

Общими критериями для любой работы ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. При синхронном онлайн обучении оценивание работы ученика аналогично оцениванию на офлайн уроке. Здесь критерии оценивания совпадают. При асинхронном обучении предлагаются онлайн тесты и онлайн контрольные работы, которые возможно назначить ученику в МЭШ в качестве Цифрового домашнего задания (ЦДЗ) или предложить использовать независимую диагностику в МЦКО (для школьников Москвы) с процедурой удаленного наблюдения и контроля за процессом выполнения работы. В последнем случае запись на диагностику производится обучающимся самостоятельно, и результаты предоставляются в школу по желанию обучающегося.

Интернет-ресурсы для использования с учениками различных ступеней обучения

В помощь обучающимся существуют порталы, на которых выложены все уроки по школьной программе.

Один из наиболее известных — Российская электронная школа (РЭШ). На портале РЭШ представлены интерактивные уроки от лучших учителей страны и города Москвы по всей школьной программе с 1 по 11 класс. Здесь собраны различные задания, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.

РЭШ позволяет сформировать план обучения для учеников в соответствии с их запросами. В каждый урок, помимо объясняющих тему интерактивных элементов, включены тренировочные задания и контрольные вопросы по вариантам. Учитель может самостоятельно добавлять любые дополнительные задания, написание эссе и проверять их. На ресурсе РЭШ собрана обширная библиотека дополнительных материалов Минкультуры России (театральные постановки, фильмотека, музыкальные произведения, биографии знаменитых людей), которые также можно использовать.

Еще один известный портал – Московская электронная школа (МЭШ). МЭШ представляет собой сборник тестов и электронных учебников, цифровые домашние задания, а также интерактивные сценарии уроков. В МЕШ ученики имеют возможность проверить свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, выполнить самостоятельно контрольные работы и тесты.

Учащиеся 1-5-х классов найдут на сервисе «Яндекс-учебник» задания по русскому языку, математике и окружающему миру различного уровня сложности.

Сайт https://cifra.school был создан для изучения тем 4-й четверти. Образовательные издательства России разместили на нем видео уроки по всем предметам, используя материалы своих УМК. Эти уроки можно с успехом использовать при повторении учебного материала в начале учебного года.

Сайт «Учи.ру» также поможет перевески обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.

Издательство «Просвещение» предоставило бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет. Также издательство «Просвещение» на канале в www.youtube.com размещает видео уроки и вебинары в помощь учителям, ученикам и их родителям.

Онлайн школа Фоксфорд, онлайн школа английского языка Skyeng и видеопортал InternetUrok.ru также открыли бесплатный доступ к своим платформам.

Ресурс «Мои достижения» предоставляет возможность потренироваться в различного рода диагностических работ. Ученики с 1 по 11 класс найдут различного уровня проверочные работы по всем школьным предметам и по различным темам.

Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум» и «Олитмпиада.ру» и потренироваться в нестандартных заданиях олимпиадного уровня, а также пройти бесплатные курсы для подготовки к олимпиадам.

Старшеклассников может заинтересовать профориентацинный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.

Как ученикам подготовиться к экзаменам?

Для этого существуют специальные сайты «Сдам ГИА: Решу ОГЭ» и «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ».

Учитывая то, что современные школьники в большинстве своем активно пользуются социальными сетями и мессенджерами, учителя могут использовать для проведения дистанционных уроков, социальные сети «ВКонтакте», WhatsApp и др.

Как должна трансформироваться современная образовательная система? Что в ней лишнее, чего не хватает, что будет востребовано в будущем? Какие участники образовательных отношений и как они должны участвовать в формировании образовательной среды? На эти вопросы мы получим ответы совсем скоро. Понятно то, что все чаще ученики и их родители будут выбирать дистанционное и электронное обучение по некоторым предметам, так как цифровые технологии прочно вошли в образовательный процесс.

Литература:

  1. Закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
  3. https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole/
  4. https://resh.edu.ru/
  5. https://cifra.school
  6. http://mes.mosedu.ru/
  7. https://education.yandex.ru/home/
  8. https://www.yaklass.ru/
  9. https://uchi.ru/
  10. http://pcbl.ru/
  11. https://media.prosv.ru/
  12. https://elducation.ru/
  13. https://interneturok.ru/
  14. https://myskills.ru/
  15. https://site.bilet.worldskills.ru/
  16. https://inf-oge.sdamgia.ru/
  17. https://inf-ege.sdamgia.ru/
  18. https://Vznaniya.ru
  19. https://kahoot.com
  20. www.show-english.com
  21. www.Puzzle MoviesYouTube.com
  22. www.Oxfordlearnersbookshelf.com
  23. http://distant.itmo.ru/zoom
  24. https://social.hse.ru/data/2020/03/27/1553735138/Инструкция%20по%20MS%20Teams.pdf
  25.  https://pedsovet.org/beta/article/9-nastroek-zoom-kotorye-pozvolaut-provesti-urok-onlajn-kak-v-skole

Комментарии закрыты.