«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Понедельник 30 ноября 2020

Что наша жизнь? Игра! Особенно на уроке немецкого языка в начальной школе. Нет более полезного и интересного занятия для младшего школьника, чем ролевая игра с друзьями на уроке. Внедрение игровых технологий наряду с традиционными занятиями способствует активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности, и в конечном итоге – повышению мотивации школьников.

 

 

Автор: Орехова Дарья, редактор немецкого языка АО Издательство «Просвещение»

 

 

 

 

Отход от традиционных форм и методов обучения в сторону игровых технологий не случаен. Часто учащиеся сталкиваются с трудностями, которые кажутся им непосильными. Игровая деятельность помогает задействовать все уровни усвоения знаний, стимулируя при этом учебно-познавательную деятельность. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

УМК «Вундеркинды Плюс» для начальной школы как ни один другой современный УМК предназначен именно для изучения языка в легкой, игровой форме, интересной детям. С помощью большого количества ролевых, лексических, грамматических игр пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Все игры универсальны и подойдут для реализации в классах с любым УМК, с любым иностранным языком, однако яркие иллюстрации, красочные игровые поля и подробные описания хода игр в книге для учителя – этими преимуществами может похвастаться только УМК «Вундеркинды Плюс».

Для того чтобы определить место игр на уроке и отводимое игре время, необходимо учесть большое количество факторов, таких как: изучаемый материал, подготовка учащихся, цели и условия урока и т. д. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Например, игре можно отвести более 20 минут урока, если она используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении. В дальнейшем та же игра может проводиться в качестве повторения уже пройденного материала.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Игры можно подразделить на следующие категории: лексические игры, грамматические игры, фонетические игры, орфографические игры, творческие игры.

Лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова.

Так, например, для игры «Салат из предложений» необходимо подготовить карточки со словами из любых предложений или речевых моделей. Игра осуществляется в командах.

На обратной стороне карточек со словами одного предложения написана по-немецки одна и та же цифра – по ней команды будут искать слова для своего предложения. В зависимости от численности групп можно поручить одной команде поиск двух – пяти предложений или разным командам поиск двух одинаковых предложений (в случае работы, например, в парах).

В классе в разных местах развешены цветные карточки с разными словами, каждая команда будет искать только карточки, на которых по-немецки написана цифра их команды. Класс отправляется на поиск. Из собранных слов команды должны скомбинировать предложения и повесить их на доску. У команд должны быть ключи для самостоятельной проверки.

Грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся. Игровые поля из учебника «Вундеркинды Плюс» составлены таким образом, что для работы с ними Вам понадобится только кубик и фишки игроков. Учащиеся могут делиться на команды или играть в небольших группах. Учащиеся кидают кубик, делают ход и в зависимости от выпавшей клетки образуют различные формы глаголов. Например, эти поля подходят для тренировки всех временных форм глаголов.

Фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.

Чтобы избежать исключительно прослушивания аудиотекстов, хотя их достоинства невозможно переоценить, можно предложить поиграть учащимся в фонетическую игру «Буквенная зарядка».

Дети выходят в круг, учитель показывает карточку с буквой/буквосочетанием (они могут быть написаны на доске) и произносит ритмично букву/буквосочетание, а затем и само слово. Дети повторяют за учителем, например:

I-I-I-I-I-I-I-I – Ich!
B-B-B-B-B-B – Bin!

В последних примерах учитель произносит только букву, учащиеся должны назвать слово, в случае затруднений учитель подсказывает слова. Произносимые слова могут сопровождаться жестами. Конкретный набор слов и букв зависит от темпа изучения материала. Такая «Буквенная зарядка» может стать учебным ритуалом, она способствует развитию фонетических навыков и навыков техники чтения и письма.

Орфографические игры направлены на тренировку написания немецких слов. Орфографические навыки можно развивать и закреплять, например, с помощью игры «Охота на буквы». Для этого нужно в команде найти в классе все нужные буквы одного (нескольких слов) и сложить из них слово/слова. Учитель распределяет класс в команды, каждая команда получает карточку с одним словом (несколькими словами) из числа тех, которые учащиеся уже умеют писать и читать. В классе на стенах развешаны/разложены на подоконниках или столах карточки с буквами из всех розданных в команды слов. Количество букв должно соответствовать всем розданным словам. Члены команд должны найти все нужные им буквы, при этом они могут возвращаться к своей парте/столу, чтобы посмотреть на своё искомое слово, так как брать карточку со словом с собой на поиски нельзя. Такие карточки будут также полезны для изучения алфавита – распечатайте их на тонком картоне, вырежьте и увлекательный раздаточный материал готов.

Цель творческих игр – развитие речевых умений учащихся. Именно такие игры наиболее интересны и разнообразны. Сюда входят и проекты, над которыми дети работают совместно, и песни и стихотворения для разучивания, разнообразные поделки к праздникам и так далее.

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся изучению немецкого языка. Она несет в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим. Одним из важных компонентов игрового обучения и важным средством формирования мотивации является осуществление проектной работы. Проектная деятельность тесно связана с исследовательской, являющейся, в свою очередь, одним из путей повышения мотивации.

Выполнение проектов имеет кроме того и особую значимость для индивидуального развития учащихся, для формирования у них ценностно-смысловых ориентаций, нравственных оснований личностного морального выбора. Для того чтобы реализация проектов по ключевым темам не носила формального характера, они могут выполняться и на родном языке. В таком случае иностранный язык будет выступать естественным инструментом познания, предоставляя учащимся расширенный доступ к массиву информации.

Применение игр на уроках немецкого языка как никогда актуально в современной педагогической деятельности, так как игра – одно из важнейших средств нравственного, умственного и физического воспитания учеников. Именно игры помогают активизировать деятельность ребенка, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, активность и любознательность, поддерживает интерес к изучаемому иностранному языку, то есть делают процесс обучения занимательным для детей.

Комментарии закрыты.