«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ СЕРИИ «СФЕРЫ» ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Пятница 27 ноября 2020

В рамках общей стратегии издательства «Просвещение», направленной на формирование единой информационно-образовательной среды, появился и осуществляется проект «Сферы». Важной характеристикой данного проекта являются общие для изданий методические принципы, которые обеспечивают единую технологию обучения. В рамках общеиздательского проекта «Сферы» была выпущена и линия учебников по английскому языку авторов А. А. Алексеева, Е. Ю. Смирновой и др. Этот учебно-методический комплекс (УМК) является продуктом совместной работы российских учителей-практиков и зарубежных авторов-носителей языка.

 

 

Автор: Смирнова Елена Юрьевна, учитель английского языка высшей категории школы 1282 «Сокольники» (г. Москва), Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования РФ, лауреат «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, автор УМК серии «Сферы»

 

Новый УМК серии «Сферы», умело сочетающий классический и инновационный подходы к обучению английскому языку, создан специально для нового поколения российских школьников. Учебники успешно прошли апробацию в различных регионах России, получили положительные заключения трёх экспертиз на соответствие ФГОС и были включены в новый Федеральный перечень учебников. Всё больше учителей выбирают данный УМК для своей работы. Так в чём же секрет успеха?

Решающим фактором здесь является практический подход к проблеме обучения школьников английскому языку. Я работаю учителем английского языка более 37 лет, из них 35 лет в одной школе. В процессе создания УМК я постоянно представляла себе своих учеников, «примеряя» на них каждое упражнение и «перекраивая» задания при необходимости. Как учитель-практик я прекрасно понимаю особенности обучения на разных этапах. Вот почему материал учебника максимально адаптирован для конкретной возрастной группы.

Так, в учебниках для 5 и 6 классов присутствуют герои-сверстники, их семьи и одноклассники, а в начальных классах малыши с удовольствием знакомятся с забавными персонажами, которые помогают им постигать азы нового увлекательного предмета.

Аудирование на всех этапах обучения похоже на фрагменты интересной радиопередачи, чётко сформулированные задания не вызывают растерянности, почти все упражнения начинаются с примеров, опираясь на которые даже очень слабый ученик будет успешно работать. Следует отметить обилие увлекательных развивающих упражнений и проектов, что заставляет ребят задуматься об окружающем мире, найти дополнительную информацию самостоятельно или побеседовав с членами своей семьи.

Немаловажным является тот факт, что учебник чётко структурирован, в нём невозможно «заблудиться». Это очень удобно всем участникам образовательного процесса. Учитель сразу видит тот объём материала, который следует дать на уроке. Ученик же может самостоятельно понять, чем он будет заниматься, и сформулировать для себя цели и задачи урока. Это очень удобно, если ребёнок вынужден пропустить занятие по какой-либо причине.

В структуре учебника хотелось бы обратить внимание на отдельные разделы, вызывающие немалый интерес и положительные отзывы обучающихся и их родителей. Характерной чертой курса является его цикличное построение. Учебники для начальной школы включают в себя девять циклов, по одному циклу для каждого учебного месяца, что немаловажно для учителя при составлении календарно-тематического планирования. Последний девятый цикл учебников для вторых, третьих и четвёртых классов посвящён сказкам. Это сделано неслучайно, ведь в мае из-за большого количества праздников учебных дней немного. Более того, многих детей начальной школы родители уже в мае отправляют на отдых. Если ребёнок пропустит этот материал, от одноклассников он серьёзно не отстанет.

Учебники для основной и старшей школы состоят из шести циклов, из расчёта по два цикла на осень, зиму и весну, что позволяет учителю планировать материал независимо от того, работает ли школа по четвертям или триместрам.

Вводная страница каждого цикла играет важную роль как в работе с мотивацией учащихся к познавательной деятельности, так и в развитии умений постановки учебных задач. Все разделы этой страницы напрямую отражают предстоящую деятельность учащихся, включая развитие конкретных речевых умений. Характерны сами названия рубрик вводной страницы, охватывающих всё содержание цикла. В учебниках для второго и третьего классов инструкции к заданиям даны на русском языке, а с четвёртого по одиннадцатый класс дети видят: In this Unit you will listen, read and talk about…; learn how to… и т. п. Учителю предоставляется возможность организации антиципации (ожидания), активного поиска знаний самими обучающимися. Таким образом, вводная страница всех учебников «Сферы» соответствует этапу мотивации и целеполагания.

Такой раздел как «Проверочное занятие» для первых двух классов и Checkpoint для 4–11 классов в конце каждого учебного цикла предлагает задания для самоконтроля по изученному материалу цикла. Следом размещён раздел «Теперь я могу…» или Self-evaluation. Работа с ним организуется как рефлексия (осмысление) учебных достижений учащихся по окончании работы над циклом и способствует развитию самосознания. Для учителя этот этап работы – диагностика успешности освоения материала, дающая возможность организовать доработку и повторение на этапе промежуточного контроля – перед проверочной или контрольной работой по циклу.

Подбор текстов и формат заданий направлены на активные формы обучения, осмысление и сопоставление с родной культурой, на воспитание главных ценностных ориентаций. Знакомство с опытом сверстников, его обсуждение, выход на практическую деятельность (проект) – таков путь воспитания каждого ребёнка средствами английского языка и формирования в нём таких важных духовно-нравственных качеств, как открытость миру, способность к диалогу с другими культурами.

В заключение хочется сказать, что материал учебника полностью соответствует основному содержанию обучения, разработанному в соответствии с ФГОС, как в отношении развития речевых навыков и умений, так и в вопросе освоения языковых средств и знаний о языковых явлениях.

Предметное содержание полностью соответствует целям и задачам предмета «иностранный язык», в том числе целям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, возможностям для формирования базовых национальных ценностей.

В 2020 году УМК для старшей школы были выбраны в качестве основы для создания многофункционального учебного пособия с дополненной реальностью. Это первая полноценная цифровая платформа издательства, работающая на всех мобильных устройствах и персональных компьютерах. Цифровое дополнение расширяет содержание учебника, позволяет отрабатывать трудные языковые вопросы и даёт возможность эффективной подготовки к ЕГЭ. Около 20 видов тренажёров, автоматическая проверка основных типов упражнений, удобная оценка учителем продуктивных заданий с открытым ответом, понятный интерфейс и динамически доступный прогресс учащихся – это далеко не все плюсы и возможности данного решения, которое безусловно будет востребованным при решении современных задач обучению иностранному языку.

 

 

 

 

Авторский коллектив УМК «Сферы» оказывает профессиональную методическую поддержку, проводя вебинары и онлайн-уроки, размещая статьи в электронном журнале «Просвещение. Иностранные языки». Среди других полезных ресурсов с бесплатными материалами для уроков можно выделить следующие:

Хочется надеяться, что коллеги оценят по достоинству данный УМК и с удовольствием будут работать по нему даже в группах с невысоким уровнем языковой подготовки. Со своей стороны, авторский коллектив и специалисты издательства всегда рады помочь, ответить на любые вопросы и оказать методическую поддержку. За этим вы всегда можете обратиться по адресу languages@prosv.ru или задать вопросы через группы в соцсетях.

Список литературы:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты НОО, ООО и СОО.
  2. Примерные основные образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.
  4. УМК «Английский язык». 2–11 классы» (авторы Алексеев А. А., Смирнова Е. Ю. и др.), АО «Издательство «Просвещение», 2020 г.

Комментарии закрыты.