«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вторник 17 ноября 2020

Президент России Владимир Путин 21 мая 2020 года внес в Государственную Думу законопроект, цель которого обозначить и задать ключевые направления для воспитательной работы в российской системе образования. Президентом было предложено закрепить необходимость воспитания патриотизма и уважение к памяти героев Отечества.

Согласно проекту ФЗ воспитание школьников определяется как деятельность, которая направлена на:

  1. развитие личности учащегося;
  2. создание условий для успешной социализации и самоопределения на основе духовных, нравственных и социокультурных ценностей;
  3. формирование уважения к памяти героев Отечества, чувства гордости за свою Родину, патриотизма и гражданственности.

В соответствии с новым законом изменения затронут все образовательные программы в школах и высших учебных заведениях. В обновленные образовательные программы должны будут входить: календарный план воспитательных работ, рабочие программы воспитания и аттестационные формы, которые будут разработаны и утверждены образовательными организациями [1].

 

 

Автор: Гребенюков Сергей Геннадиевич, методист Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»

 

 

 

 

Целью данного законопроекта выступает создание правовых оснований для воспитательной работы на всех уровнях образования, которая уже реализовывалась в рамках различных программ и мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию и закладывала морально-этические установки, формировала понимание традиций и исторического прошлого страны и выделялась особым пунктом в современных Федеральных государственных стандартах.

Практически все то, что предлагается в новом законопроекте уже было прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования и среднего общего образования, которые четко регламентируют перечень личностных результатов освоения основной образовательной программы [2].

В процессе обучения иностранному языку нравственно-патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью. Это обусловлено тем, что дисциплина «Иностранный язык» является абсолютно уникальной образовательной средой, которая посредством знакомства с обычаями и традициями стран изучаемого языка формирует осознанное отношение учащихся к культурным традициям своей Родины.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках иностранного языка учителю открываются огромные возможности по воспитанию патриотизма, нравственности, гражданственности и правовой культуры. В рамках дисциплины «Иностранный язык» формированию выше указанных качеств способствует специфическая направленность предмета: неотъемлемая коммуникативная составляющая и обращенность к изучению культуры и традиций другого народа.

Нравственно-патриотическое воспитание на уроке иностранного языка может быть реализовано следующим образом:

  1. Применение технологии диалога культур на уроках иностранного языка. В настоящее время все учебно-методические комплексы для изучения иностранного языка имеют специальные разделы, которые нацелены на данную технологию.

В серии «Вундеркинды Плюс» для изучения немецкого языка каждая глава содержит специальные блоки заданий, в рамках которых учащиеся знакомятся с теми и ли иными биографиями известных людей культуры и науки как своей Родины, так и страны изучаемого языка [3, с. 66].

УМК «Сферы» в пятом цикле учебника восьмого класса предлагает учащимся обсудить традиции и современные виды искусства. Проводит экскурсию по одной из самых известных школ сценических искусств мира. Ребята узнают много нового о праздниках и традициях стран изучаемого языка и других стран мира. Восьмиклассники знакомятся с любимыми праздниками подростков различных национальностей, популярной едой на вечеринках и праздниках, смогут обсудить необходимость правильного питания и ведение здорового образа жизни и провести параллели с российскими реалиями.

2.Сравнительный анализ традиций родной страны с традициями страны изучаемого языка.

Так, например, в учебнике «Вундеркинды Плюс» для седьмого класса ученики знакомятся с особенностями летнего отдыха в России и Германии [4, с. 66].

УМК «Сферы» для шестого класса предлагается учащимся ознакомиться с популярными европейскими и российскими туристическими направлениями [5, с. 37].

3. Демонстрация точек сопрокосновения в вопросах истории родной страны и страны изучаемого языка.

Разделы учебника «Вундеркинды Плюс», затрагивающие исторические события России и Германии, формируют умение сопоставлять и сравнивать, проводить параллели и делать выводы, способствуют достижению таких личностных результатов, как осознание российской гражданской идентичности, знание и уважение государственных символов, толерантное поведение в поликультурном мире и готовность вести диалог с представителями других стран, основываясь на знании истории.

4.Проектная деятельность, включающая в себя краеведческую информацию. Использование таких материалов помогает учащимся расширить знания о родном крае или конкретном населенном пункте, пополнить словарный запас и закрепить грамматические знания.

В учебно-методическом комплексе «Сферы» для изучения английского языка имеется большое количество проектных работ, который ориентированы на знакомство учащихся с особенностями отельных регионов нашей Родины. Например, во втором цикле учебника для 6 класса раскрывается тема «Pocket money», в рамках которой учащиеся узнают, как зарабатывают и на что тратят карманные деньги их сверстники из Англии и России, как можно сэкономить деньги. Кроме того, школьники знакомятся с традиционной русской одеждой и историей происхождения английской.

Проектная деятельность в УМК «Вундеркинды Плюс» помогает ребенку сформировать такие общечеловеческие ценности как уважительное отношение к культуре другого народа и более осознанное понимание своей культуры. Подбор текстов и формата заданий направлен на активные формы обучения, воспитание главных ценностных ориентиров. Знакомство с опытом сверстников, его обсуждение, выход на практическую деятельность, то есть проект, — таков путь гражданского воспитания средствами урока немецкого языка.

Понимая всю важность и необходимость воспитания патриотизма, формирования нравственных качеств учащихся на уроке иностранного языка, защиты исторической правды и имена героев Отечества, Центр лингвистического образования провел Всероссийский конкурс «Символы победы», который был приурочен к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Результатом проведенной работы стало создание электронных сборников на пяти иностранных языках.

«Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим», — говорил К.К. Рокоссовский. Победа в Великой Отечественной войне – объединяющий фактор для людей независимо от их национальной принадлежности или политических воззрений, краеугольный камень нашего общественного сознания. Герои войны формируют нашу историческую память.

Говорят, что новые войны начинаются тогда, когда заканчиваются старые. С Великой Победы прошло 75 лет. Постепенно уходят все дальше героические страницы отечественной истории XX века. Сегодня почти не осталось живых свидетелей, все меньше их прямых потомков. Только фотографии, документы, кинокадры, памятники архитектуры, художественные произведения, память о знаменательных событиях и городах-героях рассказывают молодому поколению о людях, отстоявших наше право на жизнь.

Созданные сборники — это не просто набор статей на иностранных языка, это возможность познакомить молодое поколение с особенностями жизни советского народа в суровые военные годы. Материалы, представленные в «Символах победы», раскрывают образы мира и войны, знакомят с подвигами героев Великой Отечественной войны формируют у учащихся понимание, за что боролись и умирали защитники Отечества.

Предлагаем вам ознакомиться с этими уникальными материалами, в создании которых приняли участие сотни педагогов и школьников из всей России.

  1. Английский язык 5-6 классы
  2. Английский язык 7-9 классы
  3. Английский язык 10-11 классы 
  4. Немецкий язык
  5. Французский язык
  6. Испанский язык
  7. Китайский язык

Таким образом, дисциплина «Иностранный язык» формирует основы патриотизма, нравственных качеств и активной гражданской позиции, а учебно-методические комплексы издательства «Просвещение» выступают в качестве инструмента воспитательной работы, стимулируя интерактивность в образовательном процессе и способствуя социализации учащихся.

Список используемой литературы:

  1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».  (Дата обращения: 28.05.2020).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  (Дата обращения: 28.05.2020).
  3. Радченко О.А., Лытаева М.А. и др. Немецкий язык. Учебник. 10 класс. Серия «Вундеркинды Плюс». —  М.: Просвещение, 2019, — 256 с.
  4. Радченко О.А., Конго И.Ф. и др. Немецкий язык. Учебник. 7 класс. Серия «Вундеркинды Плюс». —  М.: Просвещение, 2019, — 211 с.
  5. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю. и др. Английский язык. Учебник. 6 класс. Серия «Сферы». — М.: Просвещение, 2018, — 145 с.

Комментарии закрыты.