«ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ»
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА, НОВЫЕ УМК Пятница 13 ноября 2020Современные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Неразрывно они связаны и с образованием. Переход на дистанционное обучение в конце учебного года 2019—2020 также показал важность использования современных, цифровых технологий на уроках, в том числе и иностранного языка.
В данной статье мы расскажем об инновационном проекте издательства «Просвещение» — многофункциональном учебном пособии по английскому языку для 10 и 11 классов с цифровым дополнением в AR.
Авторы: Редакция английского языка, Центр лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»
Основными задачами, которые призвано решать данное пособие, являются:
- эффективная подготовка к ЕГЭ, ВПР, диагностикам
- возможность реальной тренировки в формате испытаний
- разноуровневые задания для эффективной подготовки к олимпиадам
- возможность использования для детей с особыми образовательными потребностями (удаленное обучение) и достижения ими более высоких результатов, в том числе на ГИА
- повышение мотивация учащихся и экономия их времени
- возможность реального использования в условиях дистанционного образования
С целью расширения содержания и функционала печатного учебного пособия было создано более 450 дополнительных заданий для пособий 10 и 11 классов, а также 15 видов тренажеров (в том числе в формате ГИА и ВПР).
Данный проект объединил в себе все возможности, который дает учителю и учащемуся печатный учебник, а также огромное количество дополнительных материалов. По-прежнему являясь основным инструментом учителя, учебник теперь может служить навигатором цифрового контента. Работа с учебником ведется с применением технологии дополненной реальности (AR) —через приложение для смартфонов и планшетов. На странице печатного учебника приложение распознает маркеры, которые отсылают ученика к дополнительному цифровому контенту: тренажерам, тестам, аудиофайлам и видеозаписям. К материалам также есть доступ через персональный компьютер благодаря «Медиатеке «Просвещения».
Для работы с многофункциональным пособием учителю и ученику достаточно скачать приложение «Просвещение AR» на любое мобильное устройство и сформировать в Приложении свои классы. Дальше Приложение автоматически отмечает выполненные/невыполненные задания, количество попыток, предпринятых учащимся, допущенные ошибки, затраченное учеником время – все данные сводятся в единую таблицу, доступную учителю.
Многофункциональное учебное пособие с дополненной реальностью в AR дает возможность использовать тренажеры-таймеры для подготовки к экзаменам. Данные тренажеры полностью повторяют формат ЕГЭ, а также автоматически считают количество слов в разделе «Письмо» и фиксируют время на подготовку и ответ в «Устной части», что позволяет учащимся привыкнуть к реальному формату экзамена.
Также с помощью тренажеров-чатов многофункциональное пособие позволяют отработать у учащихся умение аргументации. Тренажеры-чаты – это специальные задания, дающие возможность обсуждения с одноклассниками. Школьники учатся высказывать свою точку зрения и обсуждать ее одноклассниками в чате, модератором которого выступает учитель.
Цифровое дополнение также дает доступ к видео- и аудиоматериалам с разноуровневыми заданиями по тематике модуля. Учащиеся могут отработать произношение при помощи озвученных лексических карточек. Кроме этого, у школьников есть возможность записи аудио и отправки аудио-фрагмента учителю на проверку.
Одной из задач данного проекта являлось сокращение времени, которое учитель тратит на проверку заданий. Задания тестового формата проверяются автоматически, а к заданиям открытого типа предложены критерия оценивания.
В мае-июне 2020 года прототип многофункционального учебного пособия прошёл апробацию среди ведущих учителей английского языка, рекомендованных Московским центром качества образования, и получил высокую оценку и положительные отзывы. Так, в апробации приняли участие учителя следующих образовательных организаций: ГБОУ Школа № 1770, ГБОУ Школа № 1861 Загорье, ГБОУ Школа № 1500, ГБОУ Школа № 2009, ГБОУ Школа № 2089, ГБОУ Школа № 1363, ГБОУ Школа № 1253, ГБОУ Школа № 167 имени Маршала Л.А. Говорова, ГБОУ Школа № 2031, ГБОУ Школа № 773 Печатники, ГКОУ КШИ № 1, ГБОУ Школа имени Маршала В.И. Чуйкова, ГБОУ «Школа № 1282 «Сокольники».
Учителя особенно отметили: разнообразие типов заданий, большое количество упражнений для подготовки к ЕГЭ, функционал личного кабинета учителя и ученика, автоматическую проверку большинства видов заданий, полезные инструменты проверки заданий с открытым ответом, удобный интерфейс и дизайн решения.
Вот такие отзывы мы получили по итогам апробации:
Покидова А.Д., учитель английского языка ВКК, эксперт ОГЭ по английскому языку, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна»
«Как педагог я очень высоко оценила наличие нескольких уровней сложности в заданиях разного типа, что позволяет организовать индивидуальный подход к каждому школьнику, а также автоматическую проверку тестовых заданий и четкие критерии оценивая устной и письменной речи.»
В завершении хочется сказать, что данные многофункциональные учебные пособия с цифровым дополнением а AR могут быть использованы и в качестве основного учебного пособия по английскому языку (созданы на основе учебников, входящих в Федеральный перечень – УМК «Сферы» 1.3.2.1.1.1 Алексеев А.А, Смирнова Е.Ю, С. Абби и др. Английский язык. 10 класс (базовый уровень). 1.3.3.1.1.2 Алексеев А.А, Смирнова Е.Ю., Б. Дерков-Диссельбек. Английский язык. 11 класс (базовый уровень), и в качестве дополнения к любому основному УМК, и во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
Более подробно узнать о возможностях использования пособий можно, посмотрев видео-материалы на данную тему:
- УМК «Сферы» — многофункциональное учебное пособие по английскому языку с цифровым дополнением (AR).
- Развиваем цифровую грамотность
Если вам нужна методическая поддержка, консультация по использованию или заказу данных пособий, вы можете написать на MSemichev@prosv.ru или languages@prosv.ru. Будем рады вам помочь!
Предзаказ на пособия вы можете оформить в интернет-магазине издательства «Просвещение» по ссылкам:
УМК Сферы 10 класс
УМК Сферы 11 класс
Покидова А.Д., методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», учитель английского языка ВКК, эксперт ОГЭ по английскому языку, тьютор Издательства «Просвещение»,
Что вы считаете «удачей, счастьем»?
Все мы вкладываем в эти понятия что-то свое, личное и индивидуальное. Как педагог, методист, тьютор, я считаю настоящим счастьем преподавание английского языка по современным, http://www.tilt.tc, интересным пособиям, которые содержат огромный дидактический потенциал для мотивирования школьников к изучению предмета. Удачей же я могу назвать возможность апробировать такие пособия и приложения, познакомиться с ними одной из первых.
Летом 2020 года такой удивительный шанс мне и представился. Вместе с обучающимися 10 класса ГБОУ «Школа № 1282 «Сокольники» мы стали участниками апробации уникального в своем роде многофункционального учебного пособия по английскому языку с цифровым дополнением (AR) для УМК издательства «Просвещение» Сферы.
Хочется сказать огромное спасибо члену авторского коллектива УМК, Елене Юрьевне Смирновой (учитель английского языка высшей категории школы 1282 «Сокольники», Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования РФ, лауреат «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования) за активную поддержку и ценные советы во время апробации.
Данное многофункциональное пособие очень помогает расширить границы учебника, предлагает дополнительные упражнения для отработки темы, видео и аудио материалы, позволяет школьникам записать аудио своего ответа, написать эссе и отправить педагогу на проверку.
Модуль дополненной реальности, который позволяет практически воочию увидеть все изучаемые достопримечательности Лондона, поражает и увлекает даже самых искушенных в области технологий школьников.
Как педагог я очень высоко оценила наличие нескольких уровней сложности в заданиях разного типа, что позволяет организовать индивидуальный подход к каждому школьнику, а также автоматическую проверку тестовых заданий и четкие критерии оценивая устной и письменной речи.
Надеюсь, все коллеги по достоинству оценят новый продукт Издательства, который не только помогает разнообразить учебный процесс, сделать его современным и наполненным аутентичным материалом, но и заботится об учителе, значительно сокращая время на подготовку к уроку и поиск дополнительных материалов!
Считаю, что за этим пособием будущее!
Котова Марина Петровна, учитель английского языка
ГБОУ «Школа № 1770» г. Москвы
Новые листья «Просвещения»
«В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.»
Эдуард Асадов
До марта 2020 года, когда к нам неожиданно пришла дистанционная форма обучения, в школе более или менее все было устроено: в работе у учителя были разнообразные УМК, набирала популярность Московская электронная школа, при этом уроки в РЭШ просматривали скорее ради любопытства, нежели для использования их в очном обучении. Основным действующим механизмом урока было очное общение учителя и ученика. Но… жизнь полна сюрпризов, и не всегда приятных.
С какими проблемами столкнулся учитель во время дистанционного обучения? Подготовка каждого урока требовала времени больше, чем подготовка традиционного урока: тщательный подбор материалов, понятных для восприятия учеников, работающих онлайн и при этом самостоятельно; колоссальный объем заданий, требующих своевременной проверки – этот список можно продолжать до бесконечности. И у каждого учителя был свой набор «хитромудрых» инструментов, позволивших обучающимся все-таки освоить образовательные программы и успешно сдать экзамены.
Переход российских школ на дистанционный формат обучения изменил урок для всех участников образовательного процесса. Переход был болезненным, но если верить словам писателя Амита Рэя, «в каждой перемене, в каждом опавшем листе есть и боль, и красота. И именно так растут новые листья».
Такой новый листочек в мае 2020 года вырастило АО «Издательство «Просвещение». Была проведена апробация инновационного продукта – многофункционального учебного пособия по английскому языку для 10 и 11 класса с цифровым дополнением в AR.
Сразу в памяти всплывает высказывание Наполеона Хилла, американского автора, одного из великих писателей об успехе: «Когда вы сталкиваетесь с чем-то непонятным, спросите себя: «В чем дело?». Приглядитесь к непонятному явлению. Оно может привести вас к великому открытию». Мне, в составе группы учителей, была оказана высокая честь принять участие в апробации прототипа многофункционального учебного пособия. Пособие дало — прежде всего учителю — все необходимые материалы, которые до этого приходилось собирать из разных источников: видео- и аудиоматериалы, разнообразные заданий нескольких уровней сложностей, большое количество упражнений для подготовки к ЕГЭ, различного рода памятки, тренажеры письменной и устной речи. И о, чудо! В тренажерах установлены счетчики слов и секундомеры, которые позволяют ребятам контролировать себя при подготовке, более того, у учащихся есть возможность записать свой устный ответ. Большинство заданий проверяются автоматически, то есть у учащегося и у учителя появляется возможность узнать результат моментально. Для проверки заданий с открытым ответом у учителя в быстром доступе есть критерии оценивания.
Для работы с многофункциональным пособием учителю и ученику достаточно скачать соответствующее приложение на любое мобильное устройство и сформировать в Приложении свои классы.
Остаётся решить, использовать ли многофункциональное пособие в качестве основного пособия, или в качестве дополнения к основному УМК. Незаменимо пособие и во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Несомненно, имея такое пособие в действии, учитель уже не будет ломать голову над тем, как организовать обучение, будь оно традиционное, дистанционное или смешанное. Возможно, у учителя появится возможность предложить разработчикам новых многофункциональных пособий варианты интересных заданий.