«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО

Четверг 28 января 2021

Эмоция – от латинского emovio – потрясаю, волную… Эмоциональное состояние сопровождается энергетической мобилизацией всего организма. Оно обостряет органы чувств, повышает внимание и восприятие информации. Усиление внимания и концентрации приводят к усвоению и переработке большего объема материала.

Авторы:

Гордеева Анна Сергеевна
Место работы: ЧШ Золотое сечение

Гордеева Елена Владимировна
Место работы: ЧШ Ломоносовская школа №5

Должность: учителя французского языка

 

ЭИ = EI (emotional intelligence) – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание других людей и свои собственные…

Что ж, все верно и лаконично, а для моей профессиональной деятельности это путь длиною во всю мою творческую карьеру.

Когда я только пришла работать в школу, французский язык был не в особом почете (я не говорю о горстке специализированных школ, одну из которых закончила сама и в которые на том этапе времени совсем не просто было устроиться). Все самые заинтересованные и талантливые ученики записывались на английский, ну, а я получала тех, кому все равно, что было НЕ учить…Конечно, я старалась вовсю заинтересовать, но, честно, не очень-то у меня получалось. И однажды, О ЭВРИКА!!!, мне пришла в голову безумная мысль организовать французский, как второй иностранный (тогда о таком интеллектуальном взрыве и не мечталось даже), и я поделилась своей idee с Директором и Завучем… Пишу об этих профессионалах с Большой буквы, потому что именно они научили меня Работать, отдавать себя, не жалеть, быть стойким оловянным солдатиком…

Мария Федоровна сказала очень серьезно: «Ну что же, Елена Владимирова, попробуйте!» И я взялась за работу! Подогнала расписание, разрекламировала, написала объявления… И они пришли!!! Лучшие! Боже! Никогда не забуду этой свободы, этого вдохновения, с которым я работала, и дети, с такими же горящими глазами, постепенно вовлекались в процесс! Материал я подбирала из самых интересных на тот момент источников.  К сожалению, в существовавших на тот момент учебных программах практически не уделялось внимания эмоциональному интеллекту, хотя степень развития эмоционального интеллекта очень важна для реализации способностей человека. Так же, как и руководителю любого уровня необходимо поддержание положительного эмоционального настроя в коллективе. Я очень много рассказывала о Франции, отвечала на миллион вопросов, подавала материал так, как это виделось и подходило в данный момент для данных учеников! Работали вдохновенно, очень эмоционально, на больших скоростях! К концу года я с удивлением обнаружила, что прошла такое количество материала, какое за 3 года не проходила по программным учебникам тех лет… ДА! Это начинание и явилось отправной точкой моего творческого эмоционального обучения…

Эмоция – от латинского emovio – потрясаю, волную… Эмоциональное состояние сопровождается энергетической мобилизацией всего организма. Оно обостряет органы чувств, повышает внимание и восприятие информации. Усиление внимания и концентрации приводят к усвоению и переработке большего объема материала.

Эмоциональный интеллект – это интеллектуальное управление эмоциями.

К сожалению, через 2 года мои курсы закрылись, но преподавать рутинно, «в обязаловку» я уже не могла! Именно тогда и начали открываться первые частные школы, в одну из которых я перешла работать благодаря настоятельному совету одной из моих родительниц.

И опять закипела — забурлила работа! Новые Французские!!! учебники, новые методики, новые лица заинтересованных коллег… Я, конечно, очень старалась «влюбить» детей в мой предмет, дать основную базу для понимания, для разговорной практики… Сейчас, может, такие тезисы кажутся даже наивными, но, поверьте!, всего пару десятков лет назад обучение иностранным языкам «страдало» крайней академичностью, что, собственно, при двухчасовом обучении в неделю, давало возможность только читать да переводить со словарем…

Первые уроки, первые встречи, первые впечатления очень важны. Первые слова, произношение, методика – «Bonjour!» звучит поднятием тона на последнем слоге — все эти маленькие detailles несут в себе огромный эмоциональный смысл. Дети повторяют слова с эмоциональным смыслом, поэтому слова так легко запоминаются как эмоциональной, так и интеллектуальной памятью.

Последующие фразы «Comment ca va?» «Merci, ca va! Ca va bien» передают эмоции, желание общения. В эмоциональной игре «Знакомство» дети снова и снова передают свои первые положительные эмоции на уроке.

Обучение построения фразы происходит в сочетании визуализацией слов и действий одновременно. К примеру, показывая новый предмет, я прошу не только повторить его звучание, но и обыграть его действием и, соответственно, облечь действие во фразу.

Процесс обучения происходит путем вовлечения учеников в эмоциональную игру (групповую или индивидуальную) И одна из главных задач – это вовлечение каждого ученика в данную игру. Конечно, способности учеников различны, поэтому необходимо выстраивать индивидуальный подход, и при сохранении позитивной эмоциональной игры каждому ученику даются максимально возможные задания, которые может освоить ученик.

Начало урока сопровождается общим позитивным эмоциональным настроем путем хоровой работы: повторением стихов, песенок, рифмовок.

Поскольку усвоение материала происходит эмоциональной памятью, я видела, насколько оживляются дети, когда я беру в руки мяч, скакалку…каждую минуту вызываю к доске, обыгрывая новое слово и предложение. Именно благодаря эмоциям, с которыми дети запоминали эти слова, фразы, первые стихи, а, позже, стихи французских поэтов, так легко и быстро, без зубрежки! Усваивался материал! Игры придумывались на ходу, часто дети давали идеи… Даже читать начали, играя в хлопки…Вы не представляете, какой радостью светились детские лица! Радостью учиться! Помню, как-то, проходя мимо моего класса, и, видимо, услышав шум в кабинете, мне было высказано замечание, что развлекать не надо, надо учить…)))) К концу первого года обучения ребята не только распевали песни, читали стихи, проговаривали диалоги, но и с ходу, после двух-трех прочтений, легко пересказывали тексты!!! (рисуя в воздухе, имитируя жестами и мимикой то, что они говорят), а моя душа пела! Помню, вызываю одного мальчишку (не буду называть имени))), он, немного заикаясь, пересказав (не уча дома!) текст, так задумчиво покачал головой и сказал (лет 9) «Удивительно! На родном языке пересказать ничего не могу, а тут вдруг разговорился!»

Я не психолог, хотя за многие годы работы очень часто помогала детям в их нелегком осмыслении жизни, просто давая выговориться, и, конечно, делая вид, что ничего особенного, собственно, не происходит, все в порядке вещей…

Жизнь не стоит на месте, обучение тоже! Мы теперь с легкостью сдаем международный экзамен DELF, и если каких-то 5 лет назад на открытом уроке на экране сверкала Презентация, это казалось украшением, новаторством, последним словом… Хотя, помню, мой французский коллега, преподаватель русского, как-то заметил, что от него ждут живого слова, а не экрана и компьютера…

И тем не менее… Время течет, меняется жизнь, меняются формы… И если еще год назад я добавляла в уроки некоторые компьютерные игры (quizlet, kahoot), то сейчас вся страна (и не только наша!) перешла в on-line систему.   Конечно, здесь много плюсов! Если говорить в целом, теперь возможна коллаборация учеников различных регионов и даже стран! Можно получать образование не выходя из дома, получить диплом любой страны! Возвращаясь к школе, уроки стали абсолютно прозрачны, в них может принять участие любой заинтересованный, а система совместного использования платформы дает возможность открывать любую скаченную книжку, презентацию, игры…за считанные секунды! Что же показывает практика 10 месяцев работы, то могу с уверенностью сказать, что данная форма урока требует колоссальной концентрации, поэтому в старших классах вести уроки значительно легче. Во-первых, ребята хорошо знают учителя, они могут легко работать даже без визуализации, им легче ориентироваться в on-line материале, они быстро справляются с техническими погрешностями! Хотя, конечно, БОЛЬШИНСТВО мечтает вновь сидеть за партой в классе в нашем французском кабинете! Теперь о минусах… Конечно, живой звук (а он является основным в постановке произношения и интонации французского слова, фразы) заменить невозможно! Кроме того, в ходе урока возникает масса технических погрешностей, которые очень негативно влияют на мой (и детский также) эмоциональный настрой. Приходится повторяться, темп урока снижается, пока решается проблема одного, остальные находятся в ожидании… И, хотя ждешь секунды, ощущение радостного коллективного процесса все равно смешиваются с негативными эмоциями. Здесь на помощь может прийти только юмор, то есть способность найти источник энергии там, где он отсутствует для того, чтобы создать то эмоциональное поле, при котором ученики будут себя чувствовать лучше… Я замечала, что дети с огромным терпением относятся к возникающим проблемам на уроке, всегда готовы объяснить и повторить однокласснику слово, фразу и т.д. Значит, эмпатия в действии!

Я всегда повторяла и буду повторять, что критерием отлично проведенного урока являются улыбки или коллективный смех, когда дети с шумом покидают класс, дружно, смеясь над каким-нибудь эпизодом урока. И хотя эмоциональная конституция у каждого своя, способность получать знания коллективно, с элементами юмора и эмпатии трудно переоценить.

И еще! Я чаще прибегаю на уроках к положительной энергии детей (улыбка, юмор, работа в группах, учебные игры и т.д. Я также учу детей положительной энергии по борьбе с трудностями. Например, не впадать в угрюмое состояние при подготовке к контрольной, экзамена, зачета, понять, что это путь развития и с радостью победить препятствие.

В нашей сегодняшней ситуации приходится проводить оn-line урок и урок в классе одновременно. Для лучшего усвоения материала необходимо вовлекать учеников в совместное творчество. Безусловно со старшими учениками такая форма работы вполне выполнима, поскольку ученики имеют опыт различных форм работы, у них более развит эмоциональный интеллект. Кроме прочего, учебный материал (сейчас можно скачать неограниченное количество интересного материала в I-net) дает исключительные возможности для обучения.

Все-таки эмоциональные игры более необходимы для младшего звена, поэтому мы по-прежнему играем! Я вовлекаю в движение с помощью мимики, жестов, танцев, разминки детей, сидящих и за партой, и за компьютером. Они осознанно и радостно занимаются познанием нового и своим развитием.

Мне бы хотелось рассказать о последней творческой работе: конкурсе французского стихотворения. Любая работа над проектом нелегка, но когда первые шаги уже сделаны (стихи розданы, объяснены, рассказаны биографии авторов и истории появления на свет их шедевров, прослушана мелодика и интонация, проговорены по слогам слова, фразы, группы слов, розданы ссылки на прослушивание данных стихотворений известными мэтрами французского слова…), только тогда начинается индивидуальная работа ученика над своим стихотворением. Поскольку конкурс проходил оn-line, дети записывали свои стихотворения и сами дома, и в классе. Каждый из них сделал по сотне (реально!!) дублей, потому что читать poesie перед камерой также требует определенных эмоциональных навыков. Я хочу напомнить, что мои ученики имеют французский язык, как второй иностранный, поэтому работы было немало, но эмоциональный интеллект позволил справиться с поставленной задачей! Хочу подчеркнуть, что в конкурсе приняли участие не только отличники, а все те, кого стихи не оставляют равнодушными. Это было радостное увлекательное путешествие по раскрытию своих способностей и талантов. Впоследствии старшеклассники рассказали, как рутинный процесс заучивания перешел в творческий процесс эмоционального прочтения! Merci beaucoup, mes chers amis!!!

P.S. Вот теперь я окончательно поняла, почему моя дочь (и моя коллега) вместо того, чтобы стать журналистом, пришла работать в школу, и, похоже, так там и останется… Все благодаря эмоциональному интеллекту на любимых уроках французского языка!!!

Итак, какие же основные выводы можно сделать из вышеизложенных фактов?

Во-первых, использование эмоционального интеллекта способствует лучшему усвоению материала.

Во-вторых, в процессе обучения для улучшения качества необходимо также применять эмоционально-интеллектуальные методики взаимодействия ученик(и)-учитель, ученик-ученик.

В-третьих, использование и разработка учебных материалов с учетом возрастных психо-эмоциональных интересов учеников.

В-четвертых, использование эмоционального взаимодействия приводит к развитию эмоционального интеллекта и способности направлять свою эмоциональную энергию для познания и творчества.

Комментарии закрыты.