«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В УЧЕБНИКАХ УМК «ВУНДЕРКИНДЫ ПЛЮС» ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

Понедельник 11 января 2021

В рамках личностно-ориентированного подхода в образовании чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы создать оптимальные условия для достижения ими образовательных результатов. Это особенно актуально в старшей школе, так как к 10 классу большинство учеников определяется с их будущей профессией, которая не связана напрямую с использованием немецкого языка. Поэтому авторы УМК «Вундеркинды Плюс»  для старшей школы на уровне концепции учебника заложили возможность построения индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.

 

 

Автор: Лытаева Мария Александровна
Место работы: Институт образования НИУ «Высшая школа экономики»
Должность: доцент, автор учебников и учебных пособий по немецкому

 

 

Определений индивидуализации достаточно много. Но все они подчеркивают следующие преимущества: цели индивидуализации – повышение вовлеченности учащихся и их успешности, дифференцирующий характер – ориентация на удовлетворение индивидуальных потребностей учащегося в обучении, его гибкость – способность адаптироваться для удовлетворения меняющихся потребностей, переменный темп – признание того, что учащиеся обучаются с разной скоростью.

Понятие индивидуализации обучения связано с двумя важными феноменами: мотивацией и педагогическим дизайном. Во-первых, учёт индивидуальных особенностей учеников позволяет создать для них основания для поддержки внутренней мотивации к изучению немецкого языка, во-вторых, организация процесса обучения должна учитывать тот факт, что способы достижения образовательных результатов у разных учащихся могут быть разными.

Индивидуализация может быть реализована разными способами:

  • Почему и зачем я это изучаю (цели обучения)
  • Что я изучаю (содержание обучения)
  • Каким образом я это изучаю (приемы учения и способы деятельности)
  • Кто участвует в обучении (разные формы работы: индивидуально, в паре, в группе, фронтально)
  • Когда я это изучаю (темп обучения и самостоятельная работа)
  • Где я это изучаю (контекст обучения)

При этом два первых пункта отнесем к индивидуализации на макро-уровне, поскольку они создают основную рамку для педагогического процесса и задаются в целом извне. Остальные способы индивидуализации доступны на каждом уроке и могут быть отнесены к микро-уровню. Рассмотрим, как удалось учесть эти теоретические положения в концепции учебников по немецкому языку для старшей школы.

1.Индивидуализация целей обучения. УМК «Вундеркинды Плюс» в целом представляет собой многоуровневый учебник, предназначенный для изучения немецкого языка как на базовом, так и на углубленном уровнях. Форма реализации этого многоуровневого содержания, однако, может быть разная. В учебниках для старшей школы эта дифференциация содержится в каждой главе, в которой по очереди следуют уроки для базового и углубленного уровней. По целям обучения разграничения проходят именно внутри уроков. Например, глава 5 учебника 10 класса, уроки 12–13.

 

Тематика общая – вопросы проникновения гентехники в нашу жизнь, цели обучения разные: продуктом урока базового уровня является написание аргументативного эссе, продуктом урока углубленного уровня – дебаты. Оба речевых продукта реализуют похожие коммуникативные намерения, относятся к одному типу (рассуждение), но в первом случае – это письменный текст, во втором – устная, спонтанная беседа.

Важно отметить, что совсем не обязательно дифференциация целей обучения может проходить именно по уровню углубления. В классе, где немецкий язык изучается на базовом уровне, могут быть ученики, которые хотят и могут достичь цели углублённого уровня. Может быть и наоборот. Учебник позволяет удовлетворить разные потребности учеников.

  1. Индивидуализация содержания обучения. В учебнике это эксплицитно реализовано двумя способами: разные подтемы для разных уровней изучения НЯ и разные подтемы внутри одного уровня. Каждая подтема маркирована красным цветом, заметным для ученика. Так, например, в учебнике 10 класса, в главе 8 (цифровые средства общения) предлагается выбор между несколькими подтемами: возникновние и развитие интернета, компьютеры и смартфоны, цифровая школа, цифра в повседневной жизни, социальные сети и др. Выбор тематики очень широкий и может удовлетворить разные потребности учащихся.

С другой стороны, в понятие содержания обучения входят также речевые умения и языковые навыки. И здесь также есть выбор. Особенно в части речевых умений: диалог или монолог, письменная или устная речь, восприятие текста на слух или чтение. То есть одно и то же содержание обучения представлено в многообразии вариантов. При этом учащиеся не потеряют в уровне развития своих коммуникативных умений, так как учебник избыточен и позволяет сделать выбор без ущерба для качества достижения образовательных результатов.

3. Индивидуализация способов деятельности. В зависимости от индивидуальных особенностей учащиеся могут решать одни и те же учебные задачи разными способами. Поэтому в УМК представлены разнообразные типы тренировочных упражнений. Например: тексты с пропусками, трансформационные заданий, на соотнесение, на восстановление текста, словообразование и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для подготовки к экзаменам предлагаются задания в формате экзамена и задания, направленные на развитие речевых умений, которые могут быть проверены разными форматами. Разнообразие видов текстов также дает ценный источник индивидуализации, так как в зависимости от предпочтений учащиеся могут извлекать информацию как из линейных, так и из нелинейных текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Использование разных форматов работы. Известно, что кто-то учится лучше в индивидуальном режиме, кто-то лучше работает в команде. Различные режимы работы, маркированные в учебнике специальными значками (в паре, группе), важны не только для активизации внимания учащихся, разнообразия условий коммуникации. Смена этих форматов позволяет удовлетворить социальным потребностям учеников, смоделировать для них разные условия сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потенциал учебника здесь даже больший, чем может показаться на первый взгляд. Некоторые упражнения, у которых даже нет маркеров, могут быть выполнены в группе или паре. Групповые формы работы помогают ученикам реализовать их сильные стороны. Учителю здесь важно правильно распределить роли учеников в группе, ведь каждый обладает уникальными по сравнению с другими особенностями, которые важно заметить наиболее эффективно применить. Для такой групповой работы хорошо подходят проекты. Например:

  1. Индивидуализация темпа обучения напрямую связана с организацией самостоятельной работы. В этом большую поддержку оказывает рабочая тетрадь, задания в которой можно выполнять самостоятельно, так как она снабжена ключами для само- и взаимопроверки. Принято считать, что учащиеся, которым нужно больше времени на усвоение материала, требуют от учителя повышенного внимания. Однако, и более «быстрые» ученики – это довольно сложная задача для учителя. Чтобы не потерять их мотивацию, нужно постоянно предлагать им новые задания, новые тексты и новые коммуникативные задачи. Здесь насыщенный информацией и упражнениями двухуровневый учебник – прекрасный помощник. Поскольку всегда найдется возможность удовлетворить повышенный познавательный интерес учеников к иностранному языку.
  2. Индивидуализация контекста обучения связана, прежде всего, с использованием новых информационных технологий. Так как в УМК есть электронный учебник, то можно расширить контекст обучения от классно-урочного до дистанционного. В этом случае два типа УМК будут органично дополнять друг друга. Издательство Просвещение уже приступило к созданию онлайн-приложений, где можно дополнительно выполнять тренировочные задания по учебнику. В будущем предложение будет только расширяться, так как ситуация 2020 года не оставляет нам других вариантов, кроме комбинации контекстов обучения. Нужно заменить, что задания в УМК для 10-11 классов прекрасно подходят для переноса их в онлайн и создания заданий с автоматической проверкой. Нет практически ни одного текста, который не был бы снабжен заданиями на лексико-грамматическую тренировку или проверку понимания прочитанного/прослушанного текста.

Остается последний вопрос. Как спроектировать индивидуальную траекторию обучения для учащегося с учетом его особенностей? Здесь не может быть готовых решений, но учебники для старшей школы снабжены всеми необходимыми для этого компонентами. В начале каждой главы помещены цели обучения, словарь и речевые образцы, что дает ученикам ориентир в целях и содержании обучения. Задания снабжены понятными и полными инструкциями, в конце каждого параграфа есть задания на контроль сформированных умений. Более того, в книгах для учителя подробно прописаны варианты выполнения заданий УМК, которые можно использовать для построения индивидуальных траекторий.

Таким образом, УМК «Вундеркинды Плюс» позволяет реализовать индивидуальный подход к достижению учащимися их образовательных результатов.

Комментарии закрыты.