«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРОССЕНСА НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ УМК «ГОРИЗОНТЫ»

Среда 27 января 2021

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Л.Н. Толстой

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС, урок должен стать новым, современным!

 

 

Автор: Бабаева Анастасия Александровна
Место работы: Московская область, Коломенский г.о., МБОУ СОШ № 17
Должность: Учитель иностранного языка I квалификационной категории

 

 

ФГОС акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становятся важнейшим критерием успешности учителя. Одной из таких технологий является технология кроссенса, прием которой направлен на развитие логического и творческого мышления.

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадки, ребуса, головоломки. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Идея создания данной технологии принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Брусленко, которые впервые опубликовали свои разработки в журнале «Наука и жизнь» в 2002 году.

Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами изучаемого языка. Картинки будут связаны по смыслу. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими или каждой картинкой ряда. Это один вид чтения кроссенса — по периметру. Другой вид чтения — чтение крестом. Тогда картинки будут связаны по диагонали. А можно найти узнаваемую для себя картинку и начать устанавливать взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае — это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления, для тренировки составления предложений на иностранном языке.

Таким образом, кроссенс представляет собой совокупность двенадцати (по числу соседних пар) ассоциативных головоломок. Ответ не всегда однозначен, но в большинстве случаев отгадывающий находит одну и ту же цепочку ассоциаций, относящихся к одной теме.

При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. Определить тематику (общую идею).
  2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
  3. Найти связи между элементами.
  4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».
  5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).
  6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
  7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.
  8. Составить предложения, описывающие каждую картинку.
  9. Соединить предложения в рассказ по заданной теме.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом (словосочетанием) по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Применение кроссенса на уроках иностранного языка имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образцы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание.

В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

— проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

— формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

— раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

— обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал и делают вывод);

— организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

— творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

— построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Применение технологии кроссенс позволяет создать ситуацию успеха на уроке. Ученик может начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ученик вносит вклад в общее дело.

Рассмотрим некоторые примеры кроссенса, разработанные к УМК «Горизонты» для изучения лексики по теме:

  • Образец для подражания
  • Искусство
  • Изучение иностранного языка сегодня

Пример кроссенса на тему «Vorbilder» УМК «Horizonte» для 10 класса:

1.Mein Vorbild heißt Mutter Teresa.
2.Sie widmete sich dem Glauben an Gott.
3.Sie wurde nach Indien geschickt.
4.Sie gründete dort eine Ordensgemeinschaft.
5.Sie half den Armen.
6.Mutter Teresa erhielt viele Preise.
7.Der Papst unterstützte ihre Tätigkeit.
8.Sie bekam den Friedensnobelpreis.
9.Überall in der Welt gibt es viele Denkmäler Mutter Teresa zu Ehre.

 

Пример кроссенса на тему «Kunst» УМК «Horizonte» для 11 класса:

1.Arten der Kunst:
2.Malerei, Musik, Theater, Architektur, Literatur, Kino.
3.Ist die Kunst ein Luxus?
4.Meinung äußern

 

 

 

 

Пример кроссенса на тему «Sprachenlerner und Genies» УМК «Horizonte» для 10 класса:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В заключении хотелось бы отметить, что использование такой технологии, как кроссенс обогащает урок иностранного языка, развивая логическое и творческое мышление.

Комментарии закрыты.