«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ НА БАЗЕ УМК «WUNDERKINDER PLUS» ДЛЯ 10 КЛАССА

Среда 17 февраля 2021

С УМК «Вундеркинды Плюс» наша школа работает с 2016 года. Переход на новый учебник происходил постепенно, начиная с 5 класса. За эти годы учителями накоплен большой опыт работы с данным УМК.

 

 

Авторы: Васильева Мария Александровна
Журова Татьяна Викторовна
Место работы: МБОУ «СОШ № 24»
Должность: учителя немецкого языка

 

 

 

Линия учебников немецкого языка «Вундеркинды Плюс» обладает многими чертами хорошего учебника, а именно: книга яркая, на хорошей бумаге; содержит интерактивные упражнения, интересные задания, затрагивающие темы и проблемы, понятные современным детям и подросткам. В состав УМК входит рабочая тетрадь, книга для учителя, сборники контрольных работ, аудиоприложение, naughtyelle что, несомненно, является достоинством УМК и облегчает работу как молодых специалистов, так и педагогов со стажем.

Поскольку наша школа является специализированным учебным заведением с углублённым изучением немецкого языка, то особенно актуальным представляется возможность использовать учебник не только на базовом, но и углубленном уровне обучения.

Реализовать это можно разными способами. Например, учебник содержит большое количество заданий, в основе которых лежит работа со статистическими данными. Графически статистика представлена в виде круговых, линейных диаграмм и гистограмм.

 

 

 

 

 

 

Работа с данной информацией способствует развитию у учащихся познавательных УУД, а именно: умение выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, а также умение трансформировать информацию.

Мы знакомим учащихся со страноведческой информацией, дети узнают о жизни немецких подростков, их интересах и предпочтениях: к примеру, о том, где они предпочитают отдыхать, на что тратят карманные деньги, как проводят время на каникулах, какие книги читают и почему ссорятся с родителями.

При работе со статистическими данными учащиеся совершенствуют навыки устной и письменной речи, отрабатывают новые и ранее изученные лексические единицы. Так, описывая статистику „Freizeitgestaltung im Urlaub“ [10, с. 11], учащиеся повторяют лексику по теме «Свободное время».

 

 

 

 

 

Линейная диаграмма «Handynutzung in der Schule» [10, с. 42] позволяет познакомить с новыми словами и способствует их активизации в речи.

 

 

 

 

 

 

Кроме того, мы используем статистические данные как источник аргументов в ходе дискуссии или при написании эссе. Мы всегда уделяем внимание повторению грамматического материала. Например, при изучении темы «Urlaub und Ferien» используем диаграмму «Reiseziele der Deutschen» [1, с. 9] для отработки употребления предлогов места и направления.

 

 

 

 

 

 

Работу со статистикой мы проводим в несколько этапов. Для описания статистических данных учащиеся должны изучить специальную лексику и речевые обороты, освоить стратегию описания и анализа данных, повторить грамматический материал.

На начальных этапах обучения мы используем тематическую лексику и речевые обороты, необходимые для описания статистических данных и представленные в специальной рубрике учебника „Redemittel“.

 

 

 

 

 

Немаловажно, что в рабочей тетради имеются подстановочные упражнения, которые помогают учащимся научиться комментировать статистику. Данные задания направлены на проверку понимания информации, на развитие навыков анализа и обобщения.

Для описания и анализа статистических данных на углубленном уровне мы предлагаем учащимся развернутый план и речевые образцы, которые служат опорой при выполнении продуктивных заданий. Источниками речевых клише являются и учебник, и дополнительные пособия. Заметим, что учащиеся планомерно расширяют содержание таблицы в ходе обучения.

Для совершенствования речевых навыков мы считаем полезным проведение опроса в группе или целом классе. В этом случае мы предлагаем следующие варианты работы:

  1. Тему опроса учитель озвучивает в начале урока, а ученики письменно отвечают на вопрос. Затем один из наиболее подготовленных учащихся обрабатывает, анализирует данные и представляет группе. Далее мы предлагаем сравнить статистические данные из упражнения с данными, полученными в группе.
  2. Наиболее подготовленный ученик проводит опрос группы в устной форме, фиксирует результаты ответов, анализирует их и представляет результаты опроса.
  3. Учитель предлагает ученикам провести исследование по теме урока в социальных сетях и представить результаты в устном или письменном виде. Заметим, что ученики имеют возможность самостоятельно придумать вопросы. Например, по теме «Handys an Schulen»  можно сформулировать следующие вопросы: «Wie viel Zeit verbringst du am Handy?»,  «Wie viel Geld zahlst du pro Monat für dein Handy?».

Еще один важный этап работы со статистическими данными – развитие и совершенствование грамматических навыков. Из опыта работы мы знаем, что при описании статистики учащиеся сталкиваются с трудностями в нескольких разделах грамматики, а именно: употребление придаточных предложений разных типов, использование сравнительных оборотов с «als» и «wie», употребление предлогов родительного падежа, склонение артиклей.

Основным видом предложений при описании статистических данных являются сложноподчиненные предложения. Обычно у учащихся не возникает сложностей при построении придаточных предложений, эта тема хорошо знакома ученикам. Авторы учебника предлагают множество упражнений на закрепление этой темы. Однако трудности могут возникнуть при выборе вида придаточного предложения, а, соответственно, союза или союзного слова. Чтобы этого избежать, мы используем задания, подобные приведенному ниже.

«Bücher lesen» [1, c. 73].

 

 

 

 

 

 

Ergänze die Sätze: weil, wie oft, die, dass, ob, dass, als.   

  1. Das Thema der Grafik ist sehr wichtig, … viele Jugendliche oft auf das Lesen verzichten.
  2. Das Schaubild gibt Auskunft darüber, … Mädchen und Jungen im Alter 16-19 Jahre Bücher lesen.
  3. Die Angaben basieren auf einer repräsentativen Umfrage, … unter den deutschen Jugendlichen durchgeführt wurde.
  4. Aus der Tabelle ergibt sich, … 51 Prozent der Mädchen mehrmals pro Woche lesen.
  5. Aus der Grafik geht leider nicht hervor, … junge Leute sich für wissenschaftliche Literatur interessieren.

Описание статистических данных может включать в себя анализ на основе сравнения. В этом случае важно научить понимать данные статистики и правильно их интерпретировать, используя соответствующую грамматику, а именно: степени сравнения прилагательных и сравнительные обороты с «als» и «wie». Диаграмма «Lieblingsfächer nach Geschlecht in Deutschland» [1, с. 32] даёт информацию о любимых предметах немецких школьников и школьниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Setze richtig ein: „als“ oder „wie“?

  1. Aus der Grafik ist zu ersehen, dass die Informatik und Medienerziehung bei Mädchen … bei Jungen besonders beliebt sind.
  2. Mehr Mädchen … Jungen bevorzugen in den deutschen Schulen Fremdsprachen.
  3. Sport wählen Schüler viel häufiger … Schülerinnen.
  4. Überraschenderweise lernen Jungen ihre Muttersprache genauso ungern … die Mädchen.
  5. Viel mehr Schülerinnen … Schüler bezeichnen kaufmännische Fächer als Lieblingsfach.
  6. Laut der Statistik haben Mädchen viel seltener Interesse an Sozial- und Gesellschaftswissenschaften … deutsche Jungen.

В современном немецком языке родительный падеж теряет свою актуальность и постепенно вытесняется другими конструкциями и, как следствие, учащиеся не так часто встречаются с этим грамматическим явлением. Поэтому мы считаем целесообразным уделить внимание повторению склонения существительных в родительном падеже. Приведем пример упражнения, разработанного к заданию № 4 «Reiseziele der Deutschen» [1, с. 9].

Setze Artikel und Nomen in der richtigen Form ein:

die Befragten     die Deutschen    der Titel   das Schaubild       der Sieger      die Bevölkerung   

  1. Laut … … gibt die Grafik Auskunft über die Urlaubsvorzüge … … .
  2. Die Mehrheit … … bevorzugt in ihrem eigenen Land Urlaub zu verbringen.
  3. Gemäß … … fahren 36,9 Prozent ins Ausland.
  4. Die Minderheit … … besucht die Niederlande besonders gern.
  5. Aus der Grafik geht hervor, dass Österreich eine Medaille … … bekommt.

Как показывает практика, учащимся бывает трудно различить подчинительный союз «das», относительное местоимение «das», указательное местоимение «das» и определенный артикль «das». Для закрепления этой темы мы предлагаем «узконаправленные» упражнения. Например, на основе диаграммы «Non-mediale Freizeitaktivitäten» [1, с. 203] можно составить следующее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Setze richtig ein: „das“ oder „dass“?

  1. .… Schreiben macht den Jungen in der Freizeit am wenigsten Spaß.
  2. Aus der Grafik ergibt sich auch, … die Jugendlichen sich am liebsten mit Freunden treffen.
  3. Es ist überraschend, … nur 3 Prozent der Mädchen … Lesen bevorzugen.
  4. … Malen, … fast einem Fünftel der Mädchen Spaß macht, genieße ich auch am meisten.
  5. Es ist interessant, …. … Shopping 5 Prozent der Jungen mögen.

Таким образом, мы убедились, что работа со статистическими данными позволяет совершенствовать навыки устной и письменной речи, а также способствует формированию метапредметных УУД. Мы с удовольствием можем рекомендовать этот учебник педагогам. Если Вы энергичный и креативный учитель, то в данном учебном пособии Вы всегда найдёте большое количество аутентичного материала, который сможете использовать как основу для своего творчества.

Список литературы:

  1. Радченко О. А., Лытаева М. А., Гутброд О.В. Немецкий язык. Предметная линия учебников «Вундеркинды Плюс». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. М.: Просвещение, 2019.
  2. Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. Предметная линия учебников «Вундеркинды Плюс» 10 класс. М.: Просвещение, 2019.
  3. Радченко О. А., Лытаева М. А. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Вундеркинды Плюс». 10-11 классы. М.: Просвещение, 2017.
  4. Polland T. Fit für das DSD II. 2. Auflage. Sammlung der Redemittel. Ismaning: Hueber Verlag, 2014.

Комментарии закрыты.