«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

«ВУНДЕРКИНДАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ВУНДЕРКИНДАМИ СТАНОВЯТСЯ» … С НОВОЙ СЕРИЕЙ УЧЕБНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «ВУНДЕРКИНДЫ ПЛЮС» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Пятница 12 марта 2021

Требованием ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе является обеспечение планируемого уровня качества образования. За это несёт ответственность не только школа или учитель, но и учебная литература — издания для обучения на иностранных языках, содержащие методический аппарат.

 

 

Автор: Волошина Наталья Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ № 24 г. Симферополя, Республика Крым
Должность: учитель немецкого языка и литературы

 

 

 

 

Автор: Корнеева Анна Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ № 24 г. Симферополя, Республика Крым
Должность: учитель немецкого языка

 

 

 

 

 

 

Автор: Сухоребрая Марина Юрьевна
Место работы: МБОУ СОШ № 24 г. Симферополя, Республика Крым
Должность: учитель немецкого языка

 

 

 

 

Среди основных требований к результатам основной образовательной программы особое значение отводится личностным и метапредметным результатам.  Под личностными результатами понимается готовность учащихся к саморазвитию, способность, как в устной, так и в письменной части, высказать своё мнение, при этом сделать это грамотно и корректно по отношению к собеседнику или читателю. Развитием коммуникативных способностей школьника, умением выбрать адекватные языковые и речевые средства для успешного выполнения коммуникативного задания, а также расширением общего лингвистического кругозора занимаются метапредметные результаты. Индивидуальные и коммуникативные возможности учащихся в большинстве случаев зависят от знаний языка и языковых возможностей, но при этом знания правил и структур не сильно помогут учащемуся, если он не может в реальной коммуникативной ситуации реагировать на неё.

Издательство «Просвещение» выпустило новую линию учебников «Вундеркинды Плюс» по немецкому языку как первому иностранному для 2-11 классов, в данной статье речь пойдет об учебниках 9–11 классов (базовый и углублённый уровни). УМК «Вундеркинды Плюс» позволяет успешно преодолевать языковой барьер с помощью комплекса упражнений и заданий, которые в свою очередь ведут к подготовке к экзамену ОГЭ в 9 классе и экзамену ЕГЭ в 11 классе. Поэтому мы остановимся на целесообразности использования тех или иных заданий УМК для реализации коммуникативной задачи и подготовки к государственным экзаменам.

В настоящее время ОГЭ и ЕГЭ являются основной формой аттестации в общеобразовательных школах России. Поэтому школьники и их родители хотят быть хорошо подготовленными. Для успешной сдачи экзамена по немецкому языку необходимо не только на высоком уровне владеть языком, но и знать все особенности экзамена, критерии оценки заданий, так называемый, формат экзамена. Исходя из  опыта преподавания немецкого языка, с уверенностью можем отметить, что УМК «Вундеркинды. Плюс. 9, 10, 11 класс» эффективно справляются с этой задачей. В данном учебном комплексе представлены материалы для подготовки к обязательному государственному экзамену и единому государственному экзамену.

Как известно, первой частью основного государственного и единого государственного экзамена является аудирование, которое вызывает у учащихся определённые трудности при восприятии иноязычной речи изучаемого языка.

В 9 классе первое задание по аудированию ОГЭ направлено на понимание основного содержания прослушанного текста. Это диалоги, которые описывают ситуации повседневного общения. При подготовке мы обучаем учащихся понимать основной смысл диалога, игнорируя незнакомые слова. Такие задания как, например, на стр. 118 учебника, где предложены различные диалоги, помогают учащимся понять повседневную жизнь молодых людей иноязычной страны. Целью задания является определение темы диалогов в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание похожего типа представлено в учебнике на странице 74. В данном диалоге учащимся мы предлагаем определить, какая информация подходит какому герою диалога. По нашему мнению, такие диалоги помогают освоить разговорный немецкий. В данном задании происходит закрепление активной лексики, которая повторяется из урока в урок, например, формула приветствия. Интересным заданием для подготовки к аудированию является упражнение № 5 на странице 124, после прослушивания дискуссии мы предлагаем определить, кто в каком диалоге спорит и на какую тему. Клише, которыми владеют участники разговора,  помогают нашим ученикам быстро освоить практические навыки употребления новых слов и выражений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, в 10 классе необходимо прослушать аудиозапись и выполнить ряд заданий, в которых необходимо установить соответствие между определёнными высказываниями и утверждениями, а также выбрать один правильный из нескольких предлагаемых ответов на вопросы  прослушанного текста. Такие задания помогают нам развивать механизмы, необходимые для восприятия на слух, такие как память и внимание. На страницах 12-13 упражнения 7, 8 (треки 2,3), а также на станицах 63-64 упражнения 10, 11 (треки 18, 19), на наш взгляд, успешно способствуют тренировке навыка понимания иностранной речи на слух, и находить соответствие между высказываниями.

 

 

 

 

 

 

Второй частью раздела аудирования ЕГЭ является определение, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста (Richtig),какие не соответствуют (Falsch) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (der Text sagt dazu nichts). По нашему мнению, наиболее эффективно с этой задачей справляются упражнения 13с (трек 29) на странице 106, также на странице 146 упражнение 7 (трек 37).

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие упражнения как 16b (трек 39) на странице 154, упражнение 4а (трек 42) на странице 164 нацеливают на внимательное и вдумчивое чтение задания, так как неправильная интерпретация задания приводит к неизбежным ошибкам, например, стратегия детального понимания текста подменяется общим пониманием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 11 классе, например, для подготовки к аудированию представлены, такие упражнения, в разделе 6 на странице  84, задание 8с, где требуется найти соответствие между утверждением и коротким устным высказыванием, поможет в выполнении 1 задания. Что касается 2 части аудирования, можно использовать упражнения на странице 47, задание 13а, странице 60, задание 6а, странице 105, задание 2d и другие упражнения такого типа из учебника. В этом разделе нам важно объяснить учащимся разницу между вариантом «Неверно» и вариантом «В тексте не сказано». Неверное утверждение содержит информацию, противоречащую аудиотексту. Во втором случае по данному вопросу нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть информацию. Обучающиеся часто путают эти пункты на экзамене. Из личного опыта хотелось бы отметить, что такие упражнения тренируют понимание специфики задания. Вопросы обычно не повторяют, а перефразируют текст. Поэтому такие упражнения помогают учащимся обращать внимание на контекст. К заданиям 3-9 можно найти упражнения на странице 133, задание 6а, странице 142, задание 19а, странице 209, задание 8а и др. В этом разделе данные упражнения помогают нашим учащимся услышать важные детали в тексте, данные эксплицитно, так и смысл всего текста и отдельных абзацев.

Из личного опыта по работе с УМК «Вундеркинды Плюс», мы хотели бы отметить, что самое важное при подготовке к аудированию – систематический подход, так как у учащихся должны быть сформированы умения общего и полного понимания текста, умение извлекать из потока речи необходимую информацию. С уверенностью можем отметить, что данные пособия успешно решают эту задачу.

Второе задание ОГЭ и ЕГЭ представлено разделом  «Чтение», которое  в контрольно-измерительных материалах экзамена состоит из  заданий разного формата. При подготовке к заданиям этого раздела задачей учителя является научить школьников работе с текстами, используя интенсивные и экстенсивные стратегии чтения текста, научить их правильно распределять время на каждое задание, научить обобщать и анализировать информацию. Представляется, что для успешного выполнения заданий необходима привычка работы с сериями текстовых заданий. В УМК «Вундеркинды. Плюс. 9, 10, 11 класс» предлагает богатый перечень таких упражнений.

В 9 классе представлены задания, которые направлены на контроль умения понять основное содержание текста, а именно, задание на установление соответствия между вопросом и ответом. Хорошим вариантом подготовки к данному заданию мы считаем  упражнение «наоборот». На странице 22 учебника предлагается интервью на тему «Защита окружающей среды» и задание, которое к нему предлагается на странице 23, учащиеся должны закончить вопросы по содержанию и дать ответ: Wer will . . . ? Wer findet es schlimm, wenn . . . ? Wer hat keine Lust, . . . zu . . ..  Мы предлагаем  учащимся понять основное содержание текста. Второе задание в ОГЭ на понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации. Это задание на выбор ответа из трёх вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано». Учащемуся мы предлагаем утверждения и ставим задачу соотнести их с информацией в тексте. Как говорилось выше, наибольшую трудность представляет собой ответ «в тексте не сказано». В УМК представлены тренировочные задания такого типа на странице 80, 81, также на страницах 112, 113, 130, 131, которые помогают определить разницу между «неверно» и «в тексте не сказано». Особый интерес по нашему мнению вызывают тексты на страницах 136, 137, целью которых является понять содержание, а затем на странице 138 выбрать предложения которые относятся к текстам, то есть отобрать вариант «верно».

 

 

 

 

В 10 классе представлены для подготовки к ЕГЭ такие задания, как установить соответствие между заголовками и текстами, можно встретить на странице 152,  упражнение 15а, также на странице 134 упражнение 11а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы предлагаем учащимся работу в парах для данного вида подготовки, которая  тоже прекрасно решает поставленную задачу, например на странице 118 упражнение 1а. На наш взгляд на странице 174 упражнение 16а помогает справиться с задачей, где необходимо прочитать текст, также мы видим целесообразным заполнение пропусков.

В разделе «Чтение» есть вид заданий, где необходимо прочитать текст и найти правильный ответ из предложенных вариантов. Такие задания мы предлагаем выполнить на странице 18   упражнение  12а, а также на странице 196 упражнение 8а. Следовательно, мы делаем вывод, что в данном УМК представлены упражнения, которые соответствуют форматным  требованиям раздела «Чтения» единого государственного экзамена.

В 11 классе в отношении заданий раздела «Чтение» в УМК «Вундеркинды. Плюс. 11 класс» предлагаются самые разнообразные тренировочные упражнения. Определить, что в тексте является наиболее существенным, с нашей точки зрения, наиболее интересно. Так, например, задания базового уровня сложности с кратким ответом на странице 42, упражнение 10, задания повышенного уровня сложности с кратким ответом на соответствие на странице  58, упражнение  3 и задания высокого уровня сложности с выбором ответа из предложенных вариантов на странице  154, упражнение 4б или  на странице 184, упражнение 8. Данные  виды упражнений помогают учащимся, на наш взгляд, приобретать знания в области лексикологии. Усвоение лексики, благодаря таким видам упражнений, помогают нашим ученикам успешно справиться с заданиями на экзамене.

 

 

 

 

 

Следующим заданием в ОГЭ и ЕГЭ является раздел «Письмо». Задания, которого отличаются в этих двух форматах. В основном государственном экзамены этот раздел включает одно задание открытого типа: написание личного письма. В этом разделе экзаменационной работы проверяются продуктивные умения и навыки учащегося. Учащийся должен ответить на три вопроса из письма стимула, написав ответ в формате личного письма, соблюдая правила оформления письма страны изучаемого языка. В разделе «Письмо» государственного экзамена, как известно, 2 задания – личное письмо (задание базового уровня) и эссе (письменное высказывание с элементами рассуждения, высокого уровня сложности). Нам хотелось бы подчеркнуть, что мы тренируем навыки написания личного письма уже в 7-8 классах, так как такие тренировочные упражнения присутствуют в УМК «Вундеркинды. Плюс. 7, 8 класс».

В УМК «Вундеркинды. Плюс. 9 класс» мы тренируем написания письма на различные темы, например, на странице 19 «Школьная жизнь», на странице 35 на тему «Защита окружающей среды», на странице 82 на тему « Школьный обмен».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По нашему мнению, упражнение на странице 74, где представлено письмо, недописанное до конца, помогает нам формировать у наших учащихся  умение письменно излагать свои мысли и как показывает практика, такие виды упражнений способствуют также развитию устной речи. В задании 5 на странице 76 предлагается дописать письмо до конца, что побуждает учащихся к продуктивному письму и вызывает интерес. Также интересным заданием для развития навыка письма является задание 2 на странице 107, где предлагается с помощью опорных слов составить, что написала Сабрина в своем блоге. Такие виды упражнений, на наш взгляд, очень эффективно помогают тренировать грамматические знания учащихся, использование словосочетаний, как известно, структура предложения в немецком языке отличается от других иностранных.

 

 

 

 

 

 

В УМК «Вундеркинды. Плюс. 10 класс» для подготовки учащегося к написанию личного письма представлены упражнения, где учащемуся следует ответить на письмо-стимул. Например, на странице 37 упражнение 11e,f, и на странице 65 упражнение 11d предложены такие тренировочные упражнения.  Обучающиеся  должны обладать развитой социокультурной компетенцией (владеть конвенциями уместности, правилами вежливости и т.д.), а также знаниями в области культурной специфики жанровых особенностей оформления и написания письма. УМК «Вундеркинды Плюс» предлагает нам ознакомиться с этой спецификой на страницах пособия. Такие упражнения помогают наши ученикам сформулировать мысли в связи с прочитанным. Мы, например, предлагаем использовать такие виды задания как выписать предложения, которые выражают главные мысли автора, изложить содержание в трех-пяти предложениях, выписать предложения, из которых наши учащиеся могли узнать для себя что-то новое.

Для овладения навыком написания эссе (письменное высказывание с элементами рассуждения) авторы пособия предлагают в каждой теме упражнения, направленные,  на умения выделять проблему, приводить аргументы «за» и «против», излагать свою точку зрения. Из нашего опыта, как экспертов по проверке ЕГЭ, можем отметить, что такие упражнения, встречающиеся на странице 10 упражнение 5b, странице 19 упражнение 12с, странице 179 упражнение 19е и другие, помогают нам формировать чёткое мнение, обдумывание конкретных аргументов, для выражения  своей позиции при написании эссе. Исходя из этого, мы рекомендуем выучить шаблоны, клише, фразы для  обмена мнениями, которые также представлены в учебнике в большом объёме, например, на странице 173, 56, 53.

 

 

 

 

 

В УМК «Вундеркинды. Плюс. 11 класс» мы бы хотели отметить, что, так как эссе относится к высокому уровню сложности, имеет смысл более подробно остановиться на нем. Известно, что многие испытывают затруднения при написании эссе. С первых уроков следует озвучивать критерии оценивания письменных работ, чтобы в дальнейшем обучающиеся не сталкивались с такими нарушениями, как объем высказывания, структура сочинения, аргументация. Поэтому целесообразно работать над такими заданиями, как, например, на странице 67, упражнение 12 или в рабочей тетради на странице 53, упражнение 5.

Необходимые умения и навыки мы стараемся формировать уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, другими словами, в процессе освоения школьной программы.

Немаловажно дать непосредственно на уроке возможность обучающимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке, а именно соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи. Это ведет к более высокой результативности умений как в письменной, так и в устной речи.

Всем хорошо известен метод рефлексии, о нем не следует забывать. Что используем мы, чтобы проанализировать методы и ход подготовки?

  1. Во – первых, необходим анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление сфер, вызывающих затруднения: основные потенциальные трудности и ошибки,
  2. Второй этап — возможные шаги в преодолении трудностей и избегании ошибок.
  3. На заключительном этапе стараемся организовать свою деятельность в направлении ликвидации «пробелов»: анализируем типичные ошибки, обсуждаем пути, чтобы их не допускать.

Следующим заданием ОГЭ и ЕГЭ является говорение. Данный раздел отличается количественно и качественно. Устная часть ОГЭ включает три задания: 1 задание – чтение текста вслух, 2 задание – условный диалог-расспрос, 3 задание – монологическое высказывание. Раздел Говорение ЕГЭ включает в себя 4 задания: 1 задание – чтение текста вслух, 2 задание: сформулировать вопрос по стимулу, 3 задание: описать фотографию, 4 задание: сравнить две фотографии.

В 9 классе особое внимание мы стараемся уделять навыкам диалогической и монологической речи, поэтому в УМК представлены задания на формирование навыка говорения, это и описание картинок, и составление диалогов на различные темы. Например, задания на страницах 115, 133, составить диалог к картинкам на странице 121. Обучение монологической речи, по вопросам- стимулам, задание на странице 133, на странице 143 задание 8, где необходимо составить прогноз на будущее.

 

 

 

 

В УМК «Вундеркинды. Плюс. 10 класс» для 1 задания, а именно чтения текста вслух, в данном пособии представлены многочисленные тексты разнообразной тематики.  Для 2 задания впервые ознакомиться с понятиями прямой и косвенный вопрос можно уже на страницах учебника «Вундеркинды 8 класс» тема «Школьная система Германии». В данном УМК такую подготовку можно встретить практически на каждой странице, где представлены фотографии и картинки. Учащиеся могут с лёгкостью потренировать навык владения формой вопросительных предложений в немецком языке. Для подготовки к заданиям 3 и 4 в учебнике после каждого тематического раздела представлены блоки «Prüfungsvorbereitung» («Готовимся к экзамену»), где учащиеся могут овладеть навыками описания и сравнения фотографий. На страницах 8, 11, 15 представлены клише для описания фотографий, которые следуют заучить наизусть для успешного прохождения заданий устной части экзамена. Данный УМК предлагает учащимся 10 класса 9 тем для изучения. На первой странице каждой темы представлена не только изучаемая на этом уроке лексика, а также устойчивые выражения и фразы, которые помогут сформировать своё мнение, участвовать в дискуссии, выражать согласие или несогласие с другой точкой зрения, сравнивать и выделать различия при описании фотографий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В отношении подготовки к устной части экзамена УМК «Вундеркинды. Плюс.11 класс» предлагает самый разнообразный спектр упражнений, в которых уже содержатся пункты плана, по которому следует описывать или сравнивать фото. На странице 65, например, предложен ряд прилагательных, которые можно использовать для описания фото. Следует отметить, что в грамматических разделах внимание форме прямого и косвенного вопроса, этот материал необходим для успешного выполнения задания 2 устной части. Уже в 1 главе можно увидеть на странице 5 речевые клише, а в рабочей тетради предложены упражнения на странице 6 и 7 на эту тему. Мы стараемся практически на каждом уроке проработать этот раздел, это может проявляться в самом обычном опросе, главное – учитывать специфику устной части, на уроках не забывать о W-вопросах.

Также хотелось бы упомянуть, что к УМК «Вундеркинды. Плюс. 9, 10, 11 класс» в качестве приложения мы, конечно, используем рабочую тетрадь, которая включает в себя задания, дополняющие задания учебного пособия. Они направлены на активизацию умений письменной речи, чтения и аудирования, а также на тренировку грамматических, лексических и орфографических навыков. Мы стараемся использовать данные задания именно в совокупности, что показывает большую результативность в обучении.

Из нашего опыта работы сделан вывод о том, что есть ряд факторов, которые позволяют нам прийти к следующему выводу: результативность видна тогда, когда едины методическая, дидактическая и практическая части, внедряются технологии выполнения  каждого шага подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, где осуществляется рефлексия как неотъемлемая часть ФГОС.

Анализ экспертной деятельности с 2015 по 2020 годы включительно в составе региональной предметной комиссии Республики Крым позволяет нам сделать акцент на том, что система подготовки к экзаменам в формате ОГЭ или ЕГЭ заключается прежде всего в комплексном решении задач формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство различных компонентов: речевого, языкового, обучающего и познавательного пласта, социокультурного и компенсаторного.

Немаловажно, и это мы хотим отметить, что работа в качестве экспертов предметной комиссии позволила нам актуализировать необходимость комплексного подхода в использовании УМК «Вундеркинды. Плюс». В заключение можно сказать, что подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ может быть интегрирована в стандартный урок по любой теме. Это может выражаться в использовании заданий экзаменационного формата с предварительным обсуждением алгоритма выполнения и последующим рассмотрением типичных ошибок и причин, их вызвавших. Но при этом подготовка к ОГЭ и ЕГЭ не должна превращаться в самоцель, она должна являться естественным этапом развития иноязычной коммуникативной компетенции и общей функциональной грамотности учащихся.

Комментарии закрыты.