«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ОБНОВЛЕННАЯ ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ «ENGLISH 2-4» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. (АВТОРЫ КУЗОВЛЕВ В. П., ЛАПА Н. М., ПЕРЕГУДОВА Э. Ш., ДУВАНОВА О. В., КОСТИНА И. П., КУЗНЕЦОВА Е. В., СТРЕЛЬНИКОВА О. В., ПАСТУХОВА С. А.)

Вторник 9 марта 2021

Завершённая линия УМК «English 2-11», в которую входят УМК для начальной школы, основана на научной концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур» (Москва, «Просвещение», 2000г.), создателем которой является научный руководитель авторского коллектива профессор Пассов Е.И. Содержанием иноязычного образования является иноязычная культура (ИК), каждый из четырёх аспектов которой (воспитательный, развивающий, социокультурный, учебный) вносит свой вклад в достижение планируемых образовательных результатов.

 

 

Автор: Кузовлев Владимир Петрович, руководитель авторского коллектива линии УМК «English 2-11», профессор, к.п.н.

 

 

 

 

 

 

Автор: Перегудова Эльвира Шакировна, член авторского коллектива линии УМК «English 2-11»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Стрельникова Ольга Викторовна, член авторского коллектива линии УМК English 2-11»

 

 

 

 

 

 

Более 20 лет данная линия УМК широко используется в школах большинства регионов нашей страны и хорошо знакома многим учителям английского языка. Поэтому в данной статье мы остановимся лишь на тех изменениях, которые были внесены в новое издание учебников.

При переработке учитывался опыт массового использования УМК «English 2-4» в практике обучения, замечания и предложения методистов, учителей, а также учеников и их родителей. Прежде всего, были сохранены и получили дальнейшую разработку базовые положения Концепции иноязычного образования, подтвердившие эффективность в практике многолетнего обучения:

  • коммуникативная технология достижения учащимися образовательных (личностных, метапредметных и предметных) результатов;
  • обучение, воспитание и развитие через диалог культур: полиаспектные упражнения не только обучают, но одновременно вовлекают обучающихся в диалог родной культуры с культурой народов стран изучаемого языка, способствуют развитию и воспитанию личности;
  • доступность для всех учащихся: система средств индивидуализации обучения позволяет учитывать и развивать недостающие способности учащихся, формировать индивидуальный стиль учебной деятельности и поддерживать мотивацию к овладению иностранным языком;
  • прочность усвоения достигается за счет коммуникативной технологии обучения, основанной на комплексном подходе к овладению речевым материалом одновременно во всех четырёх видах речевой деятельности;
  • удобство в работе: в Книге для учителя разработаны готовые сценарии уроков, объединенные единой сюжетной линией (2 класс) и предлагаются подробные методические рекомендации (2-4 класс);
  • соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды;
  • система средств подготовки к итоговой аттестации.

Вместе с тем, с целью совершенствования УМК, авторским коллективом была произведена их доработка.

Для того чтобы максимально полно учесть требования нового ФГОС, авторским коллективом были скорректированы планируемые образовательные результаты: личностные (воспитательный и социокультурный аспекты иноязычной культуры (ИК), метапредметные (развивающий аспект ИК) и предметные (учебный и социокультурный аспекты ИК). В обновлённых Книгах для учителя по-новому представлены поурочные цели. Они сгруппированы не по аспектам иноязычной культуры, как было прежде, а по трем группам образовательных результатов, что освобождает учителя от необходимости самостоятельно формулировать поурочные цели в соответствии с требованиями стандарта (см. электронные варианты книг для учителя, размещенные на сайте «Издательства «Просвещение»).

Кроме того, в каждом из аспектов ИК были произведены следующие корректировки:

  1. в воспитательном аспекте ИК цели указаны по нескольким направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, духовно — нравственное воспитание, эстетическое воспитание, ценности научного познания, физическое воспитание, трудовое воспитание и экологическое воспитание;
  2. в социокультурном аспекте ИК изменения коснулись только тех циклов и уроков, в которых были затронуты новые темы.

Приведём несколько примеров из учебника «English 2» и из Книги учителя, касающихся социокультурного и учебного аспектов. В обновлённом учебнике предметное содержание речи в основном осталось прежним, за исключением тем Приветствие, Знакомство и Мой день рождения. Темы Приветствие и Знакомство нельзя в полной мере назвать новыми, т. к. ранее они изучались как речевые функции без выделения в отдельные темы. Благодаря тому, что Книга для учителя написана в сценарной форме, ученики находятся в постоянном общении с учителем, друг с другом, со «сквозными» персонажами, любимыми героями сказок, благодаря чему непроизвольно усваивают различные речевые функции, в том числе функции Приветствие и Знакомство. В обновлённом учебнике указанные речевые функции появляются на страницах учебника в виде речевых образцов, и учащиеся получают возможность воспринимать их не только на слух, но и зрительно. Таким образом, более полно реализуется стратегия овладения речевым материалом от «рецепции к продукции».

Например: Учебник, урок 14, упр. 7, стр. 49.

Тема Мой день рождения является новой. В рамках этой темы у учащихся

развивается умение использовать в речи поздравление с днём рождения как

социокультурный элемент речевого поведенческого этикета. В частности, учащиеся усваивают речевые функции: giving good wishes (Happy birthday to you!), thanking (Thank you), asking for personal information (How old are you?), giving personal information (I’m eleven.).

Например:

Учебник, урок 35, упр. 5.3), стр. 31.

3. в развивающем аспекте ИК более точно сформулированы и разделены на группы универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, а также умения участвовать в совместной деятельности и умения работать с информацией; более чётко определены специальные учебные умения (СУУ) и в целях уроков указаны соответствующие памятки для более эффективного развития каждого умения;

Например:

Учебник, 2 класс. Урок 30, стр. 13. Памятка № 6.

4. в учебном аспекте ИК гораздо больше внимания уделено обучению чтению.
Авторский коллектив учел просьбу учителей и родителей, о более раннем начале обучения чтению. Теперь в учебнике «English-2» обучение чтению гласных букв в открытом и закрытом слогах начинается с самых первых уроков. Со 2 по 17 уроки ученики знакомятся с правилами чтения согласных и гласных букв в открытом и закрытом слогах, а с 18 урока начинается целенаправленное формирование навыков чтения вслух с помощью специальных комплексов упражнений. Для достижения этой цели разработан новый специальный раздел Reading Rules “Let’s Read!” (Правила чтения «Давайте почитаем!»), который включает комплексы упражнений, направленных на формирование навыков чтения слов по правилам чтения гласных в открытом и закрытом слогах. Упражнения построены, в основном, на знакомых учащимся словах.

Например:

Урок 19

Во втором полугодии в разделе Reading RulesLets Read!” учащимся предлагаются специально составленные учебные тексты с упражнениями на то или иное правило чтения конкретной гласной буквы. Тексты предназначены для чтения вслух и про себя. Организация работы над чтением текстов вслух направлена не только на дальнейшее формирование навыков чтения гласных букв по правилам, но и на совершенствование техники чтения в целом. Читая тексты про себя, учащиеся учатся читать с использованием трех стратегий чтения: с полным пониманием, с пониманием основного содержания и с целью извлечения конкретной информации. У учащихся развивается языковая догадка, пополняется рецептивный словарь. Учащиеся также учатся пересказывать содержание текста.

Например:

Урок 42  RR Reading Rules: Ii/Yy

 

Важно отметить, что во 2 классе закладывается только основа техники чтения вслух! Основная работа по обучению технике чтения на английском языке по правилам происходит в 3-м классе, чему в каждом цикле посвящены специальные уроки. А в 4-м классе происходит повторение и систематизация правил чтения, а также продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя. Развитие умения читать остаётся одной из главных целей обучения в 4 классе. Реализация этой цели происходит как в Учебнике, так и в Книге для чтения.

В рамках учебного аспекта ИК, некоторые изменения были внесены в номенклатуру изучаемых грамматических явлений. В УМК «English-2» новыми объектами овладения стали следующие грамматические явления: особые случаи образования множественного числа существительных, количественные числительные 11 и 12, указательное местоимение these (усвоение происходит на лексическом уровне), а также специальные вопросы с вопросительными словами how, how many, what, who, where. В связи с этим в грамматический справочник были добавлены соответствующие правила.

В раздел «Обучение диалогической форме речи» в Книге для учителя добавлены примеры речевых образцов, которыми учащиеся овладевают в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Поскольку в общий объём лексического материала, подлежащего усвоению, входят не только отдельные лексические единицы, устойчивые словосочетания, речевые функции и т.п., но и лексика классного обихода, то в учебнике появился новый раздел Classroom expressions на английском и русском языках.

Приведём пример из урока 45 (стр. 63) который даёт представление о некоторых из указанных изменений, (новое грамматическое явление, правило в Грамматическом Справочнике, речевые образцы, используемые для овладения диалогической формой речи).

 

Грамматический справочник

В связи с изменившимися условиями обучения, в Книги для учителя добавлен новый раздел с описанием технологии использования УМК «English 2-4» в режиме дистанционного обучения. Особое внимание уделено интеграции электронных приложений с печатными компонентами УМК, при самостоятельной работе учащихся дома.

 

Комментарии закрыты.