«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

СРЕДСТВА РАЗНЫЕ НУЖНЫ – СРЕДСТВА ВСЯКИЕ ВАЖНЫ (СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УМК «ENGLISH 10» И «ENGLISH 11». АВТОРЫ: КУЗОВЛЕВ В.П. И ДР.)

Четверг 18 марта 2021

УМК «English 10» и «English 11» завершают единую линию «English 2-11». УМК создавались на основе современной научной концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур» (автор Е.И.Пассов), что позволило авторам обеспечить преемственность и последовательность в обучении, познании, воспитании и развитии. Одной из основных задач, которая реализуется в них, является обобщение и систематизации материала за весь курс обучения, а также подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному овладению иностранным языком. Средства коммуникативной технологии иноязычного образования, представленные в данных УМК, позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

Автор: Кузовлев Владимир Петрович, руководитель авторского коллектива линии УМК «English 2-11», профессор, к.п.н.

 

 

 

 

 

 

Автор:  Кобец Юлия Николаевна, член авторского коллектива линии УМК «English 2-11»

 

 

УМК «English 10» (№ ФПУ 1.1.3.2.1.12.1) и «English 11» (№ ФПУ 1.1.3.2.1.12.2) создавались на основе современной научной концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур» (автор Е.И. Пассов), что позволило авторам обеспечить преемственность и последовательность в обучении, познании, воспитании и развитии средствами образовательной дисциплины «иностранный язык». Поскольку данные УМК завершают единую линию «English 2-11», то одной из основных задач, которая реализуется в них, является обобщение и систематизации материала за весь курс обучения. В то же время авторы УМК ставили перед собой задачу подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному овладению иностранным языком.

Средства коммуникативной технологии иноязычного образования, представленные в данных УМК, позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования федерального государственного образовательного стандарта.

У данных учебников есть главная особенность, которая делает их уникальными и отличает от всех других учебников, представленных на рынке учебников английского языка отечественных и зарубежных авторов, а именно — методически обоснованная стратегия усвоения речевого материала.

Эта стратегия предполагает формирование и совершенствование речевых навыков, развитие речевых умений, и в соответствии с ней процесс обучения разбит на циклы с единой структурой. В книгах для учителя для каждого урока в цикле чётко сформулированы цели, а также методические рекомендации по их достижению. С учетом требований ФГОС цели конкретизированы не только в области достижения предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.

Учебный материал учебников объединен в циклы, где каждый последующий урок связан с предыдущим тематикой, лексическим и грамматическим материалом. Тематика и проблематика циклов уроков разработана с учетом познавательных интересов учащихся данного возраста и в полном соответствии с требованиями примерной программы по иностранному языку.

Уроки в цикле построены таким образом, что действия, которые ученики выполняют на уроке, направлены на достижение образовательных результатов. Каждое упражнение в уроке начинается с экспозиции, которая с одной стороны мотивирует учащихся к деятельности, а с другой — связывает упражнения урока в единое целое.

Осознанию учащимися содержания уроков и целей способствуют задания, представленные на заставке каждого цикла уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные задания повышают мотивацию и позволяют нацелить учащихся на планирование своей деятельности. Работа с заставкой к циклу урока позволяет учителю спрогнозировать трудности и оценить ресурс, необходимый для решения учебной задачи.

  • Специальные рубрики

Для наиболее четкой организации речевого материала, а также понимания учащимися над чем ведется работа на каждом этапе урока, в учебниках представлен ряд специальных рубрик.

Под рубрикой «Vocabulary» даются все упражнения, которые направлены на овладение лексической стороной речи.

В представленных УМК ведется кропотливая работа над расширением словарного запаса учащихся за счет овладения основными способами словообразования: аффиксацией, словосложением, конверсией, а также работа по распознаванию и использованию в речи интернациональной лексики. Для этого в УМК включена рубрика «Word building».

С особенностями лексической стороны английского языка, с различными значениями многозначных слов, фразовых глаголов, а также особенностями американского варианта английского языка учащиеся знакомятся на страницах учебников в рубрике «Mind!».

 

В старшей школе происходит дальнейшее расширение представления о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка. Для решения этих задач используются упражнения под рубрикой «Grammar», в которых происходит совершенствование грамматических навыков, систематизация и обобщение грамматических явлений, а также овладение новыми квантами изученных грамматических явлений. Грамматические структуры подаются в контексте, что даёт возможность осознать их функциональные и формальные различия, развивать у учащихся языковую наблюдательность, способность анализировать, обобщать.

В данных УМК представлено большое количество заданий, направленных на взаимодействие учащихся. Это задания под рубриками «Group work» и «Pair work». Выполняя задания в данных рубриках, учащиеся учатся продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Для развития умения говорить в рамках социальных контактов парная работа приобретает форму ролевой игры. Упражнения данного типа даются под рубрикой «Role Play».

  • Специальные задания, побуждающие к самостоятельной информационно-познавательной деятельности

Каждый цикл уроков включает задания типа Find useful links on the Internet with interesting information on the topic, предполагающий  поиск информации в сети Интернет, и задания, в которых указываются адреса сайтов, содержащих необходимые сведения и предполагающие управляемый поиск в сети. Для того чтобы сделать данный вид познавательной деятельности наиболее продуктивным и безопасным, учащимся

предлагается воспользоваться рекомендациями в памятке «Как находить информацию в Интернете и использовать её».

В процессе обучения учащиеся работают с различными источниками информации, такими как Fact Files, таблицы, графики, диаграммы, и учатся интерпретировать полученную информацию.

 

Ученики проводят различные опросы для получения необходимой информации. Информация, полученная из разных источников, критически оценивается, интерпретируется и представляется в форме отличной от источника (в форме таблиц, диаграмм или описания). Примером таких заданий могут быть: Present the results in the form of a chart/diagram/table. Write a factual description. Успешно справляться с такими заданиями помогает алгоритм памятки «Как описать схему, график или таблицу».

  • Уроки проектной деятельности

Практика показывает, что наиболее эффективным средством для удовлетворения потребности в общении, самоутверждении, творческом выражении индивидуальности, необходимой для успешной социализации и самореализации учащихся, является вовлечение старшеклассников в проектную деятельность. С этой целью в каждом цикле предусмотрены проектные уроки. На таких уроках учащимся предоставляется возможность выбрать из предложенных проектов, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки или предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.

Подготовка к проектному уроку ведется на протяжении всего цикла. На первом уроке цикла ученики знакомятся с содержанием цикла уроков и выбирают тему проекта, обсуждают цели и задачи проекта, а также в каком виде будет представлен конечный результат проектной работы.

На уроке подготовки проекта учащиеся приносят найденные материалы и обсуждают первые результаты работы.

На последующих уроках продолжается анализ собранной информации, осуществляется координация действий разных групп.

Для более эффективной организации работы над проектом для обучающихся разработаны специальные памятки «Как работать над проектом», «Как и какой проект выбрать», «Где разместить проект и обсудить результаты проектной работы».

Работа над проектом может вестись индивидуально или в группах. Особое внимание уделяется развитию умения представить проект на английском языке, ответить на вопросы по проекту, оценить проекты одноклассников. Заключительный проектный урок является ключевым, на котором учащиеся применяют на практике полученные знания, сохраняя цели учебной деятельности на протяжении всего цикла.

 

 

 

В данных УМК проектная деятельность организована таким образом, что от проекта к проекту возрастает самостоятельность учащихся в выборе темы проекта, необходимых средств и оформлении результата проекта.

Продукт проектной работы может быть представлен в разных формах, однако в старших классах особое внимание уделяется развитию умения представлять результаты в электронной форме с последующим размещением в Интернете.

  • Подготовка к ЕГЭ

В УМК усилена подготовка к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Для этого все уроки дополнены специальными заданиями, которые целенаправленно развивают у учащихся экзаменационные умения. Упражнения в тестовых форматах представлены в УМК под специальным значком ü. В структуру каждого цикла уроков также включены специальные уроки подготовки к итоговой аттестации Test yourself и Exam Preparation.

  • Специальные задания, побуждающие к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка

Линия учебников «Английский язык» для 10 и 11 классов дает учащимся возможность осознать значимость иностранного языка в современной жизни подготовить их к дальнейшему самостоятельному овладению иностранным языком. С этой целью в УМК включены задания, раскрывающие перед учащимися потенциал использования иностранного языка в дальнейшей профессиональной сфере. УМК дают средства и формируют умения, необходимые для самостоятельного изучения английского языка: специальные тексты, раскрывающие значимость иностранных языков для разных профессий и сфер деятельности, упражнения, заставляющие учащихся задуматься о необходимости овладения иностранными языками для их будущей профессии и карьерного роста, высказывания зарубежных сверстников о роли иностранных языков для личностного самоопределения и приобщения к культуре стран изучаемого языка и побуждающие учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранных языков после окончания школы.

Специальная памятка «Как самостоятельно продолжить овладение английским языком после окончания школы» поможет советом, как лучше организовать занятия, какие доступные источники (сайты, форумы, печатные и электронные мультимедийные курсы и т.д.) учащиеся могут использовать для самостоятельных занятий.

  • Приложения к учебнику как обучающий компонент

В конце учебников для 10 и 11 классов размещены ряд Приложений, способствующих организовать процесс обучения более эффективно и эргономично.

Приложение к учебникам Linguistic and cultural guide представляет собой толковый англо-английский словарь, который учащиеся используют для получения дополнительной информации о страноведческих реалиях и известных представителях российской и англоязычной культур. Цель справочника — пояснить или расширить знания учащихся о предъявляемых на страницах учебника фактах культуры. Обращение к лингвострановедческому справочнику не только способствует повышению познавательной мотивации, но и развивает у учащихся УУД, необходимые для работы со справочным материалом;

В своей работе на уроке и дома учащиеся пользуются англо-русским и русско-английским словарем. Для развития этого специального умения составлено приложение New words and word combinations, в котором представлены словарные статьи всех новых слов. Для удобства пользования этим приложением слова сгруппированы в соответствии с их презентацией в циклах уроков.

Все мы знаем, какие трудности могут доставлять произношение и перевод названий, личных имен, географических объектов. В помощь учащимся в учебники включено приложение List of names, в котором они найдут все варианты произношения и перевода особенно трудных случаев.

 

Грамматический справочник Grammar support является еще одним дополнительным источником информации, которым учащиеся пользуются самостоятельно, в соответствии со своим уровнем владения грамматическим материалом. В грамматическом справочнике с учетом данной ступени обучения представлена грамматическая система английского языка, способствующая углублению у учащихся представления о строе изучаемого языка.

Все задания УМК разработаны с целью формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ). Для этого разработаны и включены в Приложение отдельным разделом Learning to learn notes различные виды памяток: памятка-алгоритм, памятка-инструкция, памятка — показ, памятка-совет и др. Ссылки к памяткам даются на страницах учебников в соответствии с видом работы, направленной на развитие познавательных, коммуникативных или регулятивных учебных действий.

Средства реализации коммуникативной технологии иноязычного образования в УМК «English 10» и «English 11» дают возможность учителю методически грамотно организовать работу по овладению учащимися иноязычной культурой, как на уроке, так и в условиях дистанционного обучения.

Как организовать образовательный процесс с использованием данных УМК в условиях дистанционного обучения мы обсудим в следующий раз.

 

Комментарии закрыты.