«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

УЧИМСЯ, ИГРАЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО В 5 КЛАССЕ

Четверг 3 июня 2021

Изучение любого иностранного языка имеет не только обучающие, но и развивающие цели – развивает мышление, тренирует память, расширяет кругозор, позволяет познакомиться с другой культурой. Обучение двум иностранным языкам способствует развитию способностей к межкультурной коммуникации на качественно ином уровне по сравнению с изучением только одного (первого) иностранного языка. В большинстве школ России в качестве первого иностранного языка изучается английский, в качестве второго – немецкий. По сравнению с английским языком, немецкий – объективно сложнее, однако опора на уже знакомые правила чтения (знакомый алфавит!), лексические единицы, грамматические правила будет способствовать быстрому и успешному освоению немецкого как второго иностранного языка.

 

 

 

Автор: Нестерова Анастасия Евгеньевна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 города Новоалтайска Алтайского края»
Должность: учитель иностранных языков

 

 

При этом возникает вопрос: Как сделать уроки немецкого как второго иностранного языка увлекательными, интересными, нескучными, чтобы школьники с удовольствием изучали второй иностранный язык? Ответ простой – конечно же, с помощью игры. Игра имеет большие обучающие, развивающие и воспитательные возможности. В игровой форме легче запомнить новые слова, закрепить грамматические правила. Предлагаю несколько игр, которые соответствуют тематике УМК «Горизонты» для 5 класса. Представлено шесть игр по одной для каждой темы (за исключением первой темы).

Игра «Fliegen klatschen». Данная игра может быть использована при изучении любой темы. Предлагаю остановиться на второй теме «Meine Klasse»  и использовать игру для тренировки изученных числительных. В учебнике на странице 19 предлагаются некоторые варианты игр с числами. Предлагаю дополнить их еще одной подвижной игрой.

Spielverlauf. Для начала учителю необходимо разделить группу на команды (все зависит от количества учащихся в группе: если их не больше 15, можно разделить на две команды; если класс не делится на подгруппы, целесообразно разделить учеников на несколько команд (5-6)). Классическим вариантом игры является игра в двух командах по 5-6 человек, в другом случае – на усмотрение учителя.

Итак, учитель делит учащихся на 2 команды и ставит их лицом к доске, на которой расположены карточки с цифрами, например: 25, 52, 125, 155, 255, 525, 15, 5, 12, 21. Учитель называет число, например, einhundertfünfundzwanzig. Задача учащихся быстро среагировать и  «убить» названное число импровизированной или настоящей мухобойкой. Победит та команда, которая соберет наибольшее число карточек с числами. По мере усложнения лексического материала и развития умений аудирования и говорения у школьников игру можно усложнить: на доске вывешиваются слова, учитель описывает определенное слово, не называя его. Например, тема «Профессии». Слова на доске: Architekt, Lehrerin, Krankenschwester, Fußballspieler, Automechaniker, Verkäuferin. Учитель: Sie arbeitet in der Schule und unterrichtet Deutsch, Englisch, Literatur, Mathe…/ Er arbeitet auf einem Feld. Er spielt mit einem Ball. Er spielt in einem Team: Dinamo, Arsenal, Chelsea, Barcelona, Manchester United usw.

Игра «Dreieckfragen» отлично вписывается в третью тему «Tiere». Лексический материал: названия животных (die Katze, der Hund, der Hamster, das Kaninchen, der Tiger, das Meerschweinchen, der Kanarienvogel, usw.). Грамматический материал: вопросительные предложения (общие вопросы).

Описание игры. В учебнике «Горизонты» для 5 класса на странице 27 в упражнении 6 предлагается провести интервью в классе и опросить, есть ли домашние животные и какие. Данное задание можно заменить игрой «Dreieckfragen». Ответы на вопросы ученики будут давать, перемещаясь по аудитории. Целесообразно провести данную игру на этапе актуализации знаний. Ведущий (сначала это учитель, затем его место занимает кто-то из учеников) задает общие вопросы, требующие ответов «Да» или «Нет». Каждый из ответов соответствует одному из углов кабинета. Третий угол может быть ответ «Я не знаю». Одного из учащихся можно назначить статистом, который будет подсчитывать количество ответов и представит обобщенные результаты по классу. Интервью. Hast du eine Katze? Hast du einen Hund? Hast du einen Kanarienvogel? Hast du ein Meerschweinchen? Статистика: Wir haben zwei Katzen, fünf Hunde, ein Meerschweinchen. Вопросы о животных. В учебнике на странице 32 в упражнении 2 учащимся предлагается изучить карту обитания животных России. Проверку данного задания можно осуществить в форме данной игры. Ведущий: Wohnt der Fuchs in Sibirien? Wohnt der Bär im Kaukasus? Wohnt der Tiger in Zentralrussland? Wohnt der Polarfuchs in Südrussland? Дополнить можно про животных со всего мира: Wohnt die Giraffe in Afrika? Wohnt der Elefant in Deutschland?

Wohnt das Krokodil in Russland? Wohnt der Affe in Asien? Еще одним вариантом может быть использование данной игры на этапе открытия нового знания, вопросы закончатся вопросом, который будет служить «мостиком» для следующего задания, которое выполняется в учебнике. Например, Wohnt der Elefant in Afrika? Wohnt das Krokodil in Amerika? Wohnt der Hase in Deutschland? Wohnt das Känguru in Europa? Wohnt das Walross in Russland? Почему на последний вопрос вы все оказались здесь, ответив «Ich weiß nicht»? (Мы его не знаем!) Хотите узнать? (Да!) Тогда занимайте свои места и откройте учебник на странице 32.

Игра «Sonne, Mond und Sterne» предполагает тренировку в речи изученной лексики, поэтому может быть использована при изучении любой темы. В четвертой теме «Mein Schultag» учащиеся знакомятся с лексикой по теме «Школа» (Schule, Schüler(in), Lehrer(in), Lehrbuch, Heft, Deutsch, Englisch, Schultag, Montag).

Суть данной игры заключается в составлении ассоциативного ряда по определенной теме. Начинается игра с трех слов «Sonne» — учитель, стоит в центре и приглашает к себе Луну (Mond) и звезду (Stern). Каждое из этих слов заменяется на слово по теме «Школа». Солнце (Sonne) меняется на Школу (Schule), а учащимся предлагается назвать другие слова, которые ассоциируются со школой, и которые они уже знают.  Например, der Schultag, die Schultasche. Учитель выбирает одно из этих слов, например, der Schultag, и вместе садятся на места. Остается die Schultasche. Учащимся нужно назвать ассоциации уже со словом die Schultasche, например, das Lehrbuch, das Heft. Учащиеся, назвавшие слова, выходят к стоящему ученику, которому нужно выбрать понравившееся слово. Например, das Heft. Ученики со словами «die Schultasche» и «das Heft» садятся на места. Теперь пришла очередь назвать ассоциации к слову das Lehrbuch. Учитель может помочь в случае затруднений наводящим вопросом: Welche Lehrbücher habt ihr in der Schultasche? Следующими словами могут стать: Englisch, Russisch, Bio, Geografie, Mathe usw. Игра может продолжаться до тех пор, пока не закончится словарный запас.

Spielverlauf. Die LK: Welches Thema lernen wir? Worüber sprechen wir in den Stunden? Ja, das stimmt — über die Schule. Jetzt spielen wir. Ich bin die Sonne und stehe im Zentrum, ich brauche einen Mond (слова учащимся не знакомы, их можно перевести) und einen Stern. Komm her! Unsere Sonne ist unsere Schule. Welche Wörter sind noch mit der Schule verbunden? Nennt bitte. Die Wörter zum Thema, die wir schon gelernt haben. Z. B. die Schule – der Schultag – die Schultasche. Ich mag den Schultag und wir setzen uns. Nennt bitte Wörter zum Thema «die Schultasche». die Schultasche – das Lehrbuch – das Lineal.

Die LK zu dem Schüler mit dem Wort Schultasche: Wähle das Wort und setzt euch. Eine neue Wortschlange zum Wort « das Lineal» (Wo braucht ihr ein Lineal?) das Lineal – Mathe – malen.

Игра «Autogrammjagd» отлично вписывается  в материалы пятой темы Hobbys. Хобби. Цель игры: тренировать коммуникативные умения учащихся по теме «Хобби» в устной речи. Лексический материал: увлечения (Musik hören, Klavier spielen, Rad fahren, lesen, Schi fahren, malen, tanzen, Computerspiele spielen, schwimmen, Fußball spielen usw.) Грамматический материал: простое предложение с прямым порядком слов в 3-м лице ед.ч. (Mascha spielt Klavier gern), вопросительное предложение во втором лице ед.ч. (Spielst du Klavier gern?), спряжение глаголов (сильные: lesen, fahren, sehen, слабые: kochen, spielen).

Описание игры. Игру можно провести как вариант задания 8 на странице 53 в учебнике «Горизонты» для 5 класса. Каждый ученик в группе получает рабочий лист для проведения игры (Приложение 2). Задача учащегося собрать за определённое время как можно больше автографов, задавая вопросы с ключевым словом, указанным в рабочем листе. Например, lesen – Liest du gern? Fußball spielen – Spielst du gern Fußball? По окончании отведенного времени (5 минут) учащиеся представляют результаты своей «охоты», рассказывая об увлечениях своих одноклассников: Masha spielt Klavier gern. Mischa spielt Computerspiele gern. Sascha liest gern.

Spielverlauf. Die LK: Jede/ Jeder bekommt ein Arbeitsblatt. Was seht ihr da? (Hobbys, Interessen). Ja, das stimmt. Jeder von euch weiß, dass die Fans nach ihren Lieblingssportlern, -schauspielern, -sängern jagen, um ein Autogramm zu bekommen. Heute seid ihr alle Stars, die prominenten Personen und jagen nach einem Autogramm. Die Aufgabe ist, eine Frage zu diesen Stichpunkten zu stellen. Z.B FUßBALL SPIELEN: Was fragt ihr? SPIELST DU FUßBALL (gern)? Ihr habt 5 Minuten Zeit.

Die LK: Nehmt bitte ihre Plätze. Wie viele Autogramme habt ihr bekommen? Erzählt bitte über unsere Stars. Z. B. Masha spielt Klavier gern. Mischa spielt Computerspiele gern. Sascha liest gern.

Die LK: Vielen Dank für die Arbeit. Gefällt euch dieses Spiel? Was habt ihr gelernt? Was hat euch besonders gut gefallen?

Игра 5«Bonbons» может быть использована при изучении любой темы. Предлагаю остановиться на теме «Meine Familie» (Einheit 6). Данную игру можно использовать на втором / третьем уроке изучения данной темы для закрепления изученных лексических единиц. Необходимое оборудование: карамель.

Лексический материал: die Mutter, der Vater, die Großmutter, der Großvater, die Schwester, der Bruder, der Onkel, die Tante

Грамматический материал: Простое предложение с прямым порядком слов, управление глагола haben (+Akkusativ).

Описание игры: Все ученики встают в круг. Учитель предлагает учащимся взять из мешка столько конфет, сколько им хочется. Затем предлагает каждому ученику рассказать о своей семье столько предложений, сколько конфет он взял.

Spielverlauf. Die Lehrkraft (LK): Liebe Schüler, steht bitte auf und macht einen Kreis. Ihr habt gut gearbeitet und ich habe Bonbons für euch gebracht. Nehmt bitte so viele Bonbons, wie ihr möchtet. (Nachdem jeder Bonbons nimmt) Erzählt bitte der Reihe nach über eure Familien so viele Sätze, so viele Bonbons ihr genommen habt.

Ich beginne. Ich habe 5 Bonbons. Ich habe eine Mutter. Ich habe einen Vater. Ich habe einen Bruder. Ich habe einen Ehemann. Ich habe einen Sohn.

Vielen Dank, liebe Kinder. Setzt euch. Was haben wir in diesem Spiel gemacht? Was haben wir geübt? Gefällt euch das Spiel, oder?

Игра 6 «Platz an der Sonne» используется по окончании изучения немецкого языка в пятом классе, поэтому предполагает использование в речи любых изученных слов по темам «Семья», «Школа», «Животные», «Хобби», «Цвета».

Описание игры. Учащимся предлагается сесть в круг со своими стульями. Первую инструкцию дает учитель: Wer eine Katze hat, tauscht die Plätze. Ученикам нужно поменяться местами, но только тем, у кого есть кошка. После того, как правила понятны всем играющим, учитель называет еще одно предложение: Wer eine schwarze Katze hat, tauscht die Plätze. (Меняются местами только те, у кого есть черная кошка). Учитель убирает один стул. Ученик, которому не хватило стула, становится ведущим. Задача ведущего проговорить предложение wer die Mutter hat, tauscht die Plätze / wer Radfahren kann, tauscht die Plätze. Учитель наблюдает за ходом игры и только помогает составить предложения учащимся. Образец на доске:

eine  ____e

Wer einen ____en    ______   hat, tauscht die Plätze.

ein  _____s

Wer Radfahren kann, tauscht die Plätze.

Spielverlauf. Liebe Schüler, nehmt eure Stühle und stellt sie herein. Setzt euch. Das ist ein Bewegungsspiel und die Aufgabe ist, die Plätze zu tauschen, wenn der Satz für euch richtig ist. Z. B. Ich sage, tauscht die Plätze aus, die ein Meerschweinchen haben. Wer tauscht die Stühle aus? Nur die Schüler mit Katzen zu Hause. Also wir beginnen: Tauscht die Plätze aus, die eine Katze haben. Der Lehrer nimmt einen Stuhl weg. Wer hat keinen Platz mehr? Du bist jetzt der Spielleiter. Mach deinen Satz.

Die LK: Vielen Dank, nehmt eure Stühle und setzt euch. Hat dieses Spiel euch gefallen? Was habt ihr gelernt? Wiederholt?

Использование игры на уроке немецкого не только снимает напряжение, способствует повышению мотивации к изучению второго иностранного языка, но и имеет огромный обучающий потенциал.

 

Уважаемые коллеги! Напоминаем, что для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение всего учебного года проводятся авторские вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте. Кроме того, существует возможность посмотреть записи вебинаров в любое удобное для вас время на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в специализированном плейлисте НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение» можно заказать учебники и учебные пособия по немецкому языку УМК «Горизонты».
Все цены в официальном магазине сохраняются на уровне производителя. Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.