«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (НА МАТЕРИАЛАХ УМК «ВМЕСТЕ»)

Четверг 9 сентября 2021

 

Данная статья посвящена актуальному вопросу современного образования, а именно: подготовке обучающихся к сдаче Единого государственного экзамена по иностранному языку и особенностях выполнения задания 40 (на материалах учебно-методического комплекса «Вместе» (Team Up) от издательства «Просвещение»). В статье представлен подробный анализ роли лексического подхода в подготовке учащихся к сдаче экзамена и непосредственно написанию эссе, приведены стратегии и практические рекомендации для преподавателей английского языка, занимающихся подготовкой к сдаче Единого государственного экзамена.  Также в статье показано, как можно использовать УМК «Вместе» (Team Up) для качественной языковой и экзаменационной подготовки в рамках лексического подхода. Материалы статьи могут быть полезны для учителей иностранного языка, занимающихся подготовкой обучающихся к экзамену в формате ЕГЭ.

 

 

Автор: Громова Ирина Александровна
Место работы: Английская Школа #1 Ирины Громовой
Должность: директор образовательных программ

 

 

 

 

 

Автор: Кичкирева Анастасия Викторовна
Место работы: Английская Школа #1 Ирины Громовой
Должность: преподаватель английского языка

 

 

 

 

 

 

Автор: Князева Мария Викторовна
Место работы: Английская Школа #1 Ирины Громовой
Должность: генеральный директор, преподаватель английского языка

 

 

 

Согласно основоположнику лексического подхода Майклу Льюису, этот подход можно суммировать следующим тезисом: язык состоит не из традиционных грамматики и лексики, а из так называемых сборных «чанков» [1] (от англ. chunk — кусок). Чанк — это некоторое сочетание слов, которое можно было бы сравнить с молекулой, где один из атомов — лексический, другой — грамматический, например: «got on the bus». Преподавателям, желающим имплементировать лексический подход в свою педагогическую практику, рекомендуется не анализировать языковые структуры вместе с учениками (в упомянутом выше «got on the bus» не объяснять, что got — это вторая форма глагола «get» и далее объяснять правила образования Past Simple), а обращать внимания учащихся на чанки как можно чаще и из этих чанков, подобно конструктору, собирать свою речь. Важно, что чанк может быть как и чисто лексическим явлением, таким как коллокация «suffer an injury», так и чисто грамматическим явлением «we are having some work done» — в обоих случаях предлагается воспринимать данную комбинацию слов как отдельную единицу и анализировать ее уже после, а не до использования. Частное преимущество такого подхода состоит в том, что часто преподавателям, готовящим к ЕГЭ, приходится за последние два года в сжатые сроки систематизировать всю грамматику: на подробные объяснения и анализ времени не хватает, и преподаватель ищет способ быстро «разложить по полочкам» времена, конструкции, правила коллигации (грамматической сочетаемости слов). Грамотно подобранные чанки окажут незаменимую помощь педагогу и помогут «поставить» грамматику даже тем студентам, которые в 10 классе имеют уровень А2. Общее преимущество использования лексического подхода состоит в том, что студент не вспоминает правила построения предложения в том или ином грамматическом времени, а выбирает готовый шаблон из памяти и использует его уместно в контексте. Наличие стабильного набора таких шаблонов значительно повышает беглость речи, способствует естественности речи, оказывает непосредственное влияние на формирование мыслей на иностранном языке, убирая стадию перевода с русского на иностранный, а также позволяет в полной мере усвоить закономерности грамматики (language patterns) не от понимания к использованию, а от использования — к пониманию. Также использование чанков убыстряет беглость восприятия письменного и звучащего текста, так как у ученика развивается способность не просто узнавать отдельные слова в тексте, а предугадывать идущую следом комбинацию слов.

Работая в рамках лексического подхода, преподаватель наращивает своеобразный банк из шаблонов по аналогии с «got on the bus», затем развивает в учащемся способность, с одной стороны, систематизировать, а с другой — видоизменять и «модифицировать» уже известные шаблоны, дополняя их новыми кусочками. В качестве примера можно привести сочетание «meet somebody», которое легко трансформируется в «meet friends» или «meet colleagues». При добавлении к этому сочетанию любого временного индикатора мы получим «meet friends in the evening», которое при помощи добавления местоимения трансформируется в полноценное предложение «I meet friends in the evening». Рассмотрим другой пример: «I’d like» + «to go to the cinema/ to go shopping/ to have a cup of tea/ to hang around», в результате интеграции которых мы получаем I’d like to go shopping. После добавления временного фактора получаем полноценное предложение «I’d like to have a cup of tea in the morning». Лексический подход позволяет генерировать бесконечное множество подобных комбинаций, что дает студенту с одной стороны уверенность в употреблении выражений, а с другой стороны, свободу в выборе и генерировании выражений.

Преподаватели, работающие в рамках лексического подхода, концентрируются на наиболее частотных сочетаниях слов применимо к конкретной задаче ученика. При этом преподаватель либо выбирает пособие, написанное с использованием лексического подхода, либо берет стандартный материал и перерабатывает его сам (то есть, выделяет чанки, организует их повторение и дальнейшую модификацию в речи студента). УМК «Вместе» (Team Up) использует лексический подход и значительно упрощает преподавателю работу по выстраиванию оперативной лексико-грамматической функциональной базы. Вот один из инструментов лексического подхода, представленный в УМК «Вместе» (Team Up): в текстах на чтение выделены частотные коллокации, на которые ученику следует обратить внимание, например «turn professional», «suffer a few injuries» (УМК Вместе 11, стр. 38, текст «Aaron ‘Wheelz’ Fotheringham).

Это помогает преподавателю понять, что ученик точно должен вынести из прочтения данного текста; это позволяет учителю задать некоторый минимум для учеников, что облегчает контроль, в особенности, в разноуровневых группах; это повышает мотивацию ученика, так как он знает, какие выражения его точно спросят и действительно запоминает их. Коллокации, подобранные авторами, составляют весомую часть активного словаря носителей языка и проверяются в задании 32-38 ЕГЭ. Следует также отметить списки вокабуляра, которые завершают каждый юнит учебника. В них включены не только отдельные лексемы, но и все коллокации/чанки из юнита, а иногда и целые фразы «put your hand luggage in the overhead locker» (УМК Вместе 11, стр. 62).

В рамках лексического подхода не рекомендуется учить слова или выражения отдельно от контекста, но, на взгляд авторов этой статьи, лексические списки не следует рассматривать как инструмент введения лексики. Подобные списки выполняют следующие функции: организация пройденного материала, быстрое повторение языкового материала, предоставление языкового материала тем студентам, которые пропустили урок. Одно из упражнений со списком слов в рамках лексического подхода может быть такое: ученики работают в парах; один ученик называет слово из коллокации, например, «suffer», другой ученик должен восстановить коллокацию «suffer a few injuries».

Еще один инструмент лексического подхода, представленный в УМК «Вместе» (Team Up), — это подача и отработка грамматических явлений. Как было упомянуто в начале статьи, грамматику можно не всегда объяснять как таковую — иногда ее можно ввести как лексическую единицу в определенном контексте, автоматизировать ее использование и только потом проанализировать структуру. Проиллюстрируем вышеописанное практическим примером из одного из разделов Speaking УМК «Вместе». Коммуникативная задача ученика в рассматриваемом нами разделе — дать совет, и успех учащегося как коммуникатора будет состоять в точности и скорости использования своего языкового инструментария. В английском языке одно из самых распространенных функциональных средств для выражения рекомендации следующее: If I were you, I would… Именно оно отрабатывается и становится центром упражнений на говорение в данном разделе УМК «Вместе», причем учащиеся отрабатывают его как лексическую единицу, а не как пример использования условного предложения второго типа (УМК Вместе 11, стр. 90, упр. 6-7). Даже если ученик вообще не знаком с условными предложениями, он уже сможет употреблять частный случай этой грамматической темы в правильном контексте. Как только это будет доведено до автоматизма, можно обратить внимание ученика на структуру и объяснить грамматическое явление. Вслед за этим можно подобрать задание 19-25 ЕГЭ (грамматическая трансформация) с использованием условного предложения второго типа и дать ученику возможность закрепить свою компетенцию в экзаменационном задании.

Помимо наращивания лексико-грамматической базы для тестовых заданий ЕГЭ, коллокации/чанки/выражения, подобранные авторами УМК «Вместе» (Team Up), помогают в подготовке учащихся к написанию задания 40 в Едином государственном экзамене по английскому языку — “развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения (ваше мнение). Прежде чем эти инструменты будут рассмотрены в данной статье, представляется необходимым напомнить читателям о форме и содержании задания 40.

Задание 40 в Едином государственном экзамене представляет собой “развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения (ваше мнение)» объемом 200-250 слов. Это самое сложное задание в экзамене как лингвистически, так и концептуально: от учащегося требуется грамотно выбрать одну из двух предложенных тем и раскрыть ее, приводя аргументы как за свое мнение, так и за мнение противоположной стороны с последующим опровержением. От студента также требуется грамотный перифраз темы, соблюдение всех речевых и стилистических норм, характерных для данного высказывания.

Приведем пример задания 40: «A pupil cannot study effectively without a computer». Как и в любом развернутом высказывании подобного рода, сочинении ЕГЭ должно иметь вступление, основную часть и заключение. Во вступлении перед учащимся стоит задача переформулировать тему сочинения и поставить проблему. Иными словами, во вступлении студент пишет, что есть некая ситуация и есть разные взгляды на данную ситуацию. Далее следует абзац, где учащийся, приняв одну из двух точек зрения, приводит свои аргументы. Основная часть эссе же при этом содержит три блока:

  • Мнение автора и его аргументация.
  • Мнение, противоположное авторскому.
  • Объяснение, почему автор не согласен с противоположным мнением.

Аргументы — это основа всего сочинения. Они должны быть четко сформулированы, однозначны и должны выражать позицию учащегося по одной из тем, озвученных в задании. Аргументы не следует заменять эмоциями, примерами или слишком общими фразами — такая стратегия может привести к уходу от темы, что неминуемо приведет к понижению баллов за сочинение. В заключении автор еще раз приводит свою точку зрения, обобщает и делает выводы.

Несмотря на разнообразие тем, представленных в задании 40, как правило, существуют определенные рамки, которых придерживаются разработчики заданий. Благодаря этому представляется возможным отследить паттерн, по которому учащийся может выстроить аргументы в пользу своего или противоположного мнения или аргументы для опровержения последнего. Как правило, в задании 40 встречаются темы, которые звучат как мнения. В некоторых случаях темы представляют взаимосвязь между определенными вещами (например, A pupil cannot study effectively without a computer, Digital literacy is key to success in any occupation, To be happy a teenager needs understanding parents и др.); в других случаях — достаточно категоричное мнение по какому-либо вопросу (например, The centers of big cities should be closed for public transport, All students must wear school uniform, People pay too much attention to learning English и др.)

Для того, чтобы научить учащегося аргументированно высказывать свое мнение, преподавателю рекомендуется сформировать у него сначала а) концептуальный шаблон и затем б) лингвистические шаблоны, или чанки. Концептуальный шаблон — это идея, которую мы ожидаем от аргумента. Зерном почти каждого аргумента в эссе на любую тему является влияние одного фактора на другой. Поэтому первое, чему следует учить при аргументации — это задавать себе самому вопрос: что на что влияет? Что меняется? Концептуальный шаблон готов, теперь преподаватель подбирает сочетания слов, выражающие концепт влияния и изменения. Это могут быть такие чанки, как positively/negatively affect something, decrease the number of, will result in. В зависимости от уровня учащегося, педагог формирует конечный список «чанков влияния» и просит учащегося формулировать аргументы только с помощью этих чанков, ничего не меняя. После формирования списка чанков задача преподавателя — дать учащемуся как можно больше topic statements с лексемой «important» и попросить ученика составить аргументы с использованием чанков. Это позволит а) отработать лексико-грамматические единицы б) обеспечить правильное закладывание структуры аргумента с) обеспечить повышение беглости речи (при условии проработки подобного задания в устной речи). Далее от глобальных концептов важности и влияния преподаватель переходит к более частным концептам и выделяет чанки для них. Важно отметить следующее: речь идет не о строго тематической лексике, а о нейтральных, общефункциональных единицах, которые можно использовать вне зависимости от заданной словарной темы.

Авторы УМК «Вместе» (Team Up) выделили общефункциональные единицы для вербализации основных концептов, составляющих суть аргументации в письменном академическом дискурсе, в частности, в задании 40 ЕГЭ. Рассмотрим концепт «польза». Следует спросить учеников, как они понимают, что какое-то занятие полезно для них — этот легкий когнитивный шаг нужен для того, чтобы выйти на более частный концепт: «развивать что-либо». Таким образом, мы программируем мыслительную операцию в голове у студента: полезно равно развивает. И далее мы вербализуем концепт «развитие» с помощью чанков, представленных в УМК «Вместе»: increases your knowledge and understanding of the world; think in a new or creative way (УМК Вместе 11, стр 24, упр. 4). Для отработки этих фраз предлагается минимум раз за урок спросить учеников: How does «какое-то занятие» develop our personality? с четким требованием ответить только с помощью изученных фраз. Предполагается, что таким образом мы проверяем не перевод, синоним или дефиницию слова «develop», а то, насколько ученик умеет раскрывать концептуальное наполнение слова и использовать его.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что использование лексического подхода повышает результативность следующих когнитивных процессов: запоминание лексико-грамматических структур, восприятие письменных и звучащих текстов, беглость устной речи, связность письменной речи, построение логичного высказывания. При подготовке учащихся к развернутому письменному высказыванию с элементами рассуждения (ЕГЭ задание 40) использование лексического подхода помогает в сжатые сроки сформировать концептуальный и лингвистический инструментарий, необходимый для успешного выполнения задания даже учениками с уровнем Elementary. При формировании вышеупомянутого инструментария надежным подспорьем преподавателю будет выступать УМК «Вместе» (Team Up), многие из упражнений в котором разработаны с учетом требований лексического подхода.  В сочетании с другими подходами и практиками использование лексического подхода и УМК «Вместе» (Team Up) поможет преподавателям более качественно повышать языковой уровень учащихся и готовить их к сдаче Единого государственного экзамена по английскому языку.

Использованная литература:

____________________________

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.