«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ УРОК ЭФФЕКТИВНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ)

Четверг 16 сентября 2021

В современной школе в современных условиях образования все сложнее становится заинтересовать учащихся на любых уроках. Особенно это касается английского языка. Очень часто приходится слышать фразу: «А мне английский не нужен/не пригодится» и т. д. И тут перед нами, учителями, встает вопрос, как же заинтересовать, мотивировать учащихся, да еще сделать это так, чтобы каждый урок был эффективным. Хочу поделиться с вами своим опытом в данном направлении.

 

 

Автор: Давыдова Анастасия Вячеславовна
Место работы: МБОУ СОШ № 12, г. Балахны Нижегородской области
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Но сначала хочу предложить вам вспомнить понятия, что такое эффективный урок и мотивация.

Мотивация (1)— это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. (психологически настроить ребенка так, чтобы ему захотелось учиться)

Эффективный урок (2)– это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. В своей педагогической практике я использую ниже представленные.

Но самым главным я считаю создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Для того, чтобы приблизиться к этому, учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения. Для этого прекрасно подходят различные групповые проекты на начальном этапе обучения иностранным языкам. Так, например, можно предложить учащимся в начальной школе создание и дальнейшую презентацию проектов по теме модуля в конце его изучения. Но здесь основным является распределение ролей и обязанностей. Для слабых учащихся, чтобы они прочувствовали ситуацию успеха и поверили в свои возможности и способности, необходимо дать такое задание, с которым бы ребенок справился без затруднений. Для более старших учащихся целесообразно в течении изучения определенной темы предложить решение, так называемого, кейса (основная идея метода кейс-стади состоит в групповой или командной работе, где происходит анализ ситуации, решение задач кейса с использованием имеющихся языковых возможностей, в выборе наилучшего практического решения после оценки всех предложенных вариантов в контексте поставленной проблемы [1])

Переписка учеников с иностранцами

Переписка учеников с иностранцами — ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Переписка помогает значительно повысить идиоматичность речи наших учеников [2], т. к., читая и переводя письма, они обращают свое внимание на то, что одну и ту же мысль мы часто выражаем с ними по-разному. Нередко одного письма им бывает достаточно, чтобы запомнить какое-то клише или конструкцию, на что в обычных условиях уходит занятие или два. Переписка расширяет запас лексики. Причем они получают наиболее актуальную для них лексику от своих сверстников, которая обычно характеризуется высокой частотностью.

На муниципальной конференции «Научного общества учащихся» в этом году одна из моих учениц 9 класса представила скрины переписок с иностранцами, как проведенное ею исследование. Так вот, когда мы с ней работали над проектом, многие учащиеся из этого класса также заинтересовались этим делом. Мы даже вместе со всеми её одноклассниками сочиняли письма и ответы для наших иностранных друзей со всего мира. Примечательно то, что даже слабые и немотивированные учащиеся присоединились к данной работе. В другом 9 классе еще одна девочка вообще пошла дальше и разослала бумажные письма по всему миру. И, спустя 3-4 месяца, ей стали приходить ответы. Очень интересно было читать письмо пенсионера из штата Флорида, США. Это также замотивировало и заинтересовало многих её одноклассников, которые также захотели общаться с иностранцами. Кстати, это хорошая тренировка написания письма для экзаменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

В своей деятельности я стараюсь использовать не только презентации или короткие видео, но и интерактивные игры, которые сама разрабатываю и создаю на платформе learningapps.org(3). Упражнения и игры, созданные на данной платформе, можно использовать не только на уроках при работе с интерактивной доской, но и выдать ка домашнее задание, скопировав ссылку.

Кроме этого, ребятам очень нравиться выполнять домашние работы в совместных презентациях. Так, например, в 9 классах при изучении темы «Искусство» мы создавали описание картин художников-иллюзионистов(4). Для каждого учащегося была подобрана своя картина, чтобы никто ни у кого не списал. На уроке мы (как бы) «создали» шаблон описания, а дома они сами попробовали это сделать. Во-первых, это интересно детям работать в совместной презентации. Во-вторых, не нужно собирать тетради, листочки и сразу видно, кто сделал домашнюю работу, а кто нет (так как мы с вами знаем, что дети то тетрадь забудут, то еще что-нибудь).

С 11 классом мы также создаем совместные презентации и документы, где они выполняют домашнюю и классную работу, так как доступ в Интернет есть у всех везде и всегда.

С 7 классами также работаем в совместных презентациях.

Внеурочная деятельность

Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

Что касаемо меня лично, в своей работе стараюсь привлекать учащихся разного уровня к данному виду деятельности. Очень хорошо и активно ребята отзываются на участие в различных интернет-проектах. Вот, например, в этом учебном году мы участвовали в 2 интернет-проектах по английскому языку. В каждом из них у всех моих учеников-участников была своя роль, так сказать, зона ответственности. Те, кто с языком на «ты», отвечают за языковую сторону выполнения заданий, те, кто послабее, за техническую сторону. Тем самым, даже такое распределение обязанностей мотивирует учащихся на изучение английского языка. Как итог, в обоих проектах у нас призовые места.

 

Дистанционные олимпиады
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе [3].

Как ни странно, но даже «слабые» ученики хотят попробовать свои силы. Но задают вопрос: «А вы 2 не поставите, если я плохо пройду?»

Музыка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.

Очень активно и живо ребята реагируют, когда в начале урока место привычного «Now let’s answer my questions», дети слышат «Look at the screen» и включается клип. Таким образом, можно ввести новую тему. Например, в начале темы «Save the Earth» в 7 классе дети посмотрели клип на песню М. Джексона «Песнь Земли». Во-первых, сама проблема, показанная в клипе, сразу же зацепила детей и им захотелось над ней работать. Во-вторых, в песне есть лексика, которая необходима при изучении данной темы.

Так же в 7 классе на одном из уроков, где говорится о любимых исполнителях, я сначала вывела на экран фото Аврил Лавин, которое мы, кстати, потом попробовали описать как на ВПР. Затем представила ребятам ее клип на песню «Complicated», который описывается в учебнике. Интереснее работать над тем, что ты видел, а не на «сухую», когда не имеешь представления, о чем ты говоришь.

Игры

Ну куда же без наших любимых игровых технологий!? Много про них говорить е буду, вы и сами, я думаю, часто их используете в своей работе, особенно в начальной школе. Но как же можно применить их на среднем и старшем этапе обучения? Тут я предлагаю учащимся составить свои собственные кроссворды или игры. Данный прием очень эффективен при изучение новых слов, так как заставить выучить новые слова невозможно. А при работе над данным заданием, учащиеся невольно запоминают хотя бы несколько новых слов и выражений (даже самые слабые ученики). Затем на уроке мы обмениваемся кроссвордами, играми или учащиеся (в виде презентаций) представляют свои работы. После этого ребята сами оценивают работу своих одноклассников, что очень важно при реализации ФГОС.

Проекты

Еще один самый распространенный вид деятельности – проекты. Здесь я сочетаю его с групповой, коллективной работой. Например, в 9 классе есть урок, посвященный экологичному транспорту. Мы сначала в группах читаем тексты, а дома в этих же группах ребята придумывают свой экологичный транспорт для нашего города.

Таким образом, каждый учитель выбирает для себя и своих учеников то, что наибольшим образом подходит в определенной ситуации. Желаю успехов вам и вашим ребятам, ведь нет предела совершенству! К данной статье прилагается презентация с фотографиями и тезисами.

________________

1. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её реализации
2. Эффективный урок: слагаемые успеха. Статья 
3. https://learningapps.org/myapps.php
4. Описание картин художников-иллюзионистов

__________________

Библиографи:

  1. Земкова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе.
  2. Пастухова Е.А. Идиоматичность как особая форма подачи информации в речи (на примере конструкции пути)
  3. Кудряшова Д. В. Участие в дистанционных олимпиадах, как эффективный способ развития познавательной активности школьников. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/09/11/uchastie-v-distantsionnyh-olimpiadah

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.