«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЛИ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL)

Вторник 9 ноября 2021

Представим современный урок английского языка. Каков он? Что в нем такого, чего нет на других уроках. Какую картину вы представляете?  Вспомните свои уроки английского языка в школе, атмосферу, учителя… Что мотивировало вас ходить на уроки? Что запомнилось на всю жизнь?

 

 

Автор: Шаталова Анна Евгеньевна
Место работы: МБОУ НГПЛ
Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории

 

 

 

Один из обсуждаемых в настоящее время вопросов педагогики: «Как мотивировать современное поколение?» Прежде всего нужно сделать урок содержательным и полезным. В этом нам поможет предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning) – иначе урок с применением технологии CLIL. Такой урок состоит из четырех основных компонентов: 1. Сontent (содержание) –  это углубление знаний и понимания, а также развитие навыков в рамках изучаемого предмета. 2. Сommunication (общение) — изучаемый иностранный язык – это главное коммуникативное средство на уроке. 3. Сognition (познание) – развитие всех мыслительных процессов, от восприятия до формирования суждений и решения задач. 4. Сulture (культура) – углубленное понимание своей и других культур, развитие межкультурных навыков.

Интегрированное обучение — одна из современных методик преподавания языка, ключевые принципы которой базируются на двух основных понятиях «язык» и «интеграция». Обучение базируется на содержании, коммуникации, познании, культурном аспекте. Вернемся к истокам слова интегра́ция (от лат. integratio — «восстановление», «соединение») — процесс объединения частей в целое. При предметно-языковом интегрированном обучении фокус идет не только на язык, но и на предметное содержание, учебный предмет преподается на иностранном языке. Современный интегрированный урок создает межпредметные связи с такими школьными дисциплинами, как химия, физика, математика, история, география и литература.

На своих уроках английского языка я применяю технологию CLIL, что позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык, расширяет межкультурные знания учащихся и развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях. Развивается мышление, открывается творческий потенциал учащихся и их уверенность в себе. Технология CLIL позволяет тренировать все языковые навыки и улучшает языковую компетенцию, навыки естественной устной речи, а также развивает интерес к разным языкам.

Лучше всего для построения грамотного и содержательного урока мне помогает серия учебно-методического комплекта по английскому языку «Сферы» от издательства «Просвещение». Учебник четко структурирован, каждый цикл разделен на главы, каждая из которых состоит из блоков, представляющих собой отдельные структурные единицы и нацеленных на реализацию доминирующих видов учебной и речевой деятельности. Исследовательский подход к обучению с помощью практических заданий поможет сделать урок запоминающимся и интересным. В представленном пособии можно найти понятные объяснения научных явлений с последующими практическими заданиями; тематический словарь с объяснениями ключевых лексических единиц. На уроках английского языка помимо основного учебного пособия, можно использовать множество различных ресурсов. Это могут быть и дополнительные пособия, художественные произведения (желательно соответствующего уровня), небольшие видеоуроки, музыка.

Рассмотрим вариант урока с применением технологии CLIL по теме «Наша планета». В начале урока ученики смотрят трехминутный фрагмент про действующие и потухшие вулканы. Учитель ориентируется на текущие знания учащихся, их осведомленность, интересы к изучаемому материалу. Во время просмотра фрагмента ребята записывают три словосочетания, которые связаны с фильмом, передают лист своему соседу для совета, сравнивают свои записи, находят общее и различное в своих заключениях. В дальнейшем представляют свои презентации. В процессе обучения запоминаем материал, относящийся к вулканической сфере, новую лексику, грамотно выражаем свои мысли на изучаемом языке. При работе на уроке мы используем текст в учебнике про вулканические породы, что представляет собой вулкан. Ребята пишут свои истории про извержение вулканов, репортажи с места событий, используя подходящую лексику. Педагог мотивирует ребенка на самостоятельное изучение темы, может предоставить материал в виде карточек со словами, которые нужно задействовать. (Fortunately, …Unfortunately, …К счастью, … К сожалению…). Во время занятий для развития критического мышления учитель заранее готовит ряд вопросов на языке CLIL, связанных с изучаемой тематикой. Например, что такое вулкан? Почему происходит извержение вулкана, и с чем связан этот процесс? Ребята могут работать в группах, подвести итоги урока, прояснить непонятные моменты урока, создать свою модель вулкана. Учитель мотивирует на дальнейшее взаимодействие и продуктивную деятельность на своих уроках. Детям это может быть сложно, поэтому нужно оказывать поддержку – например сделать это вместе, опираясь на картинки и построенную mind-map (ментальную карту), задания на закрепление изученного материала.

На уроках учащиеся отвечают на вопросы, описывают поставленные опыты только на английском языке (использование технологии CLIL language). Педагог вдохновляет и поддерживает ответы учащихся. На первом этапе все внимание уделяется содержанию материала и беглости речи. Поначалу, так как материал является новым, изучаемый язык вторым, могут возникать сложности в коммуникации. Ученики будут пытаться частично использовать лексику родного языка, что не осложнит усвоение изучаемой темы. Настоящий педагог всегда сможет поддержать, поощрить, помочь с выбором языкового материала. Сразу же мы не исправляем речь ребенка, давая возможность высказаться, отстоять свою точку зрения по изучаемому вопросу. Если постоянно останавливать учащегося, корректируя его ответ, таким образом, можно демотивировать ученика, создав напряженную атмосферу в классе. Ребенок может почувствовать себя неспособным, замкнуться и вовсе потерять мотивацию. Ученик в силу своих знаний и возможностей откажется отвечать на последующих уроках, почувствует себя некомфортно, понизив свою самооценку. Именно мотивировав учащегося, я добиваюсь положительных результатов.

На уроках мы с ребятами ставим опыты, используя лексику и термины на английском языке. Например, один из моих уроков по теме «Physical and chemical changes» («Физические и химические изменения») мы проводили в специальной лаборатории, учитывая все меры предосторожности. Мы классифицировали физические и химические изменения. Например, на основе проделанных опытов к физическим изменениям отнесли таяние, заморозку, растворение, перемешивание. Ставили вопрос: «Can physical changes be reversed?» Могут ли физические процессы быть обратимыми? Сделали выводы, например, шоколад тает, когда его нагревают, затем затвердевает при охлаждении, что говорит об обратимости физического процесса. Тот же самый опыт можно поставить со льдом, солью. При выполнении различных заданий ребята используют нужную лексику, описывая все происходящие процессы. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что при химическом изменении – процесс необратим. Педагог помогает ребятам формулировать мысли, использовать нужную терминологию на изучаемом языке.

Подведем итоги, в чем же преимущество технологии CLIL. Данная технология позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык, расширяет межкультурные знания учащихся, развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях. Развивает мышление и открывает творческий потенциал и повышает мотивацию учащихся и их уверенность в себе.

Как преподаватель я люблю уроки CLIL, потому что можно расширять кругозор ребенка на английском языке, способствовать яркому проявлению в ученике любви к окружающему миру. Делать это можно, не отрываясь даже от изучаемой темы по программе английского, а наоборот, погружая ребенка в атмосферу творчества и познания.

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «Сферы»

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Сферы».
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.