«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ВОПРОСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Вторник 2 ноября 2021

На современном развитии иноязычного образования проблема формирования и развития функциональной грамотности у обучающихся занимает особенное место. Ведущими становятся задачи по созданию оптимальных условий для социализации и эффективной адаптации подрастающего поколения в новых условиях, так как именно функциональная грамотность играет большую роль в развитии личности. Однако в рамках данной статьи мы рассмотрим функциональную грамотность учителя иностранных языков, понимая важность данной категории в методической работе учителя.

 

Автор: Цыбанёва Валентина Александровна — кандидат пед. наук, доцент, доцент кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации ГАОУ ВО «МГПУ», автор рабочих тетрадей УМК «Мой выбор – английский язык», «Team-Up» (9 класс), обладатель сертификатов CELTA, DELTA

Функциональная грамотность будет рассматриваться нами как «определенный уровень образованности учителей иностранных языков, показывающий степень овладения ими ключевыми (базовыми) компетенциями, позволяющий успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира и эффективно реализовать себя в различных видах деятельности» (Сметанина, 2016: 185).

К основным направлениям формирования «функциональной грамотности относится:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Финансовая грамотность
  • Креативное и критическое мышление» (Гормакова, 2018: 11).

Формирование функциональной грамотности учителей иностранных языков, ее развитие происходит в рамках курсовых мероприятий в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).

В рамках постдипломного образования необходимо уделять внимание формированию и развитию функциональной грамотности учителя иностранных языков, так как основной целью постдипломного образования «является подготовка квалифицированного работника, владеющего всеми видами профессиональных компетенций и готового сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем, а также к социальной и профессиональной мобильности» (Сметанина, 2016: 182).

Функциональную грамотность можно представить в виде следующих уровней:

  • Поиск необходимой информации в тексте по простому критерию,
  • Поиск необходимой информации в тексте по множественному критерию,
  • Противоречивая информация и работа с ней и отрывками,
  • Скрытая информация и контекст – установление последовательности отрывков текста,
  • Свободный пересказ текста, в том числе с выводами и гипотезами относительно скрытых смыслов и подтекстов.

Разделяя точку зрения Е.В. Бахаревой, мы отметим «различные трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях, что на наш взгляд, свойственно и учителям иностранных языков в процессе профессионального обучения» (Бахтерева, 2009). Более того, особенно существенным здесь является «решение проблемы низкого уровня профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются сторонниками традиционной педагогики и в силу этого не могут результативно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе» (Там же).

Результаты проведения тестирования учителей английского языка по проверке с точки оценивания некоторых уровней функциональной грамотности представлены на графике:

Сразу же возникает вопрос о том, как развить навыки функциональной грамотности. Разделяю точку зрения современных исследований, мы можем выделить «способы становления функциональной грамотности.

  1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.
  2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора; делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
  3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
  4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения (http://nauka-pedagogika.com).
  5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы» (4).

Обновление учебных материалов в результате переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «гибкими навыками», — функциональной грамотностью и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен требует целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей иностранных языков.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что функциональная грамотность помогает учителям иностранных языков использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи в образовательном процессе и во внеурочной детальности. Именно функциональная грамотность учителя иностранных языков основывается на их реальной грамотности и широте и знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг. Система ДПО должна отвечать требованиям современного образования и учитывать условия для повышения ее уровня, предлагая различные возможности повышения профессиональной компетентности учителя иностранных языков в общем, а также в развитии функциональной грамотности в частности.

Список литературы:

  1. Е.В. Бахтерева, Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Педагогические исследования, № 2. – 2009 – С. 54-55.
  2. В.В. Гормакова, Формирование метапредметных результатов обучения младших школьников средствами учебно-исследовательской деятельности // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика, Психология, №4 — 2018 – С. 10-15.
  3. М.Ю. Сметанина, Подготовка учителей иностранного языка к использованию современных технологий обучения // Язык и Культура, №1. – 2016 – С. 181-198.
  4. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1633889950&tld=ru&lang=ru&name=60095234a018b.pdf&text

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.