«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Четверг 30 декабря 2021

Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают дидактические игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

 

 

Автор: Бушманова Наталья Сергеевна
Место работы: ГБОУ «СОШ №4 им. А.Н. Кесаева»
Должность: учитель английского языка

 

 

 

В настоящее время ведется поиск наиболее эффективных путей развития познавательной активности школьников. На наш взгляд, одним из средств развития познавательной активности может служить иностранный язык. Это обусловлено следующим. Овладение языком — это проявление познавательной активности, направленной на изучение и овладение этим языком, знакомство с культурой страны изучаемого языка, что приводит к развитию личности. [3]. Эта познавательная деятельность основана на познавательном интересе, который понимается как стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к объектам и явлениям реальности и имеющее рефлекс ориентации или исследования как физиологический механизм.

В то же время более активные методы, учебные пособия, виды активной деятельности и т. д. будет использоваться в уроке, тем эффективнее будет процесс развития познавательной активности. С другой стороны, уровень владения иностранным языком зависит от уровня развития познавательной деятельности, ведь чем больше ученик стремится активно осваивать язык творчески, тем выше будет результат. [5].

Таким образом, можно заключить, что два процесса: овладение иностранным языком и развитие познавательной активности в ходе его освоения – взаимосвязаны.

Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение социального опыта, при котором развивается и совершенствуется самоуправление поведением. Актуальность игры в настоящее время возрастает из-за перенасыщенности информации современного школьника. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время значительно увеличили поток информации, получаемой детьми, их разнообразие. Но все эти источники в основном дают материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы является развитие навыков самооценки и отбора полученной информации. Обучающая игра поможет развить такие навыки, что послужит своего рода практикой использования знаний, полученных во время урока и вне класса. [1].

Одним из способов интенсификации учебного процесса, повышения уровня языковой компетенции является использование обучающих игр.

Игра, как известно, — основное занятие ребенка. Это своего рода общий язык для всех ребят.

Одновременно игра – это набор средств обучения, который активизирует умственную деятельность учащихся, делает процесс обучения привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к изучению языка.

По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Все это вместе — мотивация учиться. [9].

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей с предметом, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть.

Самым мощным мотивирующим фактором является методика преподавания, удовлетворяющая потребность студентов в новизне изучаемого материала, разнообразии выполняемых упражнений. Использование различных методов обучения помогает закрепить языковые явления в памяти, создавать более стойкие зрительные и слуховые образы, поддерживать интерес и активность детей.

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранным языкам как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом личностно-межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик. Положительное влияние возбуждения интереса у каждого учащегося к игре оказывает групповая деятельность[6].

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где класс — это определенная социальная среда, в которой учитель и ученики вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где процесс обучения — это взаимодействие всех присутствующих. В то же время успех в обучении является результатом коллективного использования всех возможностей обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых и языковых игр.

Использование ролевых игр в классе помогает учащимся проявить себя. Играя, ученики не копируют жизнь, а экспериментально имитируют то, что видят. Когда ребенок играет, его мышление работает быстрее. Игровые ситуации приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать коммуникативные навыки и способствуют эффективному усвоению учебного материала. [2].

Современный подход к обучению иностранному языку является личностно-ориентированным, это дает возможность выстраивать учебный процесс познания и общения с учетом потребностей, интересов и темпов развития личности ребенка, а также образовательного сопровождения в формирование личности ребенка. Коммуникативная направленность уроков иностранного языка включает обучение ребенка как активного участника общения. [4].

Учебные игры, такие как интервью, опрос, разыгрывание ситуаций, например: «В кафе», «Заказ билетов», «Покупка вещей в магазине», создают более высокую возможность переноса знаний и опыта из учебной ситуации в реальную. Таким образом, игра — это социальная практика ученика, это средство его общения, это условия для моделирования реальных жизненных ситуаций. Игра полна эмоций, требует от игрока активных действий. Кто из учителей не знаком с детской игровой зависимостью, от визуальных эффектов и красочных презентаций до всего, что весело и увлекательно?

Существует множество техник и методов, которые делают изучение английского языка увлекательным.

Чем больше арсенала средств, вызывающих интерес у учителя, тем лучше для учебного процесса. [8]

Ценность дидактической игры как средства обучения заключается в том, что, влияя на игровую команду детей, учитель через команду влияет на каждого из них. Организуя жизнь учеников в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в правилах поведения учеников в разных условиях и вне игры — таким образом, при правильном руководстве учениками, дидактическая игра становится школой обучения.

Формы и приемы игры очень разнообразны и могут использоваться на каждом этапе словарной работы. На ранних этапах рекомендуется использовать типовые игровые упражнения, которые сделают запоминание слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на завершающих этапах работы с новой лексикой, когда слова используются в определенных игровых ситуациях в языке[7].

Дидактические игры часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Дидактические игры можно использовать на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Приложение содержит игровые упражнения, которые пополняют словарный запас по теме, так как они представляют собой интересный и несложный урок.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Журнал «Вопросы психологии» 1966г. № 6
  2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981
  3. Басик Т.А. Добро пожаловать в мир английского языка. – Минск, 2002
  4. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. – Донецк, 2001
  5. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
  6. Магомедова Л.П. // Английский язык, №22, 2008 – с.5-7
  7. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005
  8. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 – с.5-6
  9. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников //Английский язык, №11, 2008 – с.19-20

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.