МОЛОЧНЫЙ ОСТРОВ
Автор: Лариса ГЕЙНЦЕ | Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Четверг 13 октября 2011Формируем и развиваем общеучебные умения и навыки при работе с текстом.
настроение: продуктивное
ключевые слова: метапредметные умения, работа с текстом, результаты обучения, методическая разработка, мораль и этика, обсуждение в группе
Часто, когда человек решает конкретные жизненные задачи, на первый план выходят такие умения, как планирование своей работы, умение беседовать с разными людьми, обсуждать непростые вопросы и отстаивать свою точку зрения.
На уроке основное внимание уделяется предметному содержанию и предметным умениям. А в жизни мы нечасто сталкиваемся с предметными задачами. Чаще всего жизненные задачи требуют метапредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями и навыками.
Специальному формированию компетенций такого типа не уделялось необходимого внимания. Овладение ими раньше не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения. Сегодня представления о целях и ценностях образования меняются, более важными становятся не сами знания, а умение и способность их добывать и сопоставлять. Общеучебные умения и навыки — это неспецифические, универсальные, практико-ориентированные способы получения и применения знаний.
Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, который накопят наши ученики за годы обучения. Ведь из того, что они узнают сегодня, лишь 10–15% будет актуально завтра. Чтобы успешно действовать в меняющемся мире, учащиеся должны уметь находить источники информации, работать с ней и оценивать её. Для современных учеников нет сложности в поиске информации, трудности заключаются в неумении с ней работать.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для работы с текстовой информацией. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку именно работа с текстом составляет основу изучения иностранного языка. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении.
Чтение — один из основных каналов получения информации. Зачастую, читая традиционным способом, мы пропускаем важное, не умеем выделять и запоминать самое главное. Давайте проанализируем, какие задания развивают у учащихся навыки работы с текстом.
Эта методика была разработана и апробирована в течение двух последних лет на уроках английского языка.
Теперь продемонстрируем возможность практической реализации навыка работы с текстом на уроках английского языка на конкретных примерах.
5 класс
Task 1. Read the text and set the logical paragraphs.
Milk Island
Milk Island is a small island in the Milk Sea. 100,000 Milkians live on the island. There is only one big city on the island — Milkpool. It’s the capital of Milk Island. It’s famous for its sport centers and beautiful parks. There aren’t many cars and buses in Milkpool because people go to work by bike. Most people on Milk Island live in houses with swimming pools. They love swimming in milk so they put milk in their swimming pools. The Milkians work five days a week. They usually work in tourism, travel, the milk business or as milkmen. They spend a lot of time at home. They swim in their pools, watch TV and sometimes organize milk parties. On Milk Island, children go to school from Monday to Friday. They study Milkish and Geography. In PE lessons they do a lot of swimming so they are very good at it. Every year schools invite people from the island to come and see the school milk project. Students cook special milk dishes and everybody can eat them. They are very delicious. The Milkians need milk to swim but they also drink a lot of milk. They don’t buy milk. Every morning milkmen deliver milk to their houses for free, so people don’t pay money for it. The Milkians eat a lot of milk soup and milk chocolate. There are a lot of very good milk restaurants and cafes on the island, too. People on Milk Island are healthy and strong because they do a lot of sports. Swimming is their national sport but they also play cheeseball and yoghurtball. The children’s favourite sport is the chocolate milk diving. Many tourists come to Milk Island every year. It’s never cold on Milk Island and the water in the Milk Sea is always warm. One of the popular tourist attractions is swimming in the indoor milky swimming pools. The island isn’t very big and tourists can travel from place to place by bike.
Task 2. Read the text again and match the titles with the paragraphs.
A. Leisure activities _____________B. Tourism ____________________
C. The Milkians _________________
D. Food: what people eat ______________________________
E. Education: all about school ______________________________
F. A Milk Island _________________
Task 3a. Read the text again and identify True and False sentences.
1. Milk Island is a big island. ______________________________
2. There is one big city on the island. ______________________________
3. There are not so many cars in the city. ______________________________
4. There are a lot of swimming pools on the island. ______________________________
5. Milkians work six days a week. ______________________________
6. Milkians need milk to swim and drink. ______________________________
7. Milkians buy milk every day. ______________________________
8. It’s not cold on Milk Island. ______________________________
Task 3b. Answer the questions.
1. What professions do Milkians usually work in? (minimum 3) ___________________
2. What is their national sport? ______________________________
3. What school subjects are there at school? ______________________________
4. What do Milkians usually eat? ______________________________
Task 4. What do you think of this island? Would you like to live there? Why yes? Why not?
Task 5. Write 3-paragraph-story about your ideal island using this text.
_______________ Island is a ______________ island in the __________________________. 100,000 ____________ live on the island. ______________is the capital of ___________ Island. It’s famous for _____________. There aren’t ______________in ______because __________.
Most people on __________________________ Island live _____________________________. Theylove _________________________________. The ____________ work _________ days a week. They usually work in _____________________.
On _________________ Island, children go to school ______________________________. They study __________________________________. Students are very good at __________________________. Their favourite subjects are _________________.
Учащимся 9 классов в качестве дополнения к Модулю 2 УМК «Английский в фокусе-9» было предложено задание: в гипотетической ситуации грядущей глобальной катастрофы они должны были в качестве членов Международной комиссии по спасению определить 5 человек из предложенного списка, которых необходимо спасти для продолжения рода человеческого. Первоначально все учащиеся работают и составляют собственный список из 5 человек индивидуально, потом в группе по 3 человека. Каждая группа должна чётко определиться с выбором, результаты которого будут озвучены во всеуслышание.
При выполнении данного задания каждому ученику необходимо умение оценить предложенную ситуацию с разных позиций (моральной, этической), сделать вывод на основе предложенных фактов, аргументировать своё мнение и способность доказать его состоятельность при обсуждении в группе, а также сопоставить все точки зрения на ситуацию в группе и сделать вывод.
Предложенные варианты работы с исходной информацией служат лишь частной иллюстрацией того, как можно практически реализовать программу по формированию и развитию навыков работы с текстами на уроках английского языка.
[links&resources]
Ваулина Е.Ю., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.: Английский в фокусе (Spotlight), УМК для 5 классов общеобразовательных учреждений. — Просвещение, 2009.
Галеева Н.Л.: Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: 5 за знания. Методическое пособие для учителя. — 2006.