«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОБЛЕМА «ГОВОРЯЩЕЙ» ПРОФЕССИИ

Четверг 20 октября 2011

Photo by Jimmy Jack Kane

Специалисты выделяют множество профессий, в которых голос играет если не первостепенную, то одну из ключевых ролей. Для певцов, актёров, чтецов, дикторов, экскурсоводов потеря голоса приравнивается к потере работы. Впрочем, это далеко не полный список: к «голосовым» профессиям также относятся и педагоги — школьные учителя, воспитатели детских садов, преподаватели вузов. Они тоже рискуют потерять голос на работе.

Анна БЕЛЯКОВАнастроение: «серьёзное»

ключевые слова: береги себя, здоровье, голосовой аппарат, гигиена голоса

 

Кстати, в группу риска входят ещё и школьники, так как голос для них не только средство коммуникации, но и инструмент, необходимый для обратной связи в процессе обучения. Ведь ученик на занятиях практически по каждому предмету должен давать устные ответы, участвовать в беседе или обсуждении материала. Рискуют и те, кто любит пошептаться на уроке.

Воспитателям детских садов приходится читать или, к примеру, петь на фоне постоянного шума, создаваемого ребячьими голосами. Чтобы его перекрыть, воспитатели должны повышать голос до 70-72 дБ. Во время прогулок с детьми к детским крикам прибавляется ещё и городской шум. Школьным учителям и преподавателям вузов приходится не легче. Ежедневно они перегружают голосовой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу тонах. Наряду с этим существуют факторы, не имеющие на первый взгляд большого значения: температура, загрязнённость воздуха пылью, мелом, степень относительной влажности, сохранение должной тишины в аудиториях, акустические свойства помещения, где проходят занятия, лекции. Если повлиять на эти факторы не представляется возможным, стоит заняться гигиеной голоса. И в первую очередь запомним:

Никотин оказывает местное токсическое, аллергенное воздействие. Здоровая гортань и курение несовместимы. Алкоголь крепче 20о создаёт ожог слизистой глотки, нарушает выработку защитной слизи железами, снижает защитную реакцию и облегчает доступ инфекции.

Почему срывается голос

Довольно часто возникает ситуация, когда педагог оказывается в акустически неудобных условиях и начинает кричать, форсировать звук. В результате связки перенапрягаются и голос перестаёт подчиняться. В лучшем случае придётся несколько дней молчать. В худшем — искать другую работу…

Специалисты рекомендуют для усиления звука голоса подключать верхние резонаторы, тогда он будет звучать громче, а ощущения, возникающие при говорении, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Когда же вы пытаетесь усилить громкость за счёт дыхания, то чаще всего возникает форсирование звука: для того чтобы звук стал громче, не надо «толкать воздух» сильнее, необходимо просто соединить больше резонаторов. Ещё форсирование возникает, когда человек с неокрепшим голосовым аппаратом, например молодой педагог, берёт на себя непосильно большие нагрузки.

Если после занятий голос сел, вам трудно говорить или ваш разговорный голос стал выше, значит, вы перестарались. Лучшим выходом здесь будет попытка спланировать урок так, чтобы на голос приходилось меньше нагрузки, например часть материала оставить для самостоятельного изучения или попросить детей подготовить сообщения по теме урока.

Основы основ

Если вы серьёзно хотите заботиться о своём профессиональном «инструменте», начать можно с простых приёмов сохранения голоса.

В условиях напряжённой работы необходимо соблюдать «спортивные правила»: даже чемпион мира по бегу никогда не выйдет на старт, предварительно не разогревшись; ни один боксёр, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и разминки. Снижать нагрузку также надо «по-спортивному». Как марафонец после финиша продолжает бежать, плавно переходя на ходьбу, так и преподаватель после особо напряжённой голосовой работы должен снижать нагрузку постепенно. Это очень важно для того, чтобы связки вернулись в обычное для них состояние покоя.

Когда голос каким-то образом пострадал, могут помочь горячий душ, тёплое молоко или некрепкий, а лучше травяной чай. Если же усталость голосовых связок сохраняется и наутро, то лучше несколько дней придерживаться щадящего режима.

Большое значение для голосовой мышцы имеет правильный режим голосовой нагрузки — перерывы в работе и отдых, на который нужно выделять немалое количество времени. Полное восстановление речевой функции даже у вокалиста-профессионала наступает не ранее чем после 6–12 часов голосового покоя. А при очень большом напряжении для восстановления голоса требуется отдых не менее суток.

На открытом воздухе при температуре ниже +5о С, а также в условиях шума от движения городского транспорта тем более необходимо ограничение голосовых нагрузок. Вообще лучше избегать резких перепадов температуры, а также употребления холодных напитков при перегревании.

Во время продолжительной работы на уроках или на лекциях следует избегать длительной монотонной речи, так как она ведёт к накоплению статического напряжения.

Берегите голос!

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.