ТАТАРСТАН:
СТРАТЕГИЯ ЯЗЫКОВОГО ПЛЮРАЛИЗМА
Автор: Лариса ИВАНОВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Пятница 14 октября 2011
Сегодня иноязычное образование переживает сложный момент. Нашей стране в период модернизации нужны высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие одним или несколькими иностранными языками. Внедрение наиболее эффективных методов обучения и вовлечение всех обучающихся в творческую деятельность могут раскрыть внутренние резервы учебного процесса, да и самой личности учащегося.
настроение: деловое
ключевые слова: Татарстан, иноязычное образование, интенсивное обучение, билингва, филологический профиль, мастерство учителя, требования к профессиональной компетентности, профильная подготовка
Школьная система иноязычного образования в Республике Татарстан отличается вариативностью. В республике в 2064 учебных заведениях разного статуса — это общеобразовательные школы, прогимназии, гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением иностранных языков — изучают иностранный язык 348 952 школьника.
Оставив в прошлом учебное единообразие, мы внедряем различные варианты изучения языка: раннее обучение, углублённое обучение, профессионально ориентированное, обучение на билингвальной основе, интенсивное обучение, изучение иностранного языка через родной (татарский) язык, дополнительное образование.
В республиканский эксперимент по реализации технологии концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранных языков в 2009/2010 учебном году вступили учителя иностранного языка 108 школ РТ.
Технология обучения английскому языку на базе татарского, минуя язык-посредник, под руководством сотрудников нашего института разрабатывается и апробируется на опытно-экспериментальных площадках в Кукморском муниципальном районе (МОУ «Большекукморская средняя общеобразовательная школа»), Актанышском муниципальном районе (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»), Балтасинском муниципальном районе (МОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»), гимназии № 5 г. Казани.
Обязательное изучение иностранных языков начиная со 2 класса — новое явление для массовой общеобразовательной школы. В 2010/2011 учебном году иностранный язык начали изучать 6776 учеников начальной школы.
При организации обучения иностранному языку на начальной ступени следует обязательно принимать во внимание:
• наличие программы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста и её соотнесённость с программой обучения, развития и воспитания в начальной школе;
• учебную, учебно-методическую, техническую и информационно-техническую обеспеченность процесса обучения;
• профессиональную готовность учителя к самоактуализации и самореализации в процессе творческой педагогической деятельности на начальной ступени общего среднего образования;
• педагогическое сотворчество учителей начальной школы и учителей иностранного языка.
Успешный опыт работы в этом направлении отмечается в школах № 86, 126, 132 г. Казани, № 12 г. Чистополя, Каргалинской гимназии Чистопольского муниципального района, гимназиях № 8, 96, 155 г. Казани, гимназии № 3 г. Зеленодольска, Никольской средней школе Спасского муниципального района РТ и многих других.
Вместе с тем внедрение раннего обучения иностранным языкам выявило и две существенные проблемы:
• незнание особенностей психолого-педагогического развития младших школьников и технологий раннего обучения иностранным языкам;
• дефицит педагогических кадров.
Введение профильного обучения согласно утверждённому федеральному базисному плану — это одно из важнейших достижений личностно ориентированной парадигмы. Учащимся предоставляется возможность выбора: завершить изучение иностранного языка на базовом уровне или углублённо изучать иностранный язык для специализации.
Однако с введением профильного обучения возникло множество проблем. Одна из них — проблема, связанная с недооценкой возможностей филологического профиля, который может служить основой для самого широкого спектра специальностей. Сегодня большим спросом пользуются специальности, где иностранный язык выступает в своей прикладной функции как составная часть другой предметной области (см. на следующей странице).
Многие школьники хотели бы использовать свои иноязычные знания и умения именно в своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому, опираясь на личностно ориентированный подход и исходя из задачи организовать профильное обучение в соответствии с потребностями школьников, сотрудники кафедры методики преподавания иностранных языков в сотрудничестве с ведущими учителями республики разработали и продолжают разрабатывать элективные курсы, носящие прикладной характер и используемые учителями-практиками по всей республике.
Учителем гимназии № 122, к.п.н. Л.А. Яруллиной создана целая цепочка пособий “Discover Tatarstan”. Учителями гимназии № 96 г. Казани В.А. Чугаевой и И.Р. Калимуллиной разработан курс “Practical Maths”, представляющий собой дисциплинарную программу. Элективный курс «Казановедение», созданный учителем английского языка лицея № 116 О.П. Тимошенко, — это путеводитель по Казани.
Практическую ценность имеют также: учебно-методическое пособие учителя, к.п.н. Г.В. Тарасовой “Talking about Kazan”; программа «Технология перевода» учителя английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» Н.Л. Ибраевой; спецкурсы «Культурология», «Деловой английский и международный туризм», разработанные учителями гимназии № 155 Г.Х. Садыковой, Л.Р. Рахмановой и Н.И. Гариповой. Элективный курс «Зарубежная литература на английском языке», разработанный учителем английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» г. Казани И.Р. Сафиуллиной с учётом культурологического подхода к обучению, является также http://www.tilt.tc и значимым. Все эти авторские разработки являются плодом большого труда и могут быть использованы в практике работы других учителей.
В Республике Татарстан на 1 сентября 2010 года английский язык изучался в 1940 школах (323112 учащихся), тогда как немецкий язык только в 392 школах (21203 учащихся), французский язык лишь в 68 школах (4637 учащихся), а другие языки (арабский, турецкий, польский, иврит) в 28 школах (1213 учащихся).
Причина в таком соотношении изучения языков — не столько в реальной востребованности английского в современном деловом мире, сколько в желании родителей следовать конъюнктуре, когда владение именно английским языком считается наиболее престижным.
В целях сохранения в республике языкового плюрализма на нашей методической кафедре разработана «Программа сохранения языкового разнообразия». Ведущие факторы этой разработки:
• и английский, и немецкий, и французский языки являются языками международного общения. И хотя английский язык лидирует в этом качестве, при условии, что школа может обеспечить изучение двух иностранных языков, не так уж и важно, чтобы он был первым иностранным языком;
• Татарстан имеет свою социально-экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, в частности в сфере профессионального образования, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык имеет приоритет. Так, регион Средней Волги традиционно имеет тесные экономические связи с Германией: имеются совместные предприятия, и от будущего специалиста требуется в первую очередь владение немецким языком. В этом случае важно, чтобы он сохранил свой статус ведущего иностранного языка и обязательно изучался как первый или второй иностранный язык;
• каждая конкретная школа имеет свою образовательную ситуацию: наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому предмету, традиционно высокие результаты обучения, участие в олимпиадах, поступление в вузы и успешное обучение в них — всё это даёт основание для сохранения позиций того или иного языка.
Наиболее благоприятным вариантом освоения иностранного языка является обучение в естественном языковом окружении. Учебный процесс, как правило, происходит без постоянных непосредственных контактов с носителями языка. Поэтому эффективность обучения иностранному языку определяется степенью приближения учебного процесса к условиям управляемого овладения языком в естественной среде.
Для детей родной язык является жизненно необходимым инструментом — единственным средством общения. Поэтому проблемы мотивации освоения родного языка практически нет. Ребенок изучает родной язык, чтобы удовлетворить свои реальные сиюминутные потребности, а не для того, чтобы усвоить определённое количество новых слов.
В свою очередь, управляемый процесс овладения языком — это специально организованная деятельность по приобщению обучающихся к иностранным языкам. Это планомерный и систематический процесс, в ходе которого в результате взаимодействия учащегося и учителя осуществляется усвоение и воспроизведение новых знаний в речевом иноязычном, когнитивном и социокультурном опыте.
Таким образом, деятельностная сторона процесса — это взаимодействие участников процесса. И учитель должен организовать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся могли приобрести максимум реального опыта, который позволит им быть равноправными участниками межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка и представителями других культур.
Уровень знания иностранного языка у школьника должен определяться не только непосредственным контактом с учителем.
Сегодня большим спросом пользуются специальности, где иностранный язык — составная часть другой предметной области:
учитель иностранного языка,
специалист в области таможенного дела,
специалист по международному делу,
специалист в области международных отношений,
специалист по информационным технологиям,
специалист туристического бизнеса,
журналист-международник,
гид-экскурсовод,
редактор СМИ,
специалист
по библиотечному делу,
переводчик,
лингвист-исследователь.
Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создать обстановку настоящего разговора, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов, чтение отдельных курсов на иностранных языках, защита проектов, участие в конференциях. Необходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, вечера, инсценировки, научные общества по интересам.
Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная задача курса иностранного языка в школе. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Научить людей общаться, научить создавать новые ценности, пользуясь иностранным языком как средством общения, а не просто понимать иностранную речь — это трудная задача. Ведь общение — это не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания мимики и жестов, наличия глубоких фоновых знаний…
Модернизация российского образования, и иноязычного образования в частности, предполагает появление нового поколения учителей, творческих педагогов-исследователей, восприимчивых ко всему новому, способных к быстрому обновлению знаний, готовых к инновационной деятельности.
За три последних года победителями конкурса «Лучшие учителя» в Республике Татарстан стало 82 учителя иностранного языка.
Республиканские конкурсы «Учитель года» также являются индикатором творческого и профессионального роста учителей, именно в них совершенствуют своё профессиональное мастерство учителя иностранного языка.
Абсолютным победителем республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан — 2010» стала Е.А. Берговская, учитель немецкого языка МОУ СОШ № 36 с углублённым изучением немецкого языка Авиастроительного района г. Казани.
Основная функция школьного иноязычного образования сегодня — это систематическое обучение и воспитание, направленные на овладение иностранным языком:
• как средством опосредованного и непосредственного общения с носителями языка, средством познания чужой и своей национальных культур;
• как инструментом, позволяющим успешно ориентироваться в современном поликультурном и мультилингвальном мире.
• Необходимо также:
• обеспечить преемственность в преподавании иностранных языков на всех ступенях обучения;
• ввести в учебный предмет элективные курсы на иностранном языке в школах республики в рамках предпрофильной и профильной подготовки;
• активизировать новые формы внеурочной деятельности для создания языковой среды, например создавать летние лингвистические лагеря, где иностранный язык стал бы средством общения, проводить форумы иностранных культур, инициировать и поддерживать проекты, целью которых является повышение мотивации школьников и студентов к изучению иностранных языков;
• разработать специальную программу по техническому оснащению кабинетов иностранного языка школ РТ.
Для обсуждения на секционных заседаниях в школах предложено определить следующий круг вопросов, касающихся реализации главных направлений в развитии языкового образования в новом учебном году:
• Условия повышения качества иноязычного образования.
• Управление качеством развития иноязычного образования в образовательном учреждении.
• Языковое образование — залог овладения культурой.
• Эффективные методы и приёмы обучения иностранному языку.
• Преподавание иностранных языков как средства общения в социокультурной среде.
[links & resources]
Учебные пособия по английскому языку на основе краеведческого материала:
• “Welcome to Tatarstan” для учащихся 7–9 классов общеобразовательных учреждений;
• “Tatarstan and The World” для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений;
• “Magic Forest” для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений;
• “Magic Story” для учащихся 3–4 классов общеобразовательных учреждений.