«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГИМНАЗИИ «ГОРНОСТАЙ»

Среда 7 декабря 2011

Современная жизнь предъявляет новые требования к выпускнику. Нынешнее школьное образование необходимо строить по принципу «информации для практического применения» при условии сформированной готовности ученика к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Об организации процесса самообучения детей на уроках иностранного языка рассказывает Марина Валевская.

настроение: активное, деятельное, творческое

ключевые слова: экологическое развитие, самообучение, коллективное творчество, индивидуальные проекты, мини-проекты, personal knowledge, Search the Internet, development projects

город: Новосибирск

Сегодняшняя реальность требует смены существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение. Необходим поиск форм и методов обучения, способствующих индивидуализации учебного процесса, современных технических средств
и применения новых технологий обучения, ориентированных на самостоятельную индивидуальную работу каждого школьника в процессе учения. О формировании личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям», говорил Джон Дьюи (представитель американской школы)
и группа русских педагогов под руководством С.Т. Шацкого. Они предлагали «сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр.», выступая за практическую направленность воспитания и рассматривая его как процесс накопления
и реконструкции опыта с целью углубления социального содержания.

Согласно идее «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка, обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание интереса к самообучению
и самосовершенствованию. Такой путь познания представлялся прагматистам наиболее соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему системы знаний. Конечным же результатом обучения, по Д. Дьюи, должно было стать формирование навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе
и России, и считались средством построения школы нового типа.

В рамках общей концепции экологического образования гимназии «Горностай» мы попытались продумать организацию процесса самообучения на уроках иностранного языка и построить процесс обучения исходя из интересов ребенка. Тогда содержанием образования выступает приобретенный опыт, обогащающийся в условиях обучающей среды,
а способом приобретения опыта является процесс решения различных практических задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и т. д. Процесс приобретения необходимых для этого знаний тесно связан
с интересами ребенка, что позволяет обеспечить его внимание
и активность.

Развитие способностей наших гимназистов — одно из главных направлений деятельности гимназии «Горностай». Команда педагогов
и родителей заинтересована
в расширении кругозора детей
и обеспечении возможности получения лучшего образования. Гимназия «Горностай» представляет лучшие традиции Академгородка
в воспитании и образовании молодежи. Расположенный
в живописном месте, недалеко от самого Новосибирска, Академгородок сочетает в себе комфорт города
с развитой инфраструктурой и уют пригорода с живописными местами и обширными лесными массивами. Такое расположение создает благоприятную возможность для обучения гимназистов экологии и формирования у них экологического сознания,
в основу которого положена любовь и уважение к природе.

Экологическое сознание формируется посредством практических дел учащихся
в отношении окружающей среды. В рамках экологического воспитания гимназия уже второй год сотрудничает с учебными заведениями Германии — через реализацию программ обмена
с городами Гамбург и Магдебург, международной школой QSI (www.qsi.org). В 2009-м и 2010 гг. были организованы экологические программы во Франции в рамках лингвистической стажировки. Изучая перспективные направления экологического развития в разных странах, мы имеем возможность оценить свои ресурсы, свои достижения и неудачи. Это позволяет нам скорректировать приоритетность наших идей
в экологическом развитии. Целью программы является формирование экоцентрического типа сознания, гуманного отношения человека
к природе.

На кафедре иностранных языков гимназии в рамках межпредметного сотрудничества разрабатываются индивидуальные и коллективные проекты, учебно-методические пособия, аналитические материалы, а также проводятся теоретические семинары, способствующие самообразованию педагогического коллектива. Данное направление можно назвать педагогическим проектом, для реализации которого мы провели «Проблемно-ориентированный анализ (аналитическое обоснование программы экологического развития)», оценив:

  • факторы, влияющие на формирование экоцентрического сознания;
  • образовательные программы и их предметную интеграцию;
  • социально-практическую направленность.

Мы попытались дать оценку актуального состояния факторов, исходя из внутреннего потенциала гимназии и внешнего окружения, рассмотрев сильные и слабые стороны.

Стратегия эффективного планирования рабочего проекта

  1. Где мы находимся?
  2. Каких результатов мы хотим добиться?
  3. Что мы должны сделать для достижения нужного результата?

Где мы находимся?

Провести анализ ситуации:

  • обосновать актуальность;
  • актуализировать наличие проблемы и её важности;
  • выявить различные точки зрения на проблему и обосновать собственную позицию;
  • актуализировать практическую значимость.

Каких результатов мы хотим добиться?

Сформулировать основную цель проекта (на основе анализа ситуации).

Что мы должны сделать для достижения нужного результата?

  • поставить стратегические задачи;
  • построить рабочий план;
  • создать систему сбора и анализа данных.

Программа «Экологическое развитие гимназии», разработанная на основе системного
и компетентностного подхода к образованию как единству обучения, воспитания и развития, ориентирована на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира в эпоху глобализации с учетом роли, которую играет, в частности, английский язык как основной язык межнационального общения в современном мире.

Особый акцент мы делаем на развитии дистанционных форм сотрудничества преподавателей в осуществлении разработки междисциплинарных курсов экологического направления и организации продуктивной и творческой деятельности для гимназистов в рамках проектов, направленных на создание благоприятной экологической среды и воспитание экологического сознания. Гимназия «Горностай» с октября 2009 г. участвует в международной программе ЭкоШколы/Зеленый флаг. Впервые школа из Новосибирска присоединилась к международному сообществу,
в котором более 30 000 школ из 46 стран мира.

Для того чтобы проект был реализуемым, необходимы четыре простых этапа:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов.

В процессе подготовки к разработке проекта был организован семинар, где участникам предлагалось продумать идею проекта и составить тезаурус по разделам: «Тема», «Проблема», «Цель», «Задачи», «Актуальность», «Гипотеза». Были установлены этапы работы над проектом, определены цели и задачи, деятельность учителя-тьютора и деятельность гимназистов:

  • начало работы (определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы);
  • планирование (анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач
    и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде);
  • групповая работа по поиску информации (сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта);
  • выполнение работы (выполнение проекта);
  • анализ работы: подготовка работы
    к презентации (анализ выполнения проекта, анализ достижений поставленной цели);
  • защита проекта (подготовка доклада, обоснование процесса выполнения работы).

В итоге были созданы визитные карточки мини-проектов: ФИ_______________________________________________________
Объект (направление) исследования (задается руководителем)____
__________________________________________________________
Тип работы (задается руководителем)__________________________
Основополагающий вопрос___________________________________
Название работы___________________________________________
Планируемый результат______________________________________
Привлекаемые источники (архивы, опросные данные, СМИ, научная
литература и т. д.) __________________________________________
Необходимое обеспечение (приборы, материалы, средства и т. д.)__
__________________________________________________________
Формы работы (урок, экскурсия и т. д.)_________________________
Ход работы (основные этапы — анализ литературы, сбор данных,
обработка, презентация и т. д.)_______________________________
Способ обработки результатов________________________________
Форма представления результатов_____________________________

Результаты нашей совместной работы

Совместный проект гимназистов, преподавателей и родителей способствовал накоплению серьезной базы данных по данному направлению. В рамках осенних и летних языковых площадок были подготовлены:

  • исследовательские мини-проекты гимназистов;
  • база данных полезных ресурсов экологической направленности (источники Интернет);
  • обучающие презентации;
  • перевод фильмов на английский язык;
  • сайты (английский и русский языки) www.gornostay-6.ucoz.ru

В течение двух лет реализуются различные направления единого проекта:

  • участие в международных дистанционных экологических программах (в том числе и на иностранных языках);
  • организация семинаров для учителей района
    и города;
  • создание методических пособий для учителей и гимназистов (экологические тетради для начальной школы, сборник занятий по экологии на английском языке);
  • экологические десанты (сбор макулатуры, «птичьи домики», «сделаем наш район чистым и зеленым») и многие другие мероприятия.

Работы учеников были отмечены дипломами в различных экологических конкурсах. Гимназия получила «Зеленый флаг» в 2010 г. За разработку проектов учителя гимназии получили Дипломы II и III степени международной премии «Экомир 2009, 2010», серебряную медаль «Сибирской ярмарки 2010» за разработку концепции экологического воспитания, а главное, мы учим наших ребят не только знать, но и мыслить, и вести себя экологично.

Форма занятия «мини-проект» экологической площадки.

Be environmentally friendly

Aims:

1. Identify reasons for surfing the NET.
2. Prepare to search the information you are in need.
3. Search the Web for information.
4. Project work.

Objectives: to evaluate personal knowledge, to be aware of the process of searching the Web, to design the project.

 

1. Identify reasons for surfing the NET.

You can save yourself lots of time if you ask these two basic questions before you begin searching on the Internet.

  1. Which kinds of online sources (eTexts, online magazines, online newspapers etc.) should I look for?
  2. Where would I be most likely to find that particular online source?

When you search for something on the WWW, open a word processing file at the same, and copy and paste useful information on your word processor text.

The World Wide Web is growing very fast and covers a lot of information on an extremely wide variety of topics from all over the world. It is user-friendly — most sites are linked to other related WWW sites, and you can link to other sites just by clicking on words or images. There are many useful search engines. WWW can present letters, pictures, sounds, and even video. You can print or download files you see on WWW easily and quickly.

Click on “Useful World Wide Web (WWW) Sites”.
Click on anything in the table of contents you are interested in.
www.multcolib.org/kids

Do a survey and learn to evaluate the sites. www.avon.k12.ct.us/enrichment/Enrich/quickgr4-0.htm

2. Prepare to search the information you are in need.

  • Think of social activities and ways for solving the present ecological situation.

trend                      social activities              ways
_______________   _________________   _______________
_______________   _________________   _______________

  • Choose the trend you would like to research from the choices.

3. Search the Web for information you are most interested in

  • Do Yourself Landscape Design

Discover the “what to do and how to do it” of creating your own landscape design and landscaping ideas. Explore the websites and study courses of two or there schools.
www.the-landscape-design-site.com

Selection and Arrangement of Flower Bed Plants. landscaping.about.com/od/perennialflowers/ss/planting_beds.htm

  • Be real friends to animals

Find information about their life, habits and their characteristics as well as
a lot of wild animal photos and pictures.
greeneffect.nationalgeographic.com/?source=email_mww_20090605
www.wildanimalsonline.com
www.zoobooks.com

Your ideas__________________________________________________
___________________________________________________________

Choose the problem “Topic”______________________________________________________ URL________________________________________________________
Main  idea___________________________________________________
Necessary facts and information_________________________________
Social activities_______________________________________________
Real help____________________________________________________ Expectedresults_______________________________________________

4. Project work

Create a brochure / presentation — your first impression of the investigating project.

  1. Use pictures from the Web.
  2. Include information about the topic. You may copy and paste text if you like.
  3. Include the URL(s) of the websites(s) you used.
  4. Save the file as YOURNAME ___________.
  5. Share your projects with your friends.

Useful source for you to create the presentation www.gifpark.su

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.