ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Четверг 29 декабря 2011
Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования второй год апробирует новую форму обмена опытом — «Открытые круглые столы». Достижения организаторов форума, материалы участников этого петербургского профессионального сообщества — на страницах нашего журнала.
Ориентиры профессионального роста
Светлана БЕЛОУСОВА,
методист высшей категории
Центра гуманитарного образования
Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования,
Почетный работник общего образования РФ
настроение: приветственное
ключевые слова: Санкт-Петербург, круглый стол, рефлексивные умения, общение учителей, профессиональный рост
Традиционные формы повышения квалификации, такие, как курсы различной продолжительности, тематические лекции, семинары, мастер-классы, безусловно, способствуют совершенствованию профессиональных умений учителя.
Но сегодня как никогда возрастает значение рефлексивных умений в педагогической деятельности. Для каждого учителя крайне важно уметь представить свой опыт, свои профессиональные достижения, находки и разработки коллегам, убедиться в верной направленности собственного развития, важно услышать одобрение, сомнения или конструктивную критику коллег.
В Санкт-Петербурге 18 районов, более 750 общеобразовательных учреждений (не считая профессиональных лицеев и колледжей), в которых изучается 22 иностранных языка и работает около 5000 учителей иностранных языков.
«Открытые круглые столы» проводятся два раза в год — в январе и в июне. Подготовка к ним начинается за 2-3 месяца: учителям, которые считают, что их опыт может быть интересен для профессионального сообщества, предлагается зарегистрироваться на сайте www.spbappo.ru, анонсировать тему и оставить контактную информацию. Затем методисты СПб АППО проводят консультации с учителями, желающими поделиться опытом. Организационную и информационную поддержку нашего проекта осуществляет ООО «Книжный Дом», который является не только дистрибьютором британских учебников и пособий, но и образовательным ресурсным центром и центром международных кембриджских экзаменов.
Примерно за две недели до проведения формируются секции по тематическому принципу.
Так, в июне 2011 года было проведено три открытых круглых стола:
9 июня — «Современные личностно-ориентированные технологии продуктивного обучения ИЯ», в котором приняли участие с презентациями 12 учителей.
14 июня — «Развитие личностных и метапредметных универсальных учебных действий на начальной, средней и старшей ступенях обучения ИЯ», где свой опыт представили 9 учителей.
17 июня — «Эффективные стратегии подготовки к ГИА и ЕГЭ по иностранному языку и предупреждение типичных ошибок», на котором выступили с обобщением своего опыта 11 педагогов.
Сроки проведения и тематика объявляются на сайте, и затем начинается регистрация педагогов, желающих принять участие в обсуждении представленного опыта в рамках открытых круглых столов.
В ходе конференции каждому заявленному участнику предоставляется 7 минут на выступление и 3 минуты для ответов на вопросы из зала. Обычно выступления сопровождаются мультимедийными презентациями или видеоматериалами. Представление опыта учителей завершается открытым обсуждением (30-40 минут), где аудитория высказывает свое отношение к услышанному, оценивает, насколько представленный опыт уникален, имеется ли возможность воспроизводить этот опыт и в каких условиях, возможно ли его тиражировать.По итогам открытого круглого стола каждый учитель, представляющий свой опыт, а также все участники обсуждения получают диск с материалами конференции: статьями и мультимедийными приложениями к ним.
Практика показывает, что диск еще долгое время продолжает работать как:
- компактная и удобная форма профессионального чтения;
- источник для обсуждения нового опыта на заседаниях методических объединений в школе;
- ориентир для собственного профессионального роста в процессе совершенствования педагогического мастерства.
Положительный опыт, представленный и одобренный профессиональным сообществом, оценивается также методистом-экспертом по аттестации. Отзыв методиста-эксперта и сборник материалов на итоговом диске, который создаётся по результатам мероприятия, учитель приобщает к своему портфолио профессиональных достижений.
На мой взгляд, крайне важно то, что формат круглого стола даёт учителю возможность свободного полноценного общения в рамках профессионального сообщества. Этот процесс продолжается и в перерывах, кофе-паузах, и после окончания работы конференции: учителя знакомятся лично, продолжают обсуждение взволновавших их педагогических и методических проблем, обмениваются электронными адресами, приглашают друг друга в школу, на уроки.
На открытый круглый стол в качестве участников обсуждения приходят и молодые учителя, чтобы познакомиться с передовым опытом, и учителя со стажем. Отличительной чертой открытых круглых столов является их абсолютная доступность для учителей всех поколений, любого уровня квалификации. Проводятся эти мероприятия без участия администрации школ — это исключительно свободное волеизъявление учителя, его инициатива и выбор.
Люблю тебя, Петра творенье
Ольга ГАЛАКТИОНОВА,
Людмила СОКОЛОВА,
ГОУ лицей № 344 Невского района
настроение: энергичное
ключевые слова: ФГОС, технология проекта, экскурсия, архитектура, фото, образовательные результаты
Опыт преподавания английского языка показывает, что метод проектов в сочетании с традиционными методами обучения может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися. Главное — обозначать актуальную, ненадуманную проблематику, учить подростков находить и формулировать задачи самостоятельно, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умения креативности и работы в команде.
Работа над проектом в предметной области «Иностранный язык» предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает воображение, фантазию, мышление. При этом у них возникает необходимость высказаться по теме, принять участие в обсуждении, таким образом формируется внутренний мотив говорения. Растет мотивация к изучению языка, обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, сформулированных в новых образовательных стандартах.
Деятельность учеников в рамках проекта основана на работе в группе. Мой опыт работы показывает, что наиболее успешно проект разрабатывается группами из 3–4 человек. Состав участников группы подбирается, исходя из уровня языковой подготовки, с учётом индивидуальных особенностей учеников — их коммуникабельности, инициативности и работоспособности.
Проект имеет несколько последовательных этапов разработки. Ребята получают домашние задания, предполагающие самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, опрос одноклассников, учителей, родителей, работу в Интернете, написание сообщений, статей для стенгазеты, оформление альбомов и выставок.
Итак, последовательность этапов:
1. Подготовительный: планирование проекта в рамках тем учебной программы, постановка задачи учителем; обсуждение этой задачи учениками: выдвижение ими собственных идей, уточнение деталей будущего проекта.
2. Организационный: организация групп, распределение заданий по группам и внутри групп, работа над планом проекта.
3. Рабочий: сбор и обработка информации учащимися и промежуточный контроль учителем. Оформление проекта — рисунки, плакаты, газеты. Бо/льшая часть этой работы проводится во внеурочное время. На этом этапе учителю важно не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, любому предложению, помогать, а не навязывать свою точку зрения.
4. Презентация проекта. Это очень ответственный этап работы. Ведь весь подготовленный и оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект — сюрприз.
5. Подведение итогов работы, выставление оценок.
Вот как в нашем лицее создавался творческо-исследовательский экскурсионный проект «Санкт-Петербург».
Санкт-Петербург /
I love you, Peter’s great creation…
В мае этого года мы совместно с Институтом усовершенствования учителей при Таллинском университете проводили международный семинар. Учителя нашей школы давали открытые уроки. Ученикам 9 класса было предложено подготовить экскурсионный проект о нашем родном городе, чтобы показать его достопримечательности эстонским коллегам. Сначала ребята написали краткие заметки об интересных местах Санкт-Петербурга по общему плану:
- Introduction
- Background Information
- What to see
- Advice to visitors
Потом ученики разрабатывали виртуальную экскурсию по городу. Был выбран маршрут. Два сильных ученика были «экскурсоводами», а остальные «туристами». Для проведения экскурсии была использована интерактивная доска со слайдами маршрута. «Экскурсоводы» рассказывали о городе, а «туристы» по ходу экскурсии задавали вопросы, — работой были охвачены все ученики. После экскурсии для контроля ученикам было предложено выполнить тест на интерактивной доске на знание достопримечательностей города.
Три ученика получили задание найти информацию о дворцах Санкт-Петербурга. Они выбрали Эрмитаж, Юсуповский и Шереметевский дворцы. Эта часть проекта была представлена в форме ролевой игры под названием «Достопримечательности ожили». Эрмитаж представлял «Михаил Пиотровский». Шереметевский и Юсуповский дворцы представляли «директора музеев». Они рассказали об истории и экспонатах музеев, ответили на вопросы «туристов».
Две ученицы, которые хорошо рисуют, получили задание подготовить проект «Юный архитектор». Они нарисовали здания своей мечты и рассказали о них: одно — в классическом стиле, другое — в современном, а также рассказали, для чего предназначены эти здания и в каком месте города они могут быть построены. При выполнении теста на интерактивной доске «Match the architect with his masterpiece» были использованы знания, полученные во время экскурсии.
Два ученика получили задание подобрать материал об обычаях и традициях города. Они рассказали о праздновании дня города и празднике «Алые паруса». Рассказы сопровождались показом видеофрагментов.
В конце урока была организована фотовыставка «Моё любимое место в городе». В рамках проекта ученикам было дано задание сфотографироваться в любимом уголке Санкт-Петербурга, а затем рассказать о нём.
ИКТ: Выходим за рамки времени и пространства
Олег БУЛАТОВ,
ГОУ Гимназия № 56
настроение: креативное
ключевые слова: технические средства обучения, ПК, ноутбук, лингафон, внеурочная деятельность, межкультурная компетенция, веб-квест
Для современного этапа технического развития характерен переход
к созданию многофункциональных учебных комплексов
и автоматизированных обучающих систем на базе персональных компьютеров. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учётом индивидуальных возможностей учащихся, организовывать дистанционное обучение. В процессе обучения иностранным языкам в нашей гимназии используются такие технические средства обучения (ТСО), как видеокомплексы, видеопроекторы, интерактивные доски и ноутбуки. Они дополняют речевую аудиоинформацию зрительной, которая:
- служит опорой для понимания речевой структуры;
- создаёт связь между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчает семантизацию и запоминание;
- проецирует на экран различные ситуации для коммуникативного обучения;
- выполняет роль обратной связи.
Ценность ПК и ноутбуков в качестве электронного ТСО — это именно автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами ПК по сравнению с другими средствами обучения являются полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие возможных режимов работы. В качестве средства обучения компьютер способен реализовать все преимущества ТСО.
Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками, как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать весь комплекс методических и дидактических принципов, а возможность учитывать уровни языковой подготовки учащихся — это основа для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
Дополнив общепринятую классификацию основных направлений использования ИКТ на уроках иностранного языка, можно получить следующее:
1. Использование виртуальных студий для аудирования и создания собственных аудиопроектов.
2. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
3. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
4. Создание собственных мультимедийных презентаций.
5. Использование ИКТ во внеклассной работе.
6. Использование ресурсов Интернета.
7. Создание и реализация веб-квестов.
Остановимся подробнее на некоторых из данных аспектов.
Установленная на наших школьных компьютерах виртуальная студия Audition 1.5 позволяет производить широчайший спектр операций над аудиофайлами: прослушивание, многодорожечная запись и микширование, изменение (ускорение или замедление) темпа воспроизводимого фрагмента, изменение его частотных и тембровых характеристик, отделение вокала от музыки в музыкальном фрагменте, выделение саундтрека из видео в отдельный файл и многое другое. По сути, это ПО заменяет полноценную лингафонную лабораторию. Одним из преимуществ такого «лингафонного класса» является автономность и мобильность (полтора десятка ноутбуков могут быть принесены в любую аудиторию).
В качестве примера внеурочной деятельности с использованием Интернета можно привести создание сайта-словарика для учеников 8 класса: http://www.slovarik56.narod.ru. Этот сайт, изначально задуманный как информационный ресурс, помогающий ребятам в изучении новых слов, со временем превратился в новостной портал, грамматический справочник и даже инструмент обратной связи (был создан форум и группа в одной из социальных сетей). Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать и о том, что Интернет — лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Всё более популярен среди педагогов метод веб-квеста — создание в среде Интернета многоуровневых заданий с элементами ролевой игры и их использование на занятиях по иностранному языку. Данный метод соединяет наиболее эффективные методики обучения в одном виде деятельности для учащихся (стратегии по повышению мотивации, развитию критического мышления, обучению сотрудничеству); учит работать в команде, в группах разнородного состава. Также участие в веб-квесте развивает функциональную компетентность: учит ориентироваться в информационных потоках, быть ответственным и развивает навыки исследовательской деятельности учащихся. Более того, поскольку, как правило, на полноценном использовании ИКТ на уроках зачастую сказывается недостаток времени, метод веб-квеста идеален ещё и потому, что, за исключением «узловых» задач, легко может быть задан учащимся в качестве домашнего проекта.
Таким образом, ПК/ноутбук на уроке иностранного языка можно представить как:
- мобильный аналог лингафонных систем;
- источник учебной информации, частично заменяющий учителя и книгу;
- наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций (просмотр презентаций и DVD-фильмов, работа с интерактивной доской);
- индивидуальное информационное пространство (подключение к Интернету и работа в нём);
- тренажёр;
- средство диагностики и контроля.