ДОШКОЛЬНИК — УЧЕНИК — ГРАЖДАНИН
Автор: Юлия САВЕЛЬЕВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Четверг 15 декабря 2011If we are to teach real peace in this world, and if we want to be proud of our country, we shall have to begin with the children.
______________________________________________Mohandas Gandi
настроение: продуктивное
ключевые слова: ФГТ, ФГОС, гражданская идентичность, личностные качества, восприятие информации, толерантность, ролевая игра, тематические уроки
город: Санкт-Петербург
Современная парадигма образования заложена в ФГТ дошкольного и ФГОС начального общего образования. У большинства детей образование начинается не в начальной школе. Огромное значение в становлении личности имеет дошкольное образование, которое регламентируется Федеральными государственными требованиями. Важно не потерять преемственность между ступенями образования. Проанализировав два документа — ФГТ к ООПДО и ФГОС начального общего образования, легко проследить преемственность целей по всем направлениям.
Хочу остановиться только на одном аспекте — социально-личностном.
Новый стандарт начального образования призван возродить воспитание личности. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Требования к личностным качествам включают в себя ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.
Формирование гражданской идентичности личности становится одной из ключевых задач образования в социокультурной модернизации России и способствует реализации роли образования как важнейшего социального института, во многом определяющего достойную жизнь граждан России, конкурентоспособность
и процветание нашей страны.
В документе ФГТ дошкольного образования формирование гражданской идентичности трактуется как формирование гражданской принадлежности, в документе ФГОС имеет место формулировка сформированность основ гражданской идентичности, что, на мой взгляд, в данном случае можно принять за синонимы.
Формирование гражданской идентичности относят к личностным качествам. Развитие, обучение, социализация и воспитание взаимопроникаемы.
И естественно, без формирования определенных ценностно-смысловых установок невозможно воспитать гражданина страны. Становление ценностей происходит и во время достижения надпредметных и предметных результатов.
Большой воспитательный потенциал всегда несли в себе гуманитарные предметы: литература, история, иностранный язык (далее — ИЯ) наряду
с русским языком и литературным чтением входят в предметную область «Филология». Сегодня обучение ИЯ рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. ИЯ является важнейшим средством воспитания молодого поколения. Будучи частью культуры, ИЯ формирует личность ребенка, в том числе, и через заложенные ценности культуры той страны, средством общения которой он является.
Наша начальная школа работает по УМК
В.П. Кузовлева «Английский язык 2–4». В данный комплекс заложен огромный воспитательный потенциал. Главной концепцией программы является развитие индивидуальности в диалоге культур. Одна из основных задач обучения английскому языку в начальной школе направлена на формирование у учащихся гражданской идентичности, чувств патриотизма
и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей. Всё это соответствует ФГОС второго поколения начального общего образования.
Содержание воспитательного аспекта составляют те средства, благодаря которым достигаются планируемые результаты. К используемым средствам в воспитании гражданской идентичности в рамках УМК В.П. Кузовлева «Английский язык 2–4» относятся тексты (монологи, диалоги, художественные тексты, стихи, песни, фольклор, пословицы, поговорки), дающие элементарные представления о моральных правилах и нормах нравственного поведения, формирующие представления о дружбе, доброте, взаимоотношениях в семье, классе, школе. Тексты, воспитывающие любовь к природе и животному миру России, а также способствующие воспитанию ценностного отношения к своей малой родине, народу, России, уважительное отношение к родному языку. Тексты, способствующие осознанию своей культуры через контекст культуры англоязычных стран.
Другие средства, способствующие формированию гражданской идентичности, представленные в УМК, — это упражнения, задания,
с помощью которых формируются представления о своей стране
и англоязычных странах. Рубрика «Culture Note» поясняет особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-эстетических норм. Упражнения под рубрикой «My Friend» побуждают к творческой деятельности и развитию «чувства локтя», ощущение причастности
к другой жизни, к маленькому социуму.
Сказочные персонажи, сопровождающие образовательный процесс по УМК «Английский язык 2–4», на примере своих поступков и черт характеров учат различать хорошее и плохое. И эти персонажи чередуются — учащиеся обязательно встречаются с героями русских народных сказок или детских книг русских писателей после встречи с английскими, американскими или австралийскими персонажами.
Кроме средств, представленных в УМК, залогом успешной реализации воспитательного аспекта, в частности формирования гражданской идентичности, являются используемые технологии и сам учитель.
На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, выбора тех технологий, когда образовательный процесс будет более эффективным за счет реализации творческого потенциала ученика, предоставленной свободы выбора (тем, средств и пр.), за счет повышения мотивации к изучению ИЯ.
Учащиеся могут духовно развиваться через презентации, видео, элективные курсы. Такие курсы могут быть названы — «Этикет наших стран», «Моя родословная», «Права и обязанности ребенка», «Моя страна» и т. п.
Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания является и чтение на иностранном языке. Путь воспитания при чтении — путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям,
к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Не менее важно аудирование как источник информации, средство воспитания в том числе. Использование видеоресурсов повышает интерес к содержанию предмета, способствует лучшему усвоению материала, так как затрагивается эмоциональная сфера. По последним данным научных исследований, 70% детей являются визуалами.
Эффективность воспитания в процессе чтения
и аудирования, демонстрации видеоматериалов зависит не только от правильного подбора материала, от продуманных приемов организации, но и от возможности применять содержание прочитанного, услышанного, увиденного
в практической деятельности учащегося.
Чтобы воспринятый материал стал действительно орудием воспитания, полезно проведение
в начальной школе предметных недель, представление проектов, написание сочинений, ролевых игр, настольно-печатных дидактических, игр-драматизаций. Проектная деятельность, игра, драматизация — это те технологии, которые хорошо знакомы детям начальной школы, так как они вчера этим занимались в дошкольных учреждениях.
Таким образом, процесс воспитания — это не особый процесс, проходящий только на уроках. Воспитание, формирование личности гражданина, его мировоззрения осуществляется непосредственно и в урочной, и во внеурочной деятельности.
Большинство тем иностранного языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания. Учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика
и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов. Возможная интеграция предметного содержания дает возможность во внеурочной деятельности продолжать решать задачи, которые перед собой поставил учитель. И не только Неделя английского языка является полем совместной внеурочной деятельности ученика и учителя. Наши дети применяют свои умения
и знания английского языка и на других предметных неделях. Например, к Неделе литературного чтения дети на английском языке сделали творческие работы «My favourite literary character». К Неделе естествознания — творческие работы «My Pet», к неделе истории — «My Russia». К празднику Матери дети подготовили стихи о маме на английском языке. В данной работе важна каждая мелочь. И оформляя дипломы для награждения, я обязательно помещаю на передний план флаг России вместе с флагом Великобритании.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его гражданский облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения
и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы общей культуры
в нашей стране, проблемы национальной культуры. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Обсуждение проблемы в группе в данном случае выступает одним из приемов работы. Очень мне понравилось высказывание одной моей ученицы, когда дети обсуждали и описывали героев американских мультфильмов и как альтернативу — героев книги Н. Носова «Приключение Незнайки». Настя Хохлова из 3-го класса: «В американских мультиках слишком много монстров. Интересно, они хоть нашего Чебурашку знают?
А дети Америки и Великобритании изучают наших писателей, смотрят наши мультики?»
Эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.
В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность тоже оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя — показать образцы поведения, обосновав их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации в случае необходимости коррекции данного поведения, но ни в коем случае не
в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре
и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями
и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” и “All About Me”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника с собой, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Роль личности учителя в воспитании гражданственности играет также не последнюю роль. На сайте издательства «Просвещение» был объявлен конкурс «Интерактивная карта России»: «Наша страна — наше наследие!». Детям начальной школы еще трудно было принимать участие в нем. Но довести эту информацию до детей, рассказать о конкурсе и обсудить, о чем можно написать, было нетрудно и интересно. Общим решение была выбрана тема «Emblems and symbols of St. Petersburg». Как интересно было вместе с детьми зайти на сайт и посмотреть нашу статью о любимом городе. Некоторые записали ссылки, чтобы дома с родителями посмотреть.
«Прочитайте, переведите!» — просили ребята.
А мне только это и было нужно. После прочтения нашей статьи дети просили прочитать и перевести, «а что другие написали». И это замечательная возможность познакомиться со своей родиной,
с нашей страной. Спасибо издательству от детей.
Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. Будет ли интересным это взаимодействие, когда ребенок ещё мало знает о себе, о своей семье, школе, городе, стране, о своей культуре? Важно донести до учащегося, что эти знания и любовь к своей стране сделают его интересным, духовно богатым человеком
и гражданином.