РОДНОЕ СЕЛО КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
Автор: Ирина САРАЕВА | Рубрика: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА Вторник 3 января 2012Проектная деятельность в школе — это комплексная образовательная технология, в которой можно найти черты и деловой игры, и соревнования, и развлечения. Опытом создания туристического буклета о шеститысячном самарском селе Утёвка делится Ирина САРАЕВА.
настроение: деятельное
ключевые слова: метод проектов, информационный краткосрочный проект, технология проектной деятельности, рекламный буклет, мотивация
город: село Утёвка, Самарская обл.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием ученика, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.[1]
Задача нахождения и выбора проблемы непроста, особенно если речь идёт о предметной области «иностранные языки»: искать проблему нужно в жизни, в окружающей нас действительности. В этом плане очень ценным представляется страноведческий, краеведческий материал. Сведения и факты о родном городе, посёлке изначально представляют собой реальную жизнь, нужно лишь сделать их значимыми для учащихся, чтобы исходные характеристики проекта были ясны, а будущий результат — ощутим.
И.С. Сергеев в практическом пособии для работников общеобразовательных учреждений «Как организовать проектную деятельность учащихся» определяет следующие требования к разработке проекта:
1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами — проектирование самого проекта, в частности определение вида продукта и формы презентации.
3. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод обучения имеет большое количество разновидностей.
И.С. Сергеев классифицирует виды проектов исходя из доминирующей деятельности учащихся.
Практико-ориентированный проект ставит своей задачей активизацию социальных интересов самих участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (альманахи, театрализации и так далее).
Ролевой проект, в котором проектанты берут на себя роль литературных и исторических персонажей.
Чаще всего в школе учитель имеет дело с проектами смешанного типа. Что касается нашего проекта, то его можно определить как информационный краткосрочный проект. Он был предложен учащимся седьмых классов, с опорой на УМК «Кембриджский курс английского языка для российских школ» под редакцией О. Виноградовой. В главе 13 учебника для учащихся седьмого класса, в рубрике «Activity», предложено создать буклет для туристов о наших родных местах. В нашем проекте мы ориентировались на технологии проектной деятельности, разработанные Е.С. Полат.
На установочном занятии была определена цель — создание буклета, поставлена задача — сбор информации о нашем селе и, наконец, сформулирована тематика. Поскольку проект представляет собой совместный продукт, то планирование работы началось с коллективного обсуждения, на котором учащиеся обменялись мнениями о структуре проекта и его содержании.
Подготовительным этапом послужило задание из УМК.
1. The South-West of England
The pictures in this Unit all come from the South-West of England. Look carefully at them and discuss these questions with your class.
What kind of climate does the South-West have? What kind of jobs do people there do? What sports do they do? What can tourists do there?
2. The South-West — a tourist leaflet.
Were you right? Read about the South-West. Match the text to the pictures.
3.Your own leaflet.
You can make a leaflet about where you live. Discuss your ideas with your class. What can you say about:
- the geography there?
- your climate?
- the industries?
- the farms?
- the transport?
- what people do?
В ходе группового обсуждения идей был составлен план работы над проектом. После изучения необходимой информации учащиеся согласовали сроки выполнения проекта и предложили свои идеи, руководствуясь схемой, предложенной автором УМК.
4.Making the leaflet
Work in a group to make
a leaflet. Look at the pictures that you have. Decide who can write about each topic.
Geography
Is your area near the sea?
Is your area flat or hilly?
Are there many rivers and lakes?
Industries
Are there any big factories in your area?
What do they make?
What other industries are there?
The climate
What type of climate do you have?
Do you have different seasons?
What are they like?
Is it a nice area to live in?
The people in your area
How many people live in your area?
What do they do?
What do they do in their free time?
Farming
Is there a lot of farming
in your area?
Do many people work
on farms?
What types of farms are there?
Поисковый этап предполагает самостоятельное проведение исследования и анализ информации. На данном этапе каждый учащийся выполнял конкретное задание. Промежуточные отчёты учащихся корректировались и дополнялись. Таким образом, к этапу обобщения информации проектанты подошли с чётко структурированной информацией и смогли эффективно обобщить приобретённые знания, умения и навыки в пределах поставленной задачи.
Результаты работы над проектом обсудили на уроке. Учащиеся представили заготовленные фотографии и рекламные буклеты. Проектанты не ограничились изложением фактов — они описали приёмы, с помощью которых производился поиск необходимой информации, рассказали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться. В состав группы входили учащиеся с разным уровнем лингвистической подготовки и различным творческим потенциалом. Обсуждение показало, что наряду с наличием базового вокабуляра семиклассники должны владеть основными синтаксическими моделями английского языка, необходимыми для построения высказываний.
Исходным продуктом нашего проекта стал постер с информацией для туристов. Публичную защиту проекта мы оформили в виде презентации и приурочили к неделе английского языка, традиционно проводимой в школе.
Заключительным этапом стало подведение итогов и анализ проделанной работы.
5. Discuss with the people
in your class.
Did you work well in your group?
Did you learn new things about your area?
Would you like to develop your leaflet?
How can you do it better next time?
Результаты, полученные в ходе реализации проекта, позволяют утверждать, что организация проектной деятельности помогает решить проблему разноуровневой языковой подготовки учащихся. Оценки за умения самостоятельно расширять свои знания и находить им практическое применение, а также совместно работать в коллективе являются хорошим стимулом к дальнейшему обучению. Метод проектов даёт возможность организовать практическую деятельность в интересной для школьников форме, что подтверждается ростом мотивации к изучению предмета.
[links&resources]
[1] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2002.
[2] Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.
[3] Кембриджский курс английского языка для российских школ /
под ред. О. Виноградовой — Cambridge University Press, М.: Дрофа, 2006.