ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Татьяна КОДОЛОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 15 февраля 2012
Школьное образование в наши дни предъявляет высокие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас как никогда актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Эмоциональный климат в школе и дома имеет громадное значение для психического и физического здоровья учеников. Общаясь, невольно «заряжаешься» оптимизмом или унынием собеседника.
настроение: продуктивное
ключевые слова: здоровьесбережение, образование, индивидуальная работа, основы здорового образа жизни, коррекции здоровья детей, предоставление ребёнку радости жизни, валеология
город: Санкт-Петербург
Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация учебно-воспитательного процесса таким образом, при котором достижение положительного результата в обучении осуществляется без переутомления и утраты здоровья и учащихся, и учителей. Прогнозируемая модель личности современного школьника— это духовно, нравственно и физически здоровая личность, образованная, творческая, адаптированная к условиям нестабильного социума.
Сохранение здоровья школьников начинается с расписания уроков. При его составлении учитывается, что оптимальное восприятие учебного материала происходит на вторых-четвёртых уроках. Поэтому, используя элементы технологии В.Ф. Шаталова, которая служит здоровьесбережению, на последних уроках можно добиваться внимания и сосредоточенности учащихся, применяя работу в парах, «вертушках», используя две доски, интерактивную доску и т.д. Написание писем, стихов, рассказов используется как способ разрядки эмоционального напряжения. Равным образом действует и смех, несовместимый с волнением и тревожностью и служащий средством уменьшения действия стресса. Воздействие музыки также может быть «допингом», восполняющим эмоциональную недостаточность.
Сохранению здоровья способствует применение системы игровых заданий. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, на звук какого животного или явления похож данный звук, изобрази своё настроение, отношение к уроку и др. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
В игре, независимо от сознания ребёнка, работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Обязательно провожу две зарядки на уроке: для глаз и различных групп мышц. На нервную систему при стрессовых ситуациях благотворно влияет фонетическая зарядка, например, пропевание гласных звуков в определенной последовательности:
и, о, а, о, и, а, е, о, а, я, о, а.
Часто на уроках использую элементы драматизации с появлением литературных и театральных героев. Таким образом, учащиеся обеспечиваются физическими движениями во время напряжённого урока.
Здоровьесбережению служат индивидуальная работа учителя с учениками на различных этапах урока, уроки с использованием валеологического аспекта, формирующие внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывающие понимание ценности человеческой жизни, закладывающие основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь других. Не менее важными аспектами в своей работе считаю применение диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей, организацию работы по правильному формированию отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Из моего 25-летнего опыта преподавания иностранного языка в школе могу сказать, что именно на уроках иностранного языка учитель имеет уникальнейшую возможность планировать
и вести урок, обучая и воспитывая духовно, нравственно и физически.
Авторы действующих УМК по иностранному языку позаботились, чтоб у учителя была возможность и варьировать учебный материал, и исключать какие- то разделы без ущерба для образования. Учебные темы по валеологии предусмотрены в каждом классе: «Мой режим дня», «В здоровом теле — здоровый дух», «Как ты заботишься о своём здоровье», «Что ты ешь», «Проблемы подростков», «Как ты выглядишь»… вот где простор для творчества учителя.
«Не надо бояться того, что, заботясь о предоставлении ребёнку радости жизни, мы можем разрушить урок, подменить учебную работу развлекательностью, … а именно эти отступления наполняют их последующую деятельность на уроке важным для них смыслом», — говорил об учебной деятельности школьников Л.В. Занков. Не удивишь — не научишь! На земле нет человека, который бы не отреагировал на мастерство. Артистизм — одно из наиважнейших средств урока.
Если у ребёнка на моём уроке день рождения,
я обязательно поздравляю его, ребята высказывают добрые пожелания, и мы решаем посвятить имениннику урок. Нетрудно догадаться, что дети стараются порадовать своего одноклассника хорошей работой.
Я нахожу минуты, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче, обменяться мнениями, подбодрить кого-то, а потом приступить к уроку. Суть этих минут — дать положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций.
Философы давно заметили, что настроение и мироощущение счастливых людей зависят не столько от того, каков мир вокруг них, сколько от того, что они сами думают об этом мире. Каждое негативное переживание — будь то агрессия против других людей или против самого себя — означает ослабление или утрату энергетического потенциала.
«Праздник, который всегда с тобой» — так назвал один из своих романов Эрнест Хемингуэй, говоря о Париже. Думается, что праздник души и именины сердца можно сделать и в простой школе.
Деятельность учителя в нынешних условиях часто напоминает высказывание В.В. Маяковского
о том, что «для веселия планета наша мало оборудована». И тем не менее искать и находить радость для себя и для своих детей — одна из важнейших составляющих работы учителя. Мы не можем получать такую зарплату, какую мы хотим и заслуживаем. Но мы можем разбудить в наших детях такую энергию жизни, которая стоит гораздо больше, чем материальное вознаграждение — это любовь.
Учитель, как и родитель, не умеющий радовать своих детей и вызывать у них добрые чувства и улыбки, по большому счёту в ближайшем будущем будет считаться профнепригодным. В школе должны быть не только общегосударственные праздники, но свои собственные. В детском празднике самое трудное — найти яркую идею и на её основе создать нужный сценарий. Предлагаемая тематика детских праздников насыщает жизнь детей яркими и положительными впечатлениями.
- «Цирк»
На новогоднем представлении в честь школьных каникул или окончания учебного года каждый класс готовит цирковые номера, например: «дрессированные кошки», «укротители тигров», «богатыри и силачи».
- «Всё наоборот»
Говорят, что в Англии существует клуб, в котором его члены делают всё наоборот и живут как бы в перевёрнутом мире: носят пальто и костюмы наизнанку, на руках — ботинки, на ногах — перчатки… Праздник «дня наоборот» можно приурочить ко дню рождения Льюиса Кэрролла.
- «День музыки и песни»
В этот день все в школе прекращают говорить и обращаются друг к другу только речитативом.
- «День глухих и немых»
День, когда изъясняются только мимикой и жестами.
- «Праздник урожая»
Показ того, кто что сумел вырастить на своём огороде или подоконнике.
- «Праздник умельцев»
Выставка изделий, созданных детьми.
- «Праздники знаков Зодиака»
Все учащиеся из разных классов, родившиеся в данном месяце, собираются вместе, а их товарищи зачитывают им их гороскопы. Так достигается необходимое единение школьников разных возрастных групп.
Большими возможностями в создании атмосферы праздника обладали такие замечательные русские народные праздники, как «Театр Петрушки», «Потешные панорамы», «Балаганы» и т.д. Возрождение традиций этих праздников может украсить жизнь любой школы. Это то, что можно противопоставить появившейся у нас недавно моде на некоторые западные праздники типа американского «Хэллоуина». Отсутствие в школе эмоциональной разрядки в виде яркого праздника вызывает у её воспитанников и воспитателей синдром эмоциональной неудовлетворённости, причиняя ущерб здоровью.
Известный врач Н.М.Амосов в книге «Раздумье о здоровье» рассматривает здоровье не как самоцель, а лишь как условие достижения счастья в семье и работе. Человек может быть счастлив, если он делает счастливым другого человека и своей работой на общее благо способствует прогрессу.
Подводя итог, хочу сказать, что
современный человек обязан с детства учиться быть здоровым, овладевать для этого различными умениями, навыками и хорошими привычками. Задача школьного учителя — помочь ему в этом.
Здоровое поколение — здоровая Россия.