ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ
Автор: Анастасия ПАРШИКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Воскресенье 26 февраля 2012
От редакции:
На страницах нашего журнала мы уже размещали серию материалов, принадлежащих учителям одного методического объединения. Осмысление своей педагогической практики, своего целенаправленного развития, осознание того, какой личный вклад вношу я, учитель, в решение общих задач и проблем, стоящих перед коллективом, коллективное обсуждение нового опыта, освоение новых технологий, форм, подходов из опыта коллег – одним из звеньев этой большой работы является статья в журнал. Методическое объединение учителей английского языка ГОУ СОШ № 1241 Москвы работает над темой — «Использование ИКТ для повышения эффективности обучения ИЯ». Публикацию материалов школьного МО открывает статья А.Н. Паршиковой, заместителя директора школы по ИЯ.
настроение: рабочее
ключевые слова: лексика, начальный этап, ИКТ, flashcards, интернет-ресурс, тематические карточки, раздаточный материал, семантизация, самоподготовка, контроль знаний
Одним из аспектов языка, который в овладении иностранным языком играет важнейшую роль, является изучение лексики. Безусловно, обучение лексике на каждом возрастном этапе имеет свою специфику. Информационные технологии, прочно вошедшие в нашу жизнь как на бытовом, так и на профессиональном уровне, делают работу над лексикой более эффективной, интересной и привлекательной. Стоит отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) возможно на любом этапе освоения лексики — семантизации, активизации, инвентаризации. Кроме того, ИКТ позволяют нам найти соответствующие ресурсы для любой возрастной группы. В свою очередь, вариативность предлагаемых решений позволяет успешно адаптировать найденную информацию как под возраст учащихся, так и под определенный уровень владения ими иностранным языком.
Обучение лексике на начальном этапе
На начальном этапе обучения иностранному языку идет период первоначального накопления лексики. Принимая во внимание психофизические особенности младшей возрастной группы, стоит отметить, что большим подспорьем на этом этапе может и должна служить наглядность. Кроме того, не обойтись и без игрового компонента, который не только вызывает неподдельный энтузиазм, но и способствует повышению мотивации.
Наиболее простым, но от этого не менее эффективным способом семантизации лексики на начальном этапе обучения могут служить так называемые flashcards. Если некоторое время назад педагоги вынуждены были приобретать красочные карточки или изготовлять их самостоятельно, то с появлением компьютера и доступа в глобальную сеть эта задача заметно упростилась. Различные графические программы могут позволить сделать карточки самостоятельно, широкий набор предустановленных картинок в пакете Microsoft Office делают поиск необходимой иллюстрации легкой задачей, а Интернет открывает перед нами еще более широкие горизонты.
Некоторые издательства уже пошли навстречу преподавателям и выпустили бесплатные онлайн-пакеты с карточками, разработанными для того или иного учебника. К сожалению, это не всегда рентабельно для издательства. Однако ситуация заметно упрощается благодаря тому, что тематическое наполнение большинства учебников и учебных пособий очень близко, а список ресурсов, предоставляющих бесплатные наборы карточек, систематизированных по темам, постоянно расширяется.
Замечательные карточки для изучения алфавита, а вместе с ним и для накопления первого словарного запаса в еще пока незнакомом иностранном языке можно найти на сайте http://www.abcteach.com
В вашем распоряжении окажутся не только заглавные и прописные буквы английского алфавита, представленные в различном формате, но и картинки со словами, начинающимися на все буквы алфавита.
В свою очередь, ресурс http://www.eslflashcards.com предлагает широкий выбор тематических карточек, которые представлены в трех форматах:
- Крупные (идеальны для семантизации и презентации лексики)
- Средние (подходят для парной и групповой работы)
- Маленькие (позволяют внести в изучение лексики игровой компонент)
В качестве примера представлены — Flashcards Actions.
Замечательные наборы тематических карточек можно найти и на таком популярном ресурсе как http://www.britishcouncil.org
Дополнительным приятным сюрпризом будут идеи использования этих карточек для повышения эффективности обучения.
Незаменимым в работе, на мой взгляд, может стать ресурс
http://www.mes-english.com
Здесь можно скачать великолепные карточки, которые доступны в крупном презентационном формате и в мелком формате игральных карт, и найти готовую презентацию для определенного набора тем.
На этом ресурсе стоит остановиться подробнее, поскольку он предоставляет возможности не только для семантизации, но также и для активизации введенной лексики. С изображениями, представленными
в наборах карточек и презентациях, разработчиками предлагается составить следующий раздаточный материал:
- Кроссворд
- Поиск слов
- Домино
- Настольная игра
- Кубики
- Игры
- Разработки для чтения и письма
Причем набор слов для раздаточного материала выбирает и регулирует преподаватель.
Ниже представлен пример раздаточного материала по теме Adjectives. Данное задание позволяет не только повторить значение слов, но
и потренировать их написание. Аналогичное задание представлено и без слов, обозначенных пунктиром. В данном случае, учащиеся должны будут вписать слова самостоятельно.
Обучение лексике на среднем и старшем этапе
Для продолжающих изучать иностранный язык для семантизации новой лексики с успехом могут использоваться презентации, выполненные в Microsoft Power Point или других программах, позволяющих систематизировать графические изображения, если речь идет об использовании наглядности. При этом следует помнить, что на этом этапе всё большую роль играют и другие приёмы введения лексических единиц (через дефиницию, через контекст, через синонимы/антонимы и др.). Что же касается следующих этапов работы с лексикой: активизации, инвентаризации, — то здесь на первое место могут выйти различные кроссворды
и головоломки, связанные с поиском слов. Такой вид деятельности позволяет систематизировать знания о лексике в определенном тематическом поле. На первое место выходит умение соотносить слово
с его дефиницией. Задания с поиском слов может состоять из нескольких частей. Можно предложить вставить в предложенный текст подходящие по смыслу лексические единицы, а потом найти их в предлагаемой головоломке. Кроме того, различные онлайн-игры с лексикой не только способствуют развитию навыков употребления новой лексики в речи, но
и способствуют повышению социокультурной компетенции учащихся.
Сегодня в сети Интернет можно найти огромное количество ресурсов, предлагающих скоротать досуг за решением кроссвордов и головоломок. Такой вид деятельности может использоваться как на уроке, так и для самостоятельной работы дома.
Так, ресурс http://www.vocabulary.co.il предлагает прекрасный выбор игр
и головоломок, предназначенных для начинающих изучать английский язык.
На сайте http://www.puzzlechoice.com можно найти широкий выбор самых разных кроссвордов. Причем доступны они как в режиме онлайн, так и для распечатывания с целью последующей работы уже без непосредственного участия компьютера.
1. One of the two horizontal 7 — letter words is a creature with eight tentacles and the other is a trip.
2. One of the two vertical 7 — letter words is the world’s highest mountain and the other is a large spotted feline.
3. One of the 5 — letter words is a sharp part of a rose stem and the other is a male duck.
4. The 4 — letter words are pace; den; woodwind instrument; precipitation.
5. The two 3 — letter words on the left are domestic feline and singing couple.
6. The two 3 — letter words on the right are large vase and organ of sight.
Игры со словами и анаграммы можно найти на сайте http://www.morewords.com
А ресурс http://www.puzzleconnection.com предлагает новые кроссворды еженедельно. Это помимо того, что на сайте расположен и архив
с предыдущими головоломками. Стоит также отметить, что на сайтах многих словарей размещены словарные игры, которые могут также быть использованы в образовательном процессе.
Однако для того, чтобы использовать возможности словарных головоломок в максимальном соответствии с программой, можно успешно использовать генераторы кроссвордов, которые размещены на некоторых бесплатных ресурсах. Используя онлайн-программы для создания кроссвордов
и головоломок, учитель получает возможность создать материалы, полностью соответствующие своим желаниям по лексическому наполнению определенной темы.
Ресурс http://edhelper.com/crossword_free.htm поможет составить кроссворды и головоломки желаемого содержания. Причем разработчики ресурса предлагают создать
разноуровневые кроссворды для одного класса, что позволяет осуществить индивидуальный подход
к каждому учащемуся. Интересным решением, которое также можно воплотить при помощи этого ресурса, является создание аудиокроссвордов. В данном задании учащиеся могут выслушать слово и попытаться его найти, или для усложнения задачи можно продиктовать определение слова, которое необходимо угадать, а потом уже найти его в сетке головоломки.
Для создания кроссвордов также предназначен ресурс http://www.crosswordpuzzlegames.com/create.html
При создании кроссвордов в этой программе преподаватель вводит желаемые слова и дефиниции к ним, в результате чего получает готовый продукт. Здесь же есть возможность создавать криптограммы, расшифровка которых может также стать увлекательнейшим занятием.
Your Encrypted Text — PES EHWS HXR PES PQWPQZLS
С легкостью создать кроссворды помогут ресурсы:
http://www.puzzle-maker.com
http://www.design-your-homeschool.com/crossword-puzzle-generator.html
http://www.eclipsecrossword.com
В заключение хочется остановиться на таком важном аспекте работы
с лексикой, как контроль знаний. Самостоятельные, проверочные и контрольные работы являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Современные информационно-коммуникационные технологии приходят на помощь учителю и в этом важном деле. Используя ресурсы, которые открыты и доступны для преподавателей английского языка по всему миру, можно с успехом — и главное, без ущерба для системы обучения — разнообразить и дополнять тесты, включенные в УМК.
Словарные тесты можно найти на следующих ресурсах:
http://a4esl.org
http://www.english-test.net
http://www.teflteachthai.com/jt-resources-tips-practice.html
Эти ресурсы эффективны для самоподготовки, тренировки и домашней работы учащихся. В свою очередь, создание учителем тестов, основанных на учебной программе, с целью проверки усвоенного материала, не исключается. Для этой цели также существуют специализированные ресурсы, существенно сокращающие время подготовки учителя к контрольным урокам.
Ресурс http://www.easytestmaker.com/default.aspx позволяет создавать задания с множественным выбором, с заполнением пропущенных слов,
с подбором, с коротким ответом и т.д. Правда, работа на этом ресурсе требует бесплатной регистрации. Для платных пользователей спектр возможностей, как и на большинстве других сайтов, несколько расширяется.
Ресурс http://www.classmarker.com, равным образом как и http://www.proprofs.com/quiz-school — программы, также позволяющие создавать, размещать в режиме онлайн и использовать уже готовые тесты в образовательном процессе.
Следите за дальнейшими публикациями материалов
МО учителей ИЯ школы № 1241.