ПЛАНИРОВАНИЕ И САМОАНАЛИЗ УРОКА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЕ. ФРАНЦУЗСКИЙ КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ
Автор: Оксана КУЛИНИЧ | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Суббота 21 апреля 2012
Одним из решающих условий успешного введения ФГОС является освоение учителем на практике основ деятельностного подхода.
В НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром» эта работа с педагогами успешно организуется уже много лет.
настроение: деятельное
ключевые слова: планирование, деятельностное содержание, французский язык, лексика, форма обучения, этапы урока, критерии оценки, проверка, компетенции
город: Москва
Педагогический коллектив работает по реализации единой методической темы «Способы повышения эффективности урока (занятия) с позиции организации деятельности учащихся». В помощь учителю — постоянно действующие семинары, методические недели, единая система анализа урока. Налицо результаты. Уже в плане урока — основном рабочем документе учителя отражены новые подходы к организации урока: в центре внимания — личность ребенка, развитие способов деятельности в процессе достижения образовательных целей.
Вашему вниманию предлагаются материалы из методической копилки учителя французского языка Оксаны Ивановны Кулинич. Думаем, образцы планирования урока второго иностранного языка будут интересны
и полезны коллегам.
Класс: 7-й
Предмет: французский язык
УМК: Rencontres (Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. Французский язык. Издательство «Просвещение»)
Тема урока: Осень в Париже. L’automne à Paris.
Единица деятельностного содержания: способ употребления безличных глаголов по теме «Погода осенью» в будущем времени.
Цели урока:
Обучающий аспект:
- Повторить и закрепить лексику по теме « Погода осенью».
- Расширить лексический запас учащихся по теме «Достопримечательности Парижа».
- Познакомиться со способом употребления безличных глаголов по теме «Погода осенью» в будущем времени.
- Применить знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Развивающий аспект:
- Развивать память через повторение стихов и активной лексики урока.
- Развивать мыслительные операции:
- умение сопоставлять;
- умение анализировать.
- Развивать мотивацию изучения французского языка.
Воспитательный аспект:
- Воспитывать культуру совместной деятельности.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Этапы урока:
- подготовительный
- усвоение нового
- первичная проверка
- закрепление
- обобщение
- итог на рефлексивной основе
- домашнее задание
Методы обучения: репродуктивный, продуктивный
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, индивидуальная
Граница знания — незнания
Учащиеся знают и умеют | Не знают, не умеют |
|
|
Ход урока
1. Подготовительный этап
Задачи этапа: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений, совершенствование навыков восприятия речи на слух
Компетенции: учебно-познавательная (постановка целей)
Метод: репродуктивный (повтор лексики)
Формы: фронтальная, индивидуальная
Время: 5 минут
Критерии оценки: баллы
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие
Bonjour, mes amis! Comment allez-vous? Quelle date sommes-nous?
|
Учащиеся приветствуют учителя: Здравствуйте! Спасибо, у меня все хорошо. Сегодня 15 ноября, вторник. Bonjour, ça va bien. Aujourd’hui nous sommes le 15 novembre, mardi. |
Постановка целей урока
|
Учащиеся просматривают видеоролик и определяют тему урока — «Осень в Париже».
|
Фонетическая и речевая разминка 1. Учитель просит учащихся вспомнить, какой русский поэт любил осень, и рассказать стихотворение А.С. Пушкина про осень. Pourriez-vous dire quel poète russe aimait beaucoup l’automne ? 2. Учитель предлагает учащимся рассказать
…..
3. Учитель предлагает учащимся вспомнить выражения, слова по теме «Погода осенью». Учитель исправляет ошибки при необходимости. Quelles expressions sur le temps en automne connaissez-vous ?
….. 4. Учитель спрашивает учеников об их любимом времени года и просит посмотреть в окно и описать погоду. Quelle est votre saison préférée? Regardez par la fenêtre et dites, quel temps fait-il aujourd’hui ?
5. Учитель спрашивает учеников, могут ли они описать погоду, которая будет завтра. Chers amis! Pourriez-vous employer ces expresssions au futur simple ?
|
1. Учащиеся рассказывают стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…»
2. Учащиеся рассказывают стихотворение Виктора Гюго «Осень». VICTOR HUGO “L’AUTOMNE” L’aube est moins claire, l’air moins chaud, le ciel moins pur. 3. Il fait mauvais, Il fait froid, Il fait 5 degrés, Il fait sombre,Il y a des nuages, il fait beau, il fait chaud, il fait du soleil… J’aime l’été parce que c’est la plus belle saison de l’année, c’est la saison des grandes vacances… 4. Ученики описывают погоду: Сегодня холодно, идет снег, пасмурно, небо покрыто тучами, дует ветер… Aujourd’hui il fait mauvais, il fait froid, il pleut. Un coup de vent fait tomber des arbres une pluie de feuilles. Les arbres sont nus et tristes… 5. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы учителя и называют цель урока. Nous allons employer les expressions sur le temps en automne au futur simple. |
2. Этап усвоения нового
Задачи этапа: осмысление и первичное запоминание знаний, обеспечение восприятия
Компетенции: коммуникативная
Метод: репродуктивный
Формы работы: фронтальная, групповая
Критерии оценки: баллы
Время: 7 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Учитель просит учеников записать в тетради безличные глаголы в будущем времени — Chers amis! Ouvrez vos cachiers et notez les expressions au futur simple. 2. Класс делится на 2 группы
|
1. Учащиеся записывают правило образования безличных глаголов в будущем времени и читают их.
….. а) соединяют картинки с текстом; |
3. Этап первичной проверки
Задачи этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и их коррекция
Ключевые компетенции: коммуникативная, информационная
Метод: продуктивный
Формы работы:индивидуальная
Критерии оценки: баллы
Время: 5 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Прослушать текст на стр. 62 Ecoutez le texte, soulignez les expressions sur le temps et mettez-les au futur simple. |
Учащиеся слушают текст из учебника “Rencontres” (стр. 62), подчеркивают безличные глаголы и ставят их в будущем времени. |
4. Этап закрепления
Задачи этапа: закрепление лексических единиц и речевых моделей по теме «Погода осенью», совершенствование умений говорения.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная
Метод: репродуктивный, продуктивный
Форма: фронтальная,индивидуальная
Критерии оценки: баллы
Время: 7 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Каждый ученик получает задание: посмотреть на карту Франции и написать безличные глаголы в будущем времени. На доске написаны правильные ответы. Учитель заполняет таблицу оценок.
|
Учащиеся работают самостоятельно: смотрят Ученики самостоятельно проверяют свою работу. |
5. Этап обобщения
Задачи этапа: формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Погода осенью».
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная
Методы: репродуктивный и продуктивный
Формы: индивидуальная и групповая
Критерии оценки: баллы
Время: 10 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Работа в группах: учитель предлагает ученикам из разных картинок составить две картины по теме и описать их, употребляя будущее время. Composez un tableau sur l’automne des images données et décrivez-le ! |
Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое. Ученики работают в группах Каждый ученик описывает картину (каждый ученик говорит по одному предложению). |
6. Итог на рефлексивной основе
Задачи этапа: анализ успешности достижения цели, проверка понимания учащимися необходимости полученных знаний
Компетенции: учебно-познавательная
Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: продуктивный
Критерии оценки: количество набранных баллов
Время: 7 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Рефлексия
Выставление отметок за урок On dit que l’automne c’est la saison de la récolte. Les Francais disent que l’automne c’est la saison des pommes. Et bien, combien de pommes avez-vous ramassé ? |
Je sais … |
7. Домашнее задание
Задачи этапа: объяснение способа выполнения домашнего задания
Компетенции: учебно-познавательная
Метод: репродуктивный
Форма: индивидуальная
Время: 2 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Домашнее задание —
|
|
Приложение 1
PRESENT (Aujourd’hui) ————— FUTUR SIMPLE (Demain)
Il fait froid ————————— | il fera froid |
Il fait chaud ————————— | il fera chaud |
Il fait beau —————————- | il fera beau |
Il fait mauvais ———————— | il fera mauvais |
Il pleut ——————————— | il pleuvra |
Il fait sombre ———————— | il fera sombre |
Il fait du soleil ———————— | il fera du soleil |
Il fait du vent ———————— | il fera du vent |
Il y a des nuages ——————- | il y aura des nuages |
Il neige ——————————— | il neigera |
Il y a du brouillard —————— | il y aura du brouillard |
Il y a l’orage ————————— | il y aura l’orage |
Приложение 2(a)
Dites au futur simple :
1. Il fait beau.
2. Il fait chaud.
3. Il fait 20 degrés.
4. Il fait du soleil.
5. Il y a des nuages.
6. Il ne pleut pas.
Приложение 2(b)
Dites au futur simple :
1. Il fait mauvais.
2. Il fait froid.
3. Il fait 5 degrés.
4. Il fait sombre.
5. Il y a des nuages.
6. Il pleut.
Приложение 3
Choisissez une bonne variante :
1. Il pleuvra à Paris.
2. Il pleut à Paris.
3. Il fait mauvais.
4. Il fera mauvais.
5. Il fait froid.
6. Il fera froid.
7. Il fera du vent.
8. Il fait du vent.
9. Il fera sombre.
10. Il fait sombre.